Синяева Лариса Алексеевна,
учитель МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан
Урок по Всеобщей истории История Древнего мира
Класс, система: 5 класс, учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая-М.: Просвещение, 2014.
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: деятельностный метод
Тема: Родовые общины охотников и собирателей
Предметная цель:
- ученик научится определять место исторического события во времени. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.
- ученик получит возможность научиться:
- высказывать суждения о значении и месте первобытного общества в истории человечества.
Задачи:
- помочь учащимся ощутить мотив, потребность в развитии своего имеющегося опыта;
- «включить» обучаемого в такую ситуацию, в которой он мог бы переживать событие, совершать умственные действия или моделировать нравственные поступки, приводящие его к новому опыту;
- создать условия для самоконтроля и самооценивания.
Метапредметная цель (формируемые УУД):
- коммуникативные:
- излагать своё мнение, аргументируