СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль антитезы в драме А.Островского "Гроза"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Материал статьи полезен для подготовки к урокам, посвященным изучению и анализу драмы А.Н.Островского "Гроза".

Просмотр содержимого документа
«Роль антитезы в драме А.Островского "Гроза"»

Роль антитезы в драме А.Н.Островского «Гроза»

Сначала вспомним историческую ситуацию России конца 50-ых годов 19 века: заканчивается Крымская война, появляется манифест об освобождении крестьян, умирает император Николай 1. Драма А.Н.Островского «Гроза» - своеобразная попытка ответить на вопросы: готовы ли люди к переменам? Что ждет Россию?

Путешествуя по Волге, наблюдая картины окружающей жизни, присматриваясь к людям и обобщая свои наблюдения, писатель ставит перед собой цель: на примере жизни небольшого городка изобразить картину реальной жизни. С невероятной точностью он раскрывает народные характеры через социально-психологический контекст.

Писатель с большим мастерством использует средства выразительности, одним из которых является антитеза. Антитеза основана на противопоставлении понятий и образов для усиления впечатления, и выражения идеи, основной мысли.

Уже с первого действия читатель видит использование приема антитезы для получения более полного осмысления характер конфликта, героев и событий, изображаемых в произведении. Дикой – крикун, он не любит никого, кричит на всех, так как чувствует себя хозяином жизни. Ему противопоставлен Борис – племянник, живет у дяди. Он почтителен к нему, так как рассчитывает получить свою долю наследства. Кабаниха – ханжа, лицемерная женщина, любит читать нравоучения своим детям, они ее должны слушаться во всем: «Не очень-то нынче старших уважают». В ее сердце нет места для любви ни к Богу, ни к детям. Ей противопоставлена Катерина – невестка, жена Тихона. Богобоязненная молодая женщина (в отличие от Кабанихи), мы видим ее милосердное доброе сердце. На несправедливые обвинения Кабанихи отвечает: «За что же ты меня обижаешь?»

Знакомясь дальше с миром городка Калинов, читатель более ближе знакомится с главными представителями «темного царства». Дикой и Кабаниха. На первый взгляд, они похожи: это представители старшего поколения, типичные самодуры, никого не боятся, держат своих близких под страхом и контролем, боятся нововведений. Они оба невежественны, уверены в своей силе, власти и правоте. Но есть и противопоставление этих двух героев: Дикой представляет собой социально-психологический тип, воплощающий власть денег и грубой силы. Кабаниха – это социально-психологический тип провинциального русского купечества. Дикой – современный тип, а Кабаниха – патриархальный тип.

Постепенно приходит осмысление противопоставления «темного царства» и нового, только зарождающегося. В обществе, с такими дикими нравами, жить невозможно: «…жестокие нравы, ничего кроме грубости да бедности не увидите», «Здесь нет честности, доброты, люди думают только о себе…» (Кулигин). Такое общество – это настоящий тормоз для развития, оказывающий губительное влияние на всех.

Мы подошли к жертвам темного царства. Перечислим их. Кулигин – смирился, он многое понимает, но не борется, так как материально зависит от сильных этого царства. Борис – нерешительный, слабохарактерный, безвольный. Полностью зависит от дяди, он покоряется. Кудряш и Варвара – бойкие, способны на проявления чувств, могут постоять за себя. Но у Кудряша вся удаль показная, а Варвара не протестует, а приспособилась и научилась хитрить и обманывать. Тихон – робкий, абсолютно безвольный сын Кабанихи. Соответствует своему имени (тихий). Утешение Тихон нашел в выпивке. Это его единственная отрада.

Конфликт произведения тоже основан на антитезе: столкновение старого патриархального и нового прогрессивного. Новое – это стремление к равноправию, к свободе человеческой личности. И «лучом света в темном царстве» выступает Катерина, которую мы никак не можем назвать жертвой. Ее характер и непохожесть на остальных читатель видит с самого начала: она мечтает превратиться в птицу: «Отчего люди не летают как птицы?», то есть она стремится к воле, к свободе. Внутренний конфликт между долгом по отношению к мужу и любовью к Борису также показан на противопоставлении. Антитезу мы видим, когда сравниваем жизни Катерины в родительском доме и жизнь в доме Кабановых. Она противопоставлена Варваре. Антитеза показана даже в сцене свидания: Варвара и Кудряш, Катерина и Борис. Если у первой пары отношения лишены романтики, то у второй пары мы видим возвышенность чувств и трепетное отношение друг к другу. Решение покончить жизнь самоубийством – это проявление протеста, это вызов патриархальному обществу. Катерина понимает, что самоубийство – это грех, но и жить такой жизнью она не хочет. Выбирая смерть, она сочла: «кто любит, тот будет молиться».

Ее смерть дала толчок новым зарождающимся силам. Кудряш и Варвара сбежали, Тихон обвинил мать в смерти жены, выразив протест. Кулигин выразил открытый протест против порядков.

Таким образом, использование антитезы помогает в раскрытии образов героев и конфликта произведения. На основе этого приема писатель показал трагедию человеческих судеб на пороге исторических перемен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!