СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родовые общины охотников и собирателей

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект, рабочие листы, презентация к уроку "Родовые общины охотников и собирателей", история 5 класс, ФГОС ООО, деятельностный подход. 

Предметная цель: 

- ученик научится определять место исторического события во времени. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.

- ученик получит возможность научиться:

- высказывать суждения о значении и месте первобытного общества в истории человечества.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока»

Синяева Лариса Алексеевна,

учитель МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан

Урок по Всеобщей истории История Древнего мира

Класс, система: 5 класс, учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая-М.: Просвещение, 2014.

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: деятельностный метод

Тема: Родовые общины охотников и собирателей

Предметная цель:

- ученик научится определять место исторического события во времени. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.

- ученик получит возможность научиться:

- высказывать суждения о значении и месте первобытного общества в истории человечества.

Задачи:

- помочь учащимся ощутить мотив, потребность в развитии своего имеющегося опыта;

- «включить» обучаемого в такую ситуацию, в которой он мог бы переживать событие, совершать умственные действия или моделировать нравственные поступки, приводящие его к новому опыту;

- создать условия для самоконтроля и самооценивания.

Метапредметная цель (формируемые УУД):

- коммуникативные:

- излагать своё мнение, аргументируя его;

- создавать устные и письменные тексты;

- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

-познавательные:

- находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, рисунки);

- анализировать (выделять главное);

- определять понятия;

- обобщать, делать выводы.

- выделять причины и следствия.

- представлять информацию в разных формах (схема).

- регулятивные:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать деятельность в учебной ситуации;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

- личностные: Оценивать свои и чужие поступки

Обязательный минимум содержания:

Расселение первобытного человека по холодным странам Европы и Азии. Охота – важнейшее занятие. Родовые общины. Изобретение лука и стрел.

Ученик научится: описывать условия существования, основные занятия, образ жизни в древности.

Ученик получит возможность научиться: находить ответы на вызовы сегодняшнего дня в прошлом опыте человечества.

План урока:

I. Проблема урока: Что помогло человеку выжить в суровых условиях?

II. Поиск решения проблемы:

1. Первобытные люди расселились по холодным странам Европы и Азии.

Примерный вывод по проблеме: Наши предки сумели выжить, так как они пользовались огнем и научились добывать его. У них появилась одежда и жилища.

2. Охота стала важнейшим занятием

Примерный вывод по проблеме: Люди изобрели острый каменный наконечник, Копье с каменным наконечником стало надежным орудием охотника.

3. Родовые общины

Примерный вывод по проблеме: Люди разумные жили общинами. Сообща охотились, женщины занимались собирательством и заботились о детях.

4. Лук и стрелы

Примерный вывод по проблеме: лук и стрелы позволили охотнику поражать животных стрелами с расстояния сотен шагов. Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), учебник А.А. Вигасин и др. История Древнего мира. Презентация к уроку. Рабочие листы на 2 варианта. Технологическая карта урока.


Технологическая карта


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

1.Самоопределе

ние к деятельности

(оргмомент)


Слайд 1 Определяем тему урока

Опишите рисунок, что объединяет людей?

Как можно назвать объединение людей?

Выдвигают свои версии темы урока






самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Слайд 2 Что мы знаем о древнейших людях

Когда? Где? Жили древнейшие люди?

Вспомните главное отличие человека от животных.

Первое орудие труда, занятия?

Ученики отвечают на вопросы, составляя связный рассказ




− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);





Слайд 3. Ученые считают, что человечество ждет новый ледник. Фрагмент документального фильма «Новый ледниковый период».

Как вы думаете, выживет человечество?

Ответ мы сможем найти в далеком прошлом.

Выдвигают свои версии






− выполнение пробного учебного действия (Р);

− фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

3. Постановка учебной задачи.


Слайд 4. Формулируем проблему

С севера на территорию Европы и Азии надвигался мощный ледник толщиной около двух километров. Многие животные вымерли, исчезли растения. А человек выжил и расселился по другим континентам!

Какой Возникает Вопрос?

Формулируют, какие противоречия содержатся в информации

Формулируют вопрос (проблему)




анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);










4. Построение проекта выхода из затруднения





Слайд 5. Проблема

Чтобы решить эту проблему, какие вопросы нужно выяснить?

Помогут пункты плана учебника §2.

Работают с текстом учебника


− самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);





Слайд 6 физминутка

Под музыку выполняют несложные физические упражнения для восстановления работоспособности











Слайд 7 Что помогло человеку выжить?

