План –конспект урока
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Раздел и номер урока в теме: Роль декоративно-прикладного творчества в жизни человека и общества.
Зачем людям украшения, первая тема
Базовый учебник: Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство 5 класс»
Цель урока: Выявление общих представлений о месте и роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека и общества.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД) - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в группе;
- уметь организовать место занятий.
Планируемые результаты (предметные ПР) | Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям. Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).Видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе. |
Личностные (ЛР) | - Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; - уметь организовать место занятий. |
Образовательные ресурсы. | Учебник, видеосюжеты об Истории украшений , иллюстрации с изображениями украшений и росписей тела., практическая работа – оздание украшений своими руками. |
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: Урок мини-проект
Формы работы учащихся: работа в группах, ИКТ.
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Формируемые УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные, личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | Разделение учащихся на три группы. Представление учителя, знакомство, положительный настрой на работу. | Делятся на группы, знакомство | 2 | | Прогнозирование своей деятельности. | Умение слушать и вступать в диалог. |
2 | 2. Актуализация знаний, мотивация. | Вступительное слово учителя. Отрывок из м/ф «Золушка» -скажите, как вы думаете, почему мы с вами посмотрели именно этот отрывок? Иллюстрации племен - как отрывок и иллюстрации связаны между собой? А теперь попробуйте отгадать несколько загадок: Эти шарики на нити Вы примерить не хотите ль? На любые ваши вкусы В маминой шкатулке... (бусы) В ушках маминых сверкают, Цветом радуги играют. Серебрятся капли-крошки Украшения... (сережки) *** Край ее зовут полями, Верх украшен весь цветами. Головной убор-загадка - Есть у мамы нашей... (шляпка) А как эти предметы называются в целом? Украшения | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, отгадывают загадки. | 7 | Поиск и выделение необходимой информации. | Постановка цели учебной задачи. | Умение слушать и вступать в диалог. |
3 | 3. Постановка учебной задачи. | Давайте попробуем определить тему урока… Зачем людям украшения Заполните таблицу | Предполагают тему урока. Заполняют таблицу. | 3 | Структурирование знаний. Анализ объектов. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Умение слушать и вступать в диалог |
4 | 4. Решение учебной задачи. Работа в группах. | Комментирует , направляет работу учащихся. А где мы можем взять информацию? Откройте стр.106, сейчас мы поработаем с текстом и найдем самую нужную нам информацию. Работая с текстом делайте пометочки(ИНСЕРТ) ( галочка- знаю, - не знаю, ? есть вопросы. А сейчас я готова ответить на ваши вопросы,но есть условие 1 вопрос от группы. | Работают с текстом, маркируют текст. Участвуют в диалоге с учителем, задают вопросы. | 10 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся. |
| 5. практическая работа в группах (создание мини-проекта). | Давайте тоже почувствуем себя дизайнерами и создадим свои украшения. На столах разложены задания и инструкция к защите ваших мини-проектов 1 группа (мальчики)-украшение древнего племени, 2 группа (девочки) – украшения для мамы, 3 группа (смешанная) – украшения для современного общества. | Работают в группах, готовят защиту мини проектов. | 15 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. |
| 6. защита, оценка | Ну давайте посмотрим, что у вас получилось. Модели вам понравились украшения? Как вы можете оценить работу дизайнеров? | Защищают мини-проекты. Взаимооценивают, самооценивают работу | 5 | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Саморегуляция, коррекция полученного результата. | Умение вступать в диалог, интегрироваться в пару со сверстником. |
| 7. Итог. Рефлексия деятельности. | Все молодцы. Давайте с вами вернемся к табличке, заполните последнюю колоночку. Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все–таки учиться! | Заполняют таблицу. Оценивают себя, приклеивают камни. | 3 | Структурирование знаний. | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. | Умение слушать и вступать в диалог. |
| 8. Домашнее задание. | Домашнее задание указано в ваших инструктажах Спасибо за урок) | Записывают домашнее задание в дневник. | | | | |
Орг. момент (разделение на группы, настрой на урок)
Игра-Разноцветные стикеры. Участники встают в круг и закрывают глаза. Учитель прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.
Игра упражнение «Рисовалка» (на развитие моторики , создание рабочего микроклимата).
Задание: Учащиеся берут в обе руки фломастеры, разного цвета одновременно с педагогом под его рассказ, необходимо нарисовать картину. Руки должны рисовать вместе, одновременно.
Рисует художник
Пейзаж у реки:
Рисует деревню,
Рисует мосты,
Фонари расставляет,
По вечерам их включает,
Выводит дороги,
Деревья, кусты.
Рисует сугробы,
Рисует, рисует,
Снежинки, пургу и метель…
Примечание: Нельзя поочередно рисовать руками.
Самоанализ готовых работ учащимися:
Интересно, рисовать двумя руками?
Ваше впечатление?
Какая работа лучше всех, почему?
Актуализация знаний, мотивация.
А сейчас давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Золушка»
-скажите, как вы думаете, почему мы с вами посмотрели именно этот отрывок?
А теперь посмотрите вот эти иллюстрации.
- Как отрывок и иллюстрации связаны между собой?
А теперь попробуйте отгадать несколько загадок:
Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке... (бусы)
В ушках маминых сверкают,
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли-крошки
Украшения...
(сережки)
***
Край ее зовут полями,
Верх украшен весь цветами.
Головной убор-загадка -
Есть у мамы нашей...
(шляпка)
-А как эти предметы называются в целом?
Украшения
Давайте попробуем определить свами тему сегодняшнего урока,
Тема урока - Зачем людям украшения.
– Сегодня мы с вами должны будем ответить на вопрос. Зачем людям украшения и узнать какую роль они играли в жизни человека.
Развитие и становление самого человека, напрямую связано с историей украшений. Задолго до того как человек научился обрабатывать металл, он уже прибегал к украшению самого себя.
Сейчас я хочу чтобы вы посмотрели два небольших видеосюжета о Истории создании украшений. Будьте внимательны!
- Перед вами на парте лежат Маршрутные листы- их нужно заполнить, а где мы можем взять информацию? Откройте учебник стр.106, сейчас мы поработаем с текстом и найдем самую нужную нам информацию.
Маршрутный лист №1
Зачем воины разрисовывали свое тело? | Расшифруйте понятие Украсить | Какой можно сделать вывод, зачем людям украшения? |
| | |
Маршрутный лист №2
Зачем древний охотник украшал себя? | Расшифруйте понятие Украсить | Какой можно сделать вывод, зачем людям украшения? |
| | |
Маршрутный лист №3
Для чего вождь племени носил пышный головной убор,наносил на тело татуировки? А Шотландский король в прошлые века носил семицветную одежду? | Расшифруйте понятие Украсить | Какой можно сделать вывод, зачем людям украшения? |
Сейчас прежде чем перейти к следующему этапу нашего урока, давайте отдохнем и сделаем физминутку для глаз «Зимняя сказка».
Давайте тоже почувствуем себя дизайнерами и создадим свои украшения. На столах разложены задания и инструкция к защите ваших мини-проектов 1 группа (мальчики)-украшение древнего племени, 2 группа (девочки) – украшения для мамы, 3 группа (смешанная) – украшения для современного общества.
7. Ну давайте посмотрим, что у вас получилось.
Вам понравились украшения? Как вы можете оценить работу дизайнеров?
8.Итог. Рефлексия
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все–таки учиться!