СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль декоративной живописи в профессиональной подготовке художников-прикладников

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт преподавания темы пейзаж на рисунке и живописи в колледже  декоративно- прикладного  искусства №36 им. К. Фаберже.

            

СтепановаЛ.М, преподаватель художественно – графических дисциплин

ГБОУ СПО КДПИ имени Карла  Фаберже № 36

                                            «Познание красоты природы порождает жажду познания все новых и новых источников

 эстетических богатств».

К.Д.Ушинский

Анализируя опыт преподавания в колледже декоративно-прикладного искусства им. К. Фаберже №36 дисциплин «Живопись» и «Рисунок» мы ищем новые пути достижения результатов в обучении, стремимся усовершенствовать методику преподавания. Одна из важных задач преподавателей  рисунка и живописи на отделениях колледжа - пробудить интерес  к этим дисциплинам, так как учащиеся зачастую не понимают их важной роли  в получении профессионального образования: ювелира, художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, художника росписи по ткани, дизайнера текстильной и легкой промышленности. Дисциплины «Живопись» и «Рисунок» играют роль как в общехудожественном образовании, так и для получения  специальных знаний, умений, навыков, общих и профессиональных компетенций  определенных стандартами для каждой профессии и специальности. Тема «пейзажное изображение» в преподавании живописи и рисунку дает развитие эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Природа – источник прекрасного, незаменимый учитель, это отмечали в своих высказываниях многие художники. Выразительный пейзаж способен вдохнуть творческий порыв, желание отразить прекрасное. Но важно подойти к этому  прекрасному моменту подготовленным, имея определенные навыки и знания, чтобы не разочароваться в собственных способностях.  В статье рассматривается методика (специфика) преподавания  темы «пейзажное изображение» на предметах «живопись» и «рисунок» и ее роль  в обучении художников-прикладников на наших отделениях. Общеизвестно, что жанр пейзажа (paysage от фр. pays – местность, страна) в изобразительном искусстве преимущественно принадлежит живописи и графике, а также активно используются некоторыми народными художественными промыслами (Холуй, Палех, Мстера, Федоскино) и  в декоративно-прикладном искусстве: гобелен, роспись по ткани и некоторые другие. Уроки по теме «пейзажное изображение» в колледже  сопровождаются показом  репродукций работ мастеров пейзажной живописи и графики созвучных стоящей перед  учащимися  задачей, а также посещением музеев, где акцент делается на всесторонний  анализ живописного или графического пейзажа. Тема «пейзаж» в обучении на рисунке и параллельно живописи делится на несколько этапов: 1этап – изучение пластики отдельных форм и частей  пейзажа (т.н. микропейзаж)

2этап - пластическое единство отдельных форм в  несложном пейзаже (с неглубоким пространством);

3 этап - усложненный многоплановый пейзаж (с глубоким пространством);

4 этап - пейзаж по памяти и представлению;

5этап-пейзаж в декоративно-плоскостной манере;

В результате прохождения темы учащийся овладевает определенной системой знаний, умений и навыков, которые помогут раскрыть творческий потенциал художника-прикладника.

При изображении объемно - пространственного пейзажа, кроме линейной и воздушной перспективы учащиеся знакомятся с основами композиции, выполняют форэскизы пейзажа, определяют освещение пейзажа, выбирают графические материалы и графические средства выражения, определяют пропорции, плановость, избирательность, детализацию.  Преподавтель знакомит с последовательность ведения работы.

В курс обучения пейзажу входят теоретические часы,  на которых поясняются способы передачи пространства в пейзаже: перекрывание элементов разных планов,  линейная перспектива,  воздушная перспектива, чередование различно освещенных планов. На пленэрной живописи необходимо зафиксировать в этюде, обобщенно передающем колорит тонально-цветовые отношения неба и земли, планов пейзажа. Студенты учатся подмечать и передавать различные состояния освещения в природе, влияние освещения на цвет травы, кроны деревьев, архитектуру, их рефлексную взаимосвязь.

Одной из тем  по дисциплинам «рисунок» и «живопись» на 4 курсе является тема « Пейзаж с группой деревьев, водой и памятниками архитектуры».

Объектами для изображения являются  природа и архитектура заповедников «Царицыно» и Коломенское», а также городские и индустриальные виды.

Работа начинается с поиска выразительных точек , выполнения форэскизов и зарисовок архитектуры. Этюд выполняется в несколько сеансов под руководством преподавателя.

Пленэрная живопись заставляет работать быстро и собранно, делать отбор элементов изображения ( к примеру постоянно двигающиеся по небу облака, набегающие тени на землю, и. т. д.)

Выполняя пейзажный этюд  необходимо помнить, что передать состояние, образ природы,собственное переживание от увиденного невозможно механическим списыванием отдельных оттенков, хотя бы потому, что природная палитра  и палитра  наших красок нетождественны. Приступая к пейзажу учащийся должен быть подготовлен и знаком со многими категориями цветоведения и композиции: гармонические пары; цвет в свету и в тени, рефлексы; колорит пейзажа; равновесие цвета в композиции; психология восприятия цвета; пластика контуров форм; ритмические связи ; арсенал технических приемов и многое другое. Говоря об импрессионистическом приеме видения и письма (т.е. чтобы понять как меняется цвет при различном освещении) неплохо было бы писать один вид в разное время суток.

Важным аспектом является

освобождение от стереотипности видения цвета и умение быстро определять оттенки в природе, сравнивая их по светлоте, насыщенности и цветовому тону, понимать и распознавать  влияния освещения солнечного (желтого), небесного (голубого), пасмурного (через тучи и облака). 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!