СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родственные слова. Корень слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок: рефлексия

Предмет: русский язык

Тема: «Родственные слова. Корень слов.»

Цель: Повторение материала «родственные слова». Работа с текстами.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята, садитесь на свои места, проверьте свою готовность к сегодняшнему уроку. Руки перед собой глаза на меня. Теперь, ребята, проговорите каждый про себя: я всё знаю, я у меня всё получится, я готов(а) к получению новых знаний. Готовы, тогда начнём наш урок.

 

2. Актуализация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Начнём мы наш урок с минутки чистописания. Откройте свои тетради и запишите вместе со мной сегодняшнее число 29 апреля, на следующей строки, не отступая от начала запишем букву П п.

 Заглавная П. Ставим ручку чуть выше верхней линии рабочей строки,ведём прямую наклонную до нижней линии рабочей строки,делаем крючок влево. Отрываем ручку,переходим ко второму элементу,ставим ручку чуть выше верхней линии рабочей строки,ведём прямую наклонную до нижней линии рабочей строки,делаем крючлк вправо.Третий элемент выполняется слева направо.

Строчная п. Ставим ручку на перхнюю линию рабочей строки,ведём прямую до нижней линии рабочей строки. Чуть ниже линии рабочей строки закругляем,ведем до нижней линии рабочей строки, также закругляем,делая крючок вправо.

 и соединение букв Пу, пу, Пю, пю.

Теперь поработаем со словарём. Запишем слова вместе со мной: перемена,поляна,предмет,привет,природа. Поставим ударение в словах и подчекрнём орфограммы. Ребята, давайте с вами вспомним, что такое абзац? Можем ли мы любое предложение из текста выделить абзацем? Поему? Что такое монолог? Диалог?

 

3.Локализация индивидуальных затруднений.

Сейчас я прочту вам стихотворение, вы внимательно послушаете и скажите о ком оно. Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье "МАМА".

-  Мой папа веселый,

Но строгий и честный.

С ним книжки читать

И играть интересно.

-  Старший брат сестру баюкал,

Баюшки-баю!

Принесу тебе я кукол,

Баюшки-баю!

-  Целый день смотрю в окно,

Родственников жду давно.

Как можно назвать общим словом всех этих людей? Верно, ребята, у слов, как и у людей тоже есть родственники, как вы знаете такие слова называют родственные слова.

Тема нашего урока повторение материала по теме «родственные слова. Корень слова».

Теперь найдите родственников из следующих слов(на доске):

лестница, лес, лесник, лесок.

Какое слово оказалось лишним?почему?

Верно,а что общего у оставшихся слов? Что же такое корень? Как на письме мы выделяем корень?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мама,папа,сестра,брат

Родственники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово лестницы,потому что у него другое значение.

У этих слов есть общая часть — корень -лес-. Значение всех этих слов связано с лесом)

Корень – общая часть родственных слов.

дугой

4.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Учитель записывает на доске,дети в тетрадь

Ребята, сейчас я буду записывать на доске, вы в тетрадях с новой строки,не отступая записываете:

Ребята, давайте с вами подберём к слову сад, (что это за чать речи?)сущ. родственное слово, которое будет являться прилагательным? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Теперь подберём слово,которое будет являться глаголом? На какие вопросы отвечает глагол? Выделим в этих словах корень? Какой корень?

Теперь подберём однокоренные слова к слову рыбка(что это за часть речи?)сущ.

Прилагательное? Глагол? Выделим корень в этих словах. Какой корень?

Мыло (что за часть речи?) сущ.

Прилагательное? Глагол? Выделим корень в этих словах. Какой корень?

 

Что же такое родственные слова? А что мы называем формой слов?

 

 

 

 

 

Садовый(какой,какая,какие)

 

 

Посадить(что сделать и тд)

 

Корень САД

 

 

 

 

 

 

 

Рыбный,рыбачить

Корень рыб

 

Мыльный

Мылить

Корень мыл

 

Родственные слова- это слова близкие по смыслу и имеет общую часть-корень

Форма слов-это одно и тоже слово,только у него меняется окончание.

5.Реализация построенного

проекта.

Ребята,на доске записаны слова быль и небыль. Как вы думаете эти слова близкие или противоположные по смыслу?

Верно, эти слова противоположные по смыслу. Слова противоположные по смыслу называются антонимами. Давайте с вами прочтём упражнение 153. Запишите упр в тетрадях на следующей строке не отступая от начала.

Какие из представленных слов являются противоположные по смыслу? Давайте запишем их в тетрадь.

