Конспект урока по обществознанию в 8 классе
Тема урока: Роль государства в экономике. Бюджет. Налоги.
Цель урока: сформировать представление учащихся о роли государства в экономике
Познакомиться с экономическими проблемами, регулируемых любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
Определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики; как соотносятся интересы производителей и потребителей.
Метапредметные УУД:
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные УУД: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания.
Оборудование: мультимедиа проектор, мультимедиа доска, ноутбук.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, презентация «Роль государства в экономике»
Тип урока - урок открытия нового знания.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания
- Что такое предпринимательство? (это не запрещенная законом, связанная с риском, самостоятельная, инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли).
- Кто такой предприниматель? ( человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль)
III.Мотивация учебной деятельности.
- Вы знаете, что экономическая жизнь (система) может быть организована по -разному. От чего это зависит?
От того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складывается экономическая система.
Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения.
Командная система: государство полностью контролирует экономику.
Рыночная система: Кто здесь отвечает на главные вопросы? (Сам рынок)
- Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику
- На основании представленной информации попробуйте сформулировать, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (Предположение детей).
- Какая цель нашего урока?
IV. Изучение нового материала
А.Смит выделял такие функции правительства
1) обеспечение национальной обороны;
2) отправление правосудия;
3) организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
4) сбор налогов для оплаты нужд государства.
Как вы думаете, те функции правительства, которые были определены А. Смитом в XVIII в., актуальны и сейчас?
До 19 века государство почти не вмешивалось в экономические процессы.
Какие могут быть последствия политики невмешательства государства в экономику? (Работа с учебником на стр. 194, абз.3)
Образование монополий, экологическая катастрофа.
Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А.Смит.
2.Работа с Конституцией
Какие функции выполняет государство в современное время?
Как защитить общество от нечестных предпринимателей, монополистов?
1.Законодательное регулирование: ст.34 Конституции РФ
Защита прав собственности, поддержка конкуренции, обеспечения права на труд
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"
Защищая предпринимательство, государство осознает, что помогает только 10-30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения-служащие, старики, малообеспеченные, дети, безработные – нуждаются в помощи государства. Их надо защищать в первую очередь.
2.Проведение социальной политики: ст.39 Конституции РФ
пенсии, пособия по безработице
Обратимся к ст.41,43 Конституции РФ
(медицинское обслуживание, образование бесплатно)
Почему данные институты общества должны принадлежать государству?
Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников.
Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.
3.Предоставление общественных благ: оборона, здравоохранение, образование
ФИЗМИНУТКА
- Я читаю высказывание, если оно верное- руки вверх, если неверное- топаем ногами.
Потребности – это нужда в чем-либо (да)
Потребности бывают только материальные (нет)
Чтение книг – это биологические потребности…(нет)
Морская вода - это Свободные блага (да)
Машины, оборудование –это экономические блага (да)
Имущество Вооруженных сил – это частная собственность (нет)
Чем выше цена, тем ниже спрос (да)
Чем выше цена, тем ниже предложение (нет)
Земля – это фактор производства (да)
Это единственный фактор (нет)
Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;
2.Налоговая система.
«Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты».
Какие налоги бывают? Слайд
Прямые прямые – налагаемые на потребителя.
На доход (зп, премия, от собственности, предпринимательства), на имущество (строения, транспорт), на землю .
Косвенные – на продажу т. и у.. На устойчивые товары. Включены в стоимость. Таможенная пошлина, акциз, НДС
Акциз - косвенный налог на товары широкого внутреннего потребления (соль, табак, сахар, спички, спиртные напитки и т. п.).
НДС - это косвенный налог, который включается в стоимость товара (работы, услуги).
Виды налогов
Федеральные | Региональные | Местные |
(на всей тер-и РФ, основа налоговых поступлений) - НДС (20 %) - Акциз - Налог с физ. лиц (НДФЛ, подоходный, 13%) - На добычу полезных ископаемых - Гос. пошлина - Водный налог | (бюджет субъектов РФ) - На имущество организаций - Транспортный налог | (муниципальных образований) - Земельный - Налог на имущество физ. лиц - Торговый сбор |
Следующий механизм государственного регулирования экономики - государственный бюджет.
Государственный бюджет- финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определенный период.
Источники поступления средств – статьи дохода, а на что они тратятся – статьи расхода.
Если доходы меньше расходов – это называется дефицитом, если доходы больше расходов – профицит.
V. Закрепление материала
1.Разбор ситуаций. Определите виды налогов.
У мамы из зарплаты вычли подоходный налог. (прямой)
Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.(косвенный)
Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.(косвенный)
Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.(прямой)
Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству. (прямой)
При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом (косвенный)
2.Верны ли суждения?
1.Верны ли суждения о налогах?
А. Налог на доходы физический лиц – прямой региональный налог.
Б. Налог на прибыль – это косвенный федеральный налог.
2. Верны ли суждения о налогах?
А. В РФ федеральные налоги устанавливаются указами Президента России.
Б. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с юридических лиц и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.
VI. Подведение итогов.
Итак, какие функции выполняет современное государство?
Государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, инфляцией, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.
Выставление оценок. Рефлексия
На уроке я работал…
Урок для меня показался…
VII. Домашнее задание
Изучить параграф 23, с.200 – ответить на вопрос: каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета?