Методическая разработка урока обществознания в 10 классе
по теме: « Роль и значение банковской системы в экономике»
учителя МБОУ Шумилинской СОШ
Любимовой С.Н.
Цель урока:
Задачи: показать взаимосвязь и необходимость сочетания в банковской деятельности знаний и экономики, и английского языка, и математики, и информационных технологий.
Оборудование урока: презентация, компьютер, проектор.
Ход урока:
Звучит стихотворение Роберта Бернса.( Читает Яковлев Д.) (Слайд2)
В горах мое сердце... Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах мое сердце, а сам я внизу.
Прощай, моя родина! Север, прощай, -
Отечество славы и доблести край.
По белому свету судьбою гоним,
Навеки останусь я сыном твоим!
Прощайте, вершины под кровлей снегов,
Прощайте, долины и скаты лугов,
Прощайте, поникшие в бездну леса,
Прощайте, потоков лесных голоса.
В горах мое сердце... Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах мое сердце, а сам я внизу!
Учитель: Сейчас прозвучали стихи великого шотландского поэта Роберта Бернса, который с неподдельной любовью писал о своей Родине, рассказывал о жизни простых людей, об их усердном труде. Его соотечественником и современником был другой великий шотландец - Адам Смит. Но, если Бернс воспевал красоту природы родного края и любовь к нему в красивой поэтичной форме, то Смит создал трудовую теорию общества. Согласно которой общество мыслилось ему "гигантской мануфактурой, а разделение труда - всеобщей формулой сотрудничества людей в интересах богатства народов".
Я думаю, не удивительно то, что мы начали наш урок со стихотворения известного шотландского поэта Р.Бернса, потому что тема нашего сегодняшнего урока тесно связана с другим известным шотландским поэтом - Адамом Смитом, который стал известный миру благодаря его вкладу в экономическую науку. Смит создал трудовую теорию общества. Согласно которой общество мыслилось ему "гигантской мануфактурой, а разделение труда - всеобщей формулой сотрудничества людей в интересах богатства народов". (Слайд 3)
- Что Вы знаете о нем? (ответы детей)
Давайте послушаем сообщение, которое приготовила Минаева Алина.
Ученица 10 класса: Адам Смит был великим ученым, который сделал экстраординарный вклад в экономику.
Исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаше всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита (1723-1790) — величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Адам Смит сделал экономику наукой. Этот шотландский экономист часто расценивается также как основатель политической экономии. В историю экономической мысли Смит навсегда вошел своей книгой "Исследование о природе и причинах богатства народов", книгой, которая стоила ему девяти лет отшельничества и славы "отца экономической науки". В этой книге Смит писал, что "если власти не мешают людям трудиться, создавать сбережения и вкладывать их в деятельность, то страна будет процветать". В том-то и дело, как только у людей появились деньги, как средство обмена, возникло огромное желание их сберечь, приумножить, вложить в собственное дело. А это стало возможным благодаря банкам.
Учитель: О роли и значении банковской системы в экономике, мы сегодня с вами и будем говорить. А начнем с истоков, с истории возникновения этих учреждений, с тех далеких времен, когда и сами банки назывались совсем иначе.
По ходу урока мы должны ответить на некоторые вопросы, и выполнить задания: (Слайд4)
Учитель: Прежде, чем приступать к рассмотрению темы урока, давайте с вами вспомним пройденный материал и ответим на вопросы:
Что такое банковская система? Из каких блоков она состоит?
Что такое банк? Каково происхождение этого термина?
С каких функций начиналась деятельность банков?
А теперь совершим путешествие в прошлое и вспомним, как зарождалось банковское дело. (Разбираются схемы деятельности банковских учреждений Древнего Египта, Вавилона, Ассирии и Греции). (Слайды 5-8)
Но вот в средние века к банковскому делу было иное отношение, о котором нам сейчас повествует Лушников Валерий.
Ученик 10 класса: В эпоху Средневековья подобная деятельность осуждалась, это считалось корыстью и стяжательством. Но уже с 16 века банки вновь возрождаются. К 1700 году в деловом центре Лондона, в Сити обосновалась Аллея обмена, где суетились не только те, кто, уже имея деньги, желал увеличить их запас, но и те, кто не обладал ими и надеялся случайно заработать. Последних называли брокерами, что в переводе с английского означает "рвач". Позже этот термин прочно войдет в биржевой лексикон, как посредник при совершении сделки. Спустя 50 лет Аллея сгорела, но дух ажиотажа возродился в Зданиях Биржи и Английского банка. Современные методы банковского дела начали складываться именно в Англии в то время.
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат карточки с текстом. Части этого текста смешаны. Работая в парах вы должны из смешанных частей составить логически связанный текст. На работу даётся 5 минут.
(У детей должен получиться следующий текст: В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они организуют денежный оборот и кредитные отношения, через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг.)
Учитель: Продолжаем беседу о современных видах банков и их функциях. --Какие виды банков вам известны?
- Какие функции осуществляет Центральный Банк РФ?
-Почему его называют "банк банков" и " банком правительства"?
-Как называются банки второго уровня? Какие функции они выполняют?
Во время ответов на вопросы о кредитовании учителем предлагается задача.
(Слайд 9)
Учитель: Давайте вместе вспомним, каким образом происходит эффективное управление ресурсами (Слайд 10)
Женя приготовила сообщение о создании и становлении регионального банка. Внимательно её послушайте и определите, к какому виду банка его можно отнести. (сообщение и ответ на вопрос)
Учитель: Ребята, о чём говорит информация на этом слайде? (Слайд 11)
Ответы детей
Учитель: Вернемся к поставленным в начале урока вопросам (Слайд 4)
Учащиеся отвечают на вопросы
- Какие выводы мы можем сделать, исходя из сказанного на уроке?
Дети делают выводы:
1.Банки выполняют следующие функции:
Хранение любых видов ценностей.
Посредничество в денежных расчетных операциях
Кредитование
Выпуск банковских денег и их обслуживание
Обмен иностранной валюты
Сдача в аренду сейфов
Консультация и посредничество во имя интересов клиентов
Долевое финансирование проектов.
2.Банковская система похожа на кровеносную систему человеческого организма и так же как кровь разносит ко всем органам питательные вещества и кислород, так же и банки совершают обмен встречными денежными потоками между субъектами экономики; осуществляя непрерывное денежное обращение в хозяйственном организме.
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Ребята, если на уроке вы узнали что-то новое, то поделитесь этими знаниями с вашими знакомыми, друзьями, семьёй. Может быть благодаря вам они тоже пополнят копилку своих знаний о банковском деле.