Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЦЭВД «Творчество»
Роль электронного портфолио педагога в оценке и развитии профессиональной компетентности
(методическое пособие для педагогов)
Г.Владикавказ
Роль электронного портфолио педагога в оценке и развитии профессиональной компетентности
В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности.
Изменяются и средства мониторинга уровня сформированности компетентностей и конкурентоспособности педагога. Актуальным на современном этапе образования становится использование портфолио как технологии, позволяющей объективно оценивать профессиональный рост учителя.
Под термином “портфолио” нами понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных профессиональных достижений в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования.
Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует. Портфолио должен отражать субъектную позицию педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности, при сформированных профессиональных компетентностях.
К числу материалов, которые могут войти в портфолио, можно отнести, например, пояснительную записку к образовательной программе, по которой работает учитель, если в ней приведены ссылки на методические рекомендации или результаты сравнительного анализа двух или нескольких образовательных программ. Об использовании учителем различных средств педагогической диагностики образовательных результатов могут свидетельствовать разного рода оценочные материалы, в которых очевидно, как измеряются, оцениваются результаты.
В соответствии с одной из принятых классификаций можно выделить несколько видов профессионального портфолио учителя:
— портфолио развития — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;
— отчетный портфолио — свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
— демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ учителя; данный портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.
Современный учитель должен владеть информационной компетентностью, а следовательно навыками информационных технологий. Поэтому актуальным в настоящее время становиться разработка электронного портфолио, который позволяет не только наглядно отразить динамику профессионального развития, но и совершенствовать информационную компетентность педагога в процессе его создании средствами различных компьютерных программ.
При создании и наполнении электронного портфолио совершенствуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов (психолого-педагогическим требованиям, эргономическим требованиям и дизайна, программно-технологические и другие).
Электронный портфолио помогает строить различные визуализации: сводные таблицы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио, наиболее наглядна в виде перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.
Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, системность, доступность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность и т. д.
Администрацией центра была сформулирована цель деятельности педагогического коллектива по разработке и внедрению модели электронного портфолио, как технологии управления качеством образовательного процесса, а также технологии развития профессиональной компетентности педагогов школы, и определены задачи:
создание особого образовательного ресурса для формирования свободной творческой и социально компетентной личности, ее саморазвития и самовоспитания;
обеспечение организационной и информационно-методической поддержки учителя;
реализация индивидуальной траектории профессионального развития учителя;
демонстрация и распространение инновационного педагогического опыта;
совершенствование профессионального мастерства учителя;
непрерывное повышение квалификации учителя;
расширение и совершенствование программного и методического обеспечения образовательной деятельности учителя.
В течение учебного года были организованы теоретические семинары и практические занятия с участием научных руководителей Омского государственного педагогического университета по теме: “Эффективные формы представления результатов инновационной деятельности педагога (электронный портфолио учителя).
вая информационную компетентность.0000000000000000000000000000000000000000Итогом работы педагогического коллектива являются оформленные электронные портфолио всех педагогов.
Электронные портфолио позволили сформировать банк данных об эффективности профессиональной деятельности, об уровне профессиональных компетентностей педагогов, а также скорректировать мероприятия научно-методического сопровождения процессов внедрения обновленного содержания образования, модернизация технологии обучения, развития и саморазвития профессионального мастерства учителей с учетом изменений и особенностей образовательного пространства.
Таким образом, роль современных технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие развития профессиональных компетентностей педагога.