СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль глагольных форм в тексте

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал позволит обобщить знания по темам «Причастие» и «Деепричастие»;  изучить роль причастий и деепричастий в художественном тексте.

Просмотр содержимого документа
«Роль глагольных форм в тексте»

ТЕМА УРОКА. Глагольные формы – причастие и деепричастие.

ЦЕЛИ УРОКА: обобщить знания по темам «Причастие» и «Деепричастие»;  изучить роль причастий и деепричастий в художественном тексте.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

Задача сегодняшнего урока – обобщить знания о глагольных формах, которые так не похожи на глагол, что их иногда выделяют в особые части речи. Мы вспомним об их грамматических особенностях, а также выясним, какова их роль в художественных текстах.
Начнем мы с формы, о которой М.В. Ломоносов сказал: «Она служит сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу».
Что это за форма? (Причастие.)
Как вы понимаете выражение М.В. Ломоносова? (Причастие соединяет в себе качества имени прилагательного и глагола. От прилагательного оно унаследовало способность определять, обозначать свойства предмета, от глагола – представлять эти свойства в развитии, меняющимися во времени.)
Попробуем доказать это на конкретных примерах.

II. Работа с художественным текстом

Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Б.Л. Пастернака.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа, 
Июльский воздух луговой.

Как бы вы его озаглавили? («Июль», «Июль-проказник».) Да, авторское название этого стихотворения – «Июль».

Каким предстает перед нами июль? (Июль – нечесаный растрепа, бесцеремонно заходящий в дом через окна, громко говорящий, пропахший ароматами деревьев и трав.)

Какой художественный прием использует поэт в создании образа июля? (Олицетворение, то есть оживление неодушевленного предмета, явления, наделение его человеческими качествами.)

Какие слова и обороты помогают создать образ шумного гуляки – июля? (Яркие, интересные причастия и причастные обороты: таскающий в одёже, все громко говорящий вслух, пропахший липой и травой.)

Найдите случаи перехода причастий в прилагательные. (Нечесаный растрепа; приближается по значению к причастию и отглагольное прилагательное вхожий.)

Когда возможен такой переход? (В том случае, когда слово приобретает постоянное значение, перестает передавать изменение признака во времени.)

Чем различаются причастие и прилагательное? (Прилагательное обозначает постоянный, неизменяемый признак, причастие – свойство предмета, имеющее временную характеристику.)

Выпишите из отрывка в два столбика прилагательные и причастия. Проанализируйте особенности употребления каждого из них. Сделайте вывод об изобразительных свойствах причастия. (Причастие совмещает в себе изобразительные свойства глагола и прилагательного, что позволяет передать красоту этого летнего теплого дня образно, необычно, в движении, в динамике; причастия позволяют представить июльские дни в движении, в звуках, в красках и запахах.)

III. Лингвистический эксперимент

Теперь давайте проведем лингвистический эксперимент. Попробуйте заменить причастия прилагательными в следующем отрывке из стихотворения М.Лермонтова «Родина».

До замены:

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы 
Чету белеющих берез.

После замены:

Люблю дымок паленой жнивы,
В степи ночной обоз
И на холме средь желтой нивы 
Чету белых берез.

Сравните авторский текст с тем, который получился после замены. Что ушло из стихотворения (не считая, конечно, ритма)? Какой вариант обладает большей изобразительной силой? Объясните причину. (Искусственный вариант отрывка статичен, неподвижен. Природа кажется неподвижной. Авторский текст с причастиями обладает большей изобразительной силой, так как в нем пейзаж живет, меняется во времени.)

IV. Изобразительные свойства причастного оборота

Часто причастие в художественных текстах употребляется с зависимыми словами. Поэтому нам важно выявить роль причастного оборота в художественной речи.

Проведем эксперимент. В следующем отрывке из произведения И.Бунина найдите причастные обороты и замените их придаточными предложениями со словом который.

Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, растрепавшие по-осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете.

Измененный текст:

Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые растрепали по-осеннему опустевший (*) сад и прибили к земле траву, которая вдруг почернела и от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло.

(* Можно добавить также Сад, который уже по-осеннему опустел.)

Какой вариант более выразителен и емок? В чем причина? (Измененный вариант перенасыщен однотипными синтаксическими конструкциями, он получился громоздкий, тяжелый для чтения. Причастный оборот, совмещая значение признака и действия, является более лаконичной формой выражения мысли по сравнению с придаточными определительными со словом который. Причастные обороты обладают выразительной краткостью.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!