 

 

 

Быль-реальность

Небыль-выдумка

 

 

 

 

 

 

Холод-жара ,свет-темната,смех-плач,узко-широко.

6.Обобщение затруднений во

внешней речи.

Объяснительное письмо.

Я записываю на доске, вы записываете в тетрадях.

На следующей строке не отступая запишем предложения и объясним орфограммы.

 

Физкультминутка

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А теперь ребята,вы поработаете самостоятельно. Подберите любые однокоренные слова к словам: соль, сила,трава и обозначьте части речи в этих словах. Выделите корень.

 

 

Соль(сущ.) солить(гл.)солёный(прил.) корень СОЛ

Сила(сущ.)-силач(сущ)-сильный(прил.) корень СИЛ

Трава(сущ.)-травка(сущ.)травяной(прил.) корень ТРАВ

8.Включение в систему знаний и

повторений.

Какие слова называю родственными?

Какая общая часть есть у родственных слов? Как её обозначают? Как называют слова противоположные по смыслу?

Что такое форма слов?

 

9.Рефлексия учебной деятельности

на уроке.

Ребята, урок подходит к концу, предлагаю подвести итог. Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание: упр154

 

 

Просмотр содержимого документа
«Родственные слова. Корень слова»



Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация к познавательной деятельности.

Здравствуйте, дети, садитесь. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Юлия Андреевна.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.



Приветствие учителя.




2. Актуализация и пробные учебные действия.

Прочитать текст. Найти и подчеркнуть слова, родственные к слову «вода».

Чужак

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?



Подводник, водица, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной.

Слово водитель будет родственным со словом вода?

Почему?
Что такое родственные слова?











3. Локализация индивидуальных затруднений.

Ученик по имени Кузя выполнял задание. Подберите 1 родственное слово. Кузя выполнил задание так.

Лётчик-пилот, ветер-ураган, холодный -морозный, ласковый -нежный. Прав ли Кузя? Помогите Кузе.


Сравним понятия «родственные слова»-«синонимы».

Схема на доске:

родственные слова синонимы

1. Близки по смыслу 1. Близки по смыслу

2. Имеют общую часть 2. Нет общей части











Подобрал синонимы.


4. Построение выхода из затруднения.

Шли мы с вами по лесу, и вышли на опушку. А там живет Заяц-хвастун, хвалится , что все умеет, вот он подобрал пары родственных слов.

- Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова

Летчик – пилот, липкий – клейкий,

Быстро – скоро,  правильно – верно.  













5.Реализация построенного проекта.

Откройте страницу 118 учебника, прочитайте задание № 154.



Внимательно прочитайте отрывок из сказки, найдите в ней образное сравнение.







Спишем к себе отрывок из сказки «Фидорино горе» Корнея Чуковского.

Первые два предложения.

Найдем и подчеркнем главные члены предложения.

Какое это предложение по цели высказывания?

По интонации?
Выполним фонетический разбор слова НОГА.

На какой слог ставится ударение?
(нага)








Образное сравнение:Но как черная железная нога.
Переносное значение:железная нога,поскакала кочерга,зарыдало корыто,заплакали блюдца.









6.Обобщение во внешней речи.


Найди пары синонимов.

приятель воин

солдат друг

шагать горе

красный идти

печаль труд

работа алый

















Физкультминутка




























7.Самостоятельная работа с проверкой по эталонам.

Игра «Четвёртый лишний»

В каждой группе зачеркните лишнее слово. Выделите общую часть.

1. ГЛАЗКИ, ГЛАЗНОЙ, ГЛАЗОК, ГЛАЗУРЬ

2. СТАР, СТАРИК, СТАРАТЕЛЬНЫЙ, СТАРЕТЬ

3. СЕРЕБРО, СЕРЕБРЯНЫЙ, СЕРЕБРИСТЫЙ, СЕРЕДИНА

4. ПЯТНО, ПЯТНИСТЫЙ, ПЯТНЫШКО, ПЯТЬ









8.Включение в систему знаний и повторений

Откроем странцу 120 учебника, найдем задание 156.

Подумайте, какое слово нужно вставить в конце четверостишия.

Подумайте, есть ли в тексте образное сравнение?

Выпишите к тебе в тетрадь последнее предложение, обозначая известные вам орфограммы.


Выделим корень в ниже приведенных словах.









9.Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря. Вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Какие особенности есть у родственных слов?

Как называется общая часть родственных слов?
Какие особенности у синонимов?

В чем отличие?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!