СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль государства в экономике. Бюджет. Налоги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - сформировать представление учащихся о роли государства в экономике. Познакомиться с экономическими проблемами, регулируемыми любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику.

Просмотр содержимого документа
«Роль государства в экономике. Бюджет. Налоги.»

Конспект урока по обществознанию в 8 классе


Тема урока: Роль государства в экономике. Бюджет. Налоги.

Цель урока: сформировать представление учащихся о роли государства в экономике

Познакомиться с экономическими проблемами, регулируемых любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

Определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики; как соотносятся интересы производителей и потребителей.

Метапредметные УУД:

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные УУД: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания.

Оборудование: мультимедиа проектор, мультимедиа доска, ноутбук.

Электронные образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, презентация «Роль государства в экономике»

Тип урока - урок открытия нового знания.

Ход урока.

I.Организационный момент.


II.Проверка домашнего задания

- Что такое предпринимательство? (это не запрещенная законом, связанная с риском, самостоятельная, инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли).

- Кто такой предприниматель? ( человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль)


III.Мотивация учебной деятельности.

- Вы знаете, что экономическая жизнь (система) может быть организована по -разному. От чего это зависит?

От того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складывается экономическая система.

Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения.

Командная система: государство полностью контролирует экономику.

Рыночная система: Кто здесь отвечает на главные вопросы? (Сам рынок)

- Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику

- На основании представленной информации попробуйте сформулировать,  о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (Предположение детей).

- Какая цель нашего урока?


IV. Изучение нового материала

А.Смит выделял такие функции правительства

1)  обеспечение национальной обороны;

2)  отправление правосудия;

3)  организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

4)  сбор налогов для оплаты нужд государства.

  • Как вы думаете, те функции правительства, которые были оп­ределены А. Смитом в XVIII в., актуальны и сейчас?

До 19 века государство почти не вмешивалось в экономические процессы.

  •  Какие могут быть последствия политики невмешательства государства в экономику? (Работа с учебником на стр. 194, абз.3)

  • Образование монополий, экологическая катастрофа.

  • Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А.Смит.

2.Работа с Конституцией

  • Какие функции выполняет государство в современное время?

  • Как защитить общество от нечестных предпринимателей, монополистов?

1.Законодательное регулирование: ст.34 Конституции РФ

Защита прав собственности, поддержка конкуренции, обеспечения права на труд

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"

Защищая предпринимательство, государство осознает, что помогает только 10-30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения-служащие, старики, малообеспеченные, дети, безработные – нуждаются в помощи государства. Их надо защищать в первую очередь.

2.Проведение социальной политики: ст.39 Конституции РФ

пенсии, пособия по безработице

Обратимся к ст.41,43 Конституции РФ

(медицинское обслуживание, образование бесплатно)

  • Почему данные институты общества должны принадлежать государству?

  • Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников.

  • Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.

3.Предоставление общественных благ: оборона, здравоохранение, образование


ФИЗМИНУТКА

- Я читаю высказывание, если оно верное- руки вверх, если неверное- топаем ногами.

  • Потребности – это нужда в чем-либо (да)

  • Потребности бывают только материальные (нет)

  • Чтение книг – это биологические потребности…(нет)

  • Морская вода - это Свободные блага (да)

  • Машины, оборудование –это экономические блага (да)

  • Имущество Вооруженных сил – это частная собственность (нет)

  • Чем выше цена, тем ниже спрос (да)

  • Чем выше цена, тем ниже предложение (нет)

  • Земля – это фактор производства (да)

  • Это единственный фактор (нет)

Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;

2.Налоговая система.

«Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты». 


Какие налоги бывают? Слайд


Прямые прямые – налагаемые на потребителя.

На доход (зп, премия, от собственности, предпринимательства), на имущество (строения, транспорт), на землю .

Косвенные – на продажу т. и у.. На устойчивые товары. Включены в стоимость. Таможенная пошлина, акциз, НДС

Акциз - косвенный налог на товары широкого внутреннего потребления (соль, табак, сахар, спички, спиртные напитки и т. п.).


НДС - это косвенный налог, который включается в стоимость товара (работы, услуги). 

Виды налогов


Федеральные

Региональные

Местные

(на всей тер-и РФ, основа налоговых поступлений)

- НДС (20 %)

- Акциз

- Налог с физ. лиц (НДФЛ, подоходный, 13%)

  • На прибыль

- На добычу полезных ископаемых

- Гос. пошлина

- Водный налог

(бюджет субъектов РФ)

- На имущество организаций

- Транспортный налог


(муниципальных образований)

- Земельный

- Налог на имущество физ. лиц

- Торговый сбор



Следующий механизм государственного регулирования экономики - государственный бюджет.

Государственный бюджет- финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определенный период.

Источники поступления средств – статьи дохода, а на что они тратятся – статьи расхода.

Если доходы меньше расходов – это называется дефицитом, если доходы больше расходов – профицит.


V. Закрепление материала

1.Разбор ситуаций. Определите виды налогов.

  1. У мамы из зарплаты вычли подоходный налог. (прямой)

  2. Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.(косвенный)

  3. Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.(косвенный)

  4. Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.(прямой)

  5. Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству. (прямой)

  6. При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом (косвенный)


2.Верны ли суждения?

1.Верны ли суждения о налогах?

А. Налог на доходы физический лиц – прямой региональный налог.

Б. Налог на прибыль – это косвенный федеральный налог.

2. Верны ли суждения о налогах?

А. В РФ федеральные налоги устанавливаются указами Президента России.

Б. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с юридических лиц и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.


VI. Подведение итогов.

Итак, какие функции выполняет современное государство?

Государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, инфляцией, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.


Выставление оценок. Рефлексия

На уроке я работал…

Урок для меня показался…


VII. Домашнее задание

Изучить параграф 23, с.200 – ответить на вопрос: каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!