Используя текст учебника с. 13-16 выполните схему в рабочих листах (1-й вариант),

Продолжите предложения (2-й вариант для учащихся с ЗПР)

Работают с текстом учебника, заполняют схему (1-й вариант), дописывают предложения

(2-й вариант)


− выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

− планирование (Р);







Слайд 8. Родовая община

40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени.

Задание. Узнайте:

-Как его назвали ученые?

-Почему община

называлась «родовой?

-Что было в общей

собственности?

-Как распределялись

обязанности в общине?

С. 15 – 16.


Отвечают на вопросы






-выполнение действий по алгоритму (П);

− построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);


5. Первичное закрепление во внешней речи.


Слайд 9

Что помогло человеку выжить?

Отвечая на вопрос: что помогло человеку выжить, составляют связный рассказ, опираясь на рисунок

− выполнение действий по алгоритму (П);

− построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.









Слайд 10. Применяем новые знания

Учащиеся в пределах своего варианта имеют возможность выбрать задание

С. 17.

1-й вариант: в. 1; 3 (выбор)

2-й вариант: в. 5; 2 (выбор)


Выбирают и выполняют задание.










− самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);




7. Включение в систему знаний и повторение.

Если прогнозы ученых оправдаются, и наступит новое оледенение, выживет ли человечество?

На основе изученного материала выдвигают свои версии

нравственноэтическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− моделирование, преобразование модели (П);

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Какую проблему решали на уроке?

Что нового узнали?

Оцените свою деятельность на уроке.

Делают краткие записи в рабочих листах, желающие озвучивают записи.


− контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

− самооценка на основе критерия успешности (Л);

− адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).









5


Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист Урок»

Рабочий лист ФИ ученика(цы)_________________

Вариант 1.

1. Вспоминаем, что мы знаем о древнейших людях.

Жили : когда_______________________________; где____________________________________

Главное отличие от животных________________________________________________________

Первое орудие труда_______________________________________________________________

Занятия___________________________________________________________________________

2. Тема:_________________________________________________________________________________

3. проблема:_____________________________________________________________________________

4. Как выжили древнейшие люди? С. 13 – 16.



5.Родовая община

40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени.

  • ученые его назвали_________________________________________

  • община называлась «родовой», потому что ________________________________________________

  • в общей собственности общины__________________________________________________________

  • в общине распределялись обязанности ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6. Выполни задание: С. 17. в. 1; 3 (выбор)



Оцени себя:

Устные ответы

«+»/ «-»

Работа в

группе

«+»/ «-»

Работа со словарем

«+»/ «-»

Заполнение рабочего листа

«+»/ «-»

Твоя отметка за урок






Отметка учителя

Итоговая













Рабочий лист ФИ ученика(цы)_________________

Вариант 2.

1. Допиши предложения.

Древний человек отличался от животных тем, что умел изготавливать______________________

Первое орудие труда________________________________________________________________

Занятия:___________________________________________________________________________

2. Тема:_________________________________________________________________________________

3. Проблема:_____________________________________________________________________________

4. Как выжили древнейшие люди? С. 13 – 16.

Продолжи предложения.

Наши предки сумели выжить, так как они___________________________________________________

Главное занятие:________________________________________________________________________

Люди охотились на______________________________________________________________________


5.Родовая община

40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени.

  • ученые его назвали______________________________________________________________________

  • община называлась «родовой», потому что ________________________________________________

  • в общей собственности общины были_____________________________________________________

  • в общине распределялись обязанности ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6. выполни задание: с. 17. в. 5; 2 (выбор)











Устные ответы

«+»/ «-»

Работа в

группе

«+»/ «-»

Работа со словарем

«+»/ «-»

Заполнение рабочего листа

«+»/ «-»

Твоя отметка за урок






Отметка учителя

Итоговая

Оцени себя





















Просмотр содержимого презентации
«родовые общины»

Определяем тему урока Родовая община охотников  и собирателей § 2 Учебник А.А. Вигасина,Г.И. Годера, И.С.Свеницкой

Определяем тему урока

Родовая община охотников и собирателей § 2

Учебник А.А. Вигасина,Г.И. Годера, И.С.Свеницкой

Вспоминаем, что мы знаем о древнейших людях Когда? Где? Жили древнейшие люди ? Главное отличие от животных? Первое орудие труда? Занятия?

Вспоминаем, что мы знаем о древнейших людях

Когда?

Где?

