СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль домашнего задания в самообразовании школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Роль домашнего задания в самообразовании школьника"»

Родительское собрание на тему

"Роль домашнего задания в самообразовании школьника"

3 класс

Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными,

они должны приобретать образование самостоятельными занятиями. Н.Г. Чернышевский

Задачи:

-  показать родителям и учащимся  значимость выполнения учащимися домашних заданий;

- предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий обучающимися;

- предложить обучающимся рекомендации по выполнению домашних заданий

Подготовительная работа:  анкетирование учащихся класса; изучение мнений учителей-предметников о выполнении домашних заданий учащимися 3 класса; анкетирование родителей.

Повестка дня

  1. Роль домашнего задания в самообразовании школьника

  2. Организация питания в школе

  3. О правилах поведения учащихся

Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. От того, насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом.

Что такое домашнее задание, известно всем и каждому. Зачастую можно услышать, что домашние задания мешают бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?

А так ли важны эти домашние задания? Для чего они нужны?

Оказывается, домашнее задание выполняет различные функции.

Издавна домашняя работа учащихся служила и служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Один достигает необходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другой должен дома с помощью правила в учебнике или тетради ещё раз пройти все этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме

Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Также домашние задания играют функцию выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Иногда родители удивляются, почему ребенок, просидев за выполнением домашних работ достаточно большое количество времени, получает «3» или «2»?

Очень хочется познакомить вас с одной ситуацией. Может, кто-то узнает в ней себя.

Ситуация

Одна из родительниц высказывается: «Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до одиннадцатого класса. Не думаю, что ребенок так долго должен сидеть за урокам».

Давайте понаблюдаем, как Петя делает уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает. Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут….

Но всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу…. Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…. На раскачку ушло более 20 минут. Два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не начался ли фильм;

- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

- трижды переписывался в контакте с друзьями…

Но вот работа закончена. Петя ещё 10 минут бесцельно перекладывал с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только1 час 27 минут использовано с толком.

Такая картина является типичной. Чуть ли не половина школьников за приготовлением домашних заданий попутно заняты другими делами.

Хочется сразу отметить, что ученик 3 класса может 40 минут непрерывно заниматься, затем делать перерыв на 10 - 15 минут. Общая продолжительность 1,5 – 2 часа.

Мы провели анкету среди учащихся класса, но вначале попросим родителей ответить на эти же вопросы, и узнаем, как вы хорошо знаете своих детей. (Родители отвечают на вопросы, дети рисуют домашнюю работу)

Почему же нашим детям трудно выполнять домашнее задание? Что им мешает дома? Что можно изменить? Как же организовать домашнюю учебу? Ведь это самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

С выполнения, каких заданий необходимо начинать? С устных или письменных, с трудных или лёгких, с интересных или скучных? (вопрос на обсуждение)

У третьеклассника уже имеется собственный опыт выполнения домашних заданий, и ему можно посоветовать установить очередность выполнения заданий на основе своих наблюдений. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких и постепенно переходить к трудным. Самую трудную, неинтересную работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий.

А какие предметы, легкие и трудные, они, конечно, для себя уже определили. И для каждого это разные предметы.

Прежде чем дать рекомендации и родителям, и детям, хочется еще обсудить несколько ситуаций. ( Работа в парах, обсуждают родители)


Ситуация 1

Строго-настрого мама наказала: без меня уроки не делать. Приду с работы в 18 часов, мы поужинаем и сядем за уроки. Когда я делаю уроки, мама сидит рядом, при необходимости подсказывает или заставляет переделывать.

Вопросы

  1. Должен ли ребёнок дожидаться родителей, чтобы выполнить д/з?

  2. Как вы думаете, выполнение д/з должно происходить сначала в черновом варианте, а потом в тетрадь?


Ситуация 2

Мы дома сразу договорились: пусть Вера учится сама, как может. И в тетрадки не заглядываем. Так иногда интересуемся. Но мы считаем, раз ученица Вера, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учителя спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит гулять не пойдет, а как иначе?

Вопросы

  1. Как вы оцениваете поведение родителей?

  2. Нужно ли помогать ребёнку в учебной деятельности?

  3. Если ребёнок получит двойку, то какие будут ваши действия?


Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявить полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребёнка. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий. Во - втором – формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано правильно без особых усилий.

Ситуация 3

Ребенок просит отпустить его поиграть, а уроки сделает потом.

Вопросы:

  1. Как поступить в этой ситуации?

  2. Можно ли верить обещаниям?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимание на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом».
(Работа в парах)

- Сейчас, уважаемые родители, попробуйте выработать правила – рекомендации для родителей «Контроль за выполнением школьником домашних заданий». (выступление и обсуждение написанного)

Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. У родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало, что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им. Отцы еще меньше – около 15 минут. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого?

Родителям: РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ – С КЕМ-ТО ДЕЛАТЬ УРОКИ, КОМУ-ТО ПОМОГАТЬ, ВЗРОСЛЕТЬ!

Раздача памяток с рекомендациями.

Решение родительского собрания

  1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

  2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.

  3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.

  4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.

  5. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!