Жили древнейшие люди ?

Главное отличие от животных?

Первое орудие труда?

Занятия?

Ученые утверждают, что климат на Земле меняется. Одни говорят, что будет потепление, другие – похолодание.  Изменение климата приведет к изменению природы и жизни человека. Фрагмент документального фильма «Новый ледниковый период» Как вы думаете, выживет человечество? Ответ мы сможем найти в далеком прошлом.

Ученые утверждают, что климат на Земле меняется. Одни говорят, что будет потепление, другие – похолодание.

Изменение климата приведет к изменению природы и жизни человека.

Фрагмент документального фильма

«Новый ледниковый период»

Как вы думаете, выживет человечество?

Ответ мы сможем найти в далеком прошлом.

ПРОБЛЕМА Около 100 тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался мощный ледник толщиной около двух километров. Многие животные вымерли, исчезли растения. А человек выжил и расселился по другим континентам! КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС? Что помогло человеку выжить?

ПРОБЛЕМА

Около 100 тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался мощный ледник толщиной около двух километров. Многие животные вымерли, исчезли растения. А человек выжил и расселился по другим континентам!

КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС?

Что помогло человеку выжить?

Что помогло человеку выжить ? Чтобы решить эту проблему, какие вопросы нужно выяснить,  помогут пункты плана учебника §2. 1. Расселение по холодным странам Европы и Азии 2. Охота – важнейшее занятие 3. Родовые общины 4. Лук и стрелы

Что помогло человеку выжить ?

Чтобы решить эту проблему, какие вопросы нужно выяснить,

помогут пункты плана учебника §2.

1. Расселение по холодным странам Европы и Азии

2. Охота – важнейшее занятие

3. Родовые общины

4. Лук и стрелы

ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА

Что помогло человеку выжить ? С. 13-16. огонь ответ жилище Что помогло? тепло орудия труда Как выжили древнейшие люди? Родовая община одежда сытно охота Как помогло? сами добывали пещеры шалаши землянки из шкур Гарпун,  копье с наконечником загонная охота В одиночку люди исчезли бы, как и многие животные. Труд сплачивал людей, помогал им выжить. Вывод:

Что помогло человеку выжить ? С. 13-16.

огонь

ответ

жилище

Что помогло?

тепло

орудия труда

Как выжили древнейшие люди?

Родовая община

одежда

сытно

охота

Как помогло?

сами добывали

пещеры

шалаши

землянки

из шкур

Гарпун,

копье с наконечником

загонная охота

В одиночку люди исчезли бы, как и многие животные. Труд сплачивал людей, помогал им выжить.

Вывод:

Родовая община 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Задание.  Узнайте: Как его назвали ученые?  Почему община  называлась «родовой? Что было в общей  собственности? Как распределялись  обязанности в общине? С. 15 – 16.

Родовая община

40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени.

Задание. Узнайте:

  • Как его назвали ученые?
  • Почему община

называлась «родовой?

  • Что было в общей

собственности?

  • Как распределялись

обязанности в общине? С. 15 – 16.

Что помогло человеку выжить ? С. 13-16.

Что помогло человеку выжить ? С. 13-16.

Применяем новые знания С. 17. 1-й вариант: в. 1; 3 (выбор) 2-й вариант: в. 5; 2 (выбор) Домашнее задание § 2 в. 1-5 Выбор: описать рисунок «Родовая община»;  подготовить сообщение о находках останков мамонтов; - зарисовать и сравнить копье и гарпун.

Применяем новые знания

С. 17.

1-й вариант: в. 1; 3 (выбор)

2-й вариант: в. 5; 2 (выбор)

Домашнее задание

§ 2 в. 1-5

Выбор:

  • описать рисунок «Родовая община»;
  • подготовить сообщение о находках останков мамонтов;

- зарисовать и сравнить копье и гарпун.

Оцени свою работу Устные ответы «+»/ «-» Работа в Работа со словарем  группе Заполнение рабочего листа «+»/ «-» «+»/ «-» «+»/ «-» Твоя отметка за урок Отметка учителя Итоговая

Оцени свою работу

Устные ответы

«+»/ «-»

Работа в

Работа со словарем

группе

Заполнение рабочего листа

«+»/ «-»

«+»/ «-»

«+»/ «-»

Твоя отметка за урок

Отметка учителя

Итоговая

Использованные источники Слайд 7 основан на идее С.Г. Балташевой МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан

Использованные источники

Слайд 7 основан на идее С.Г. Балташевой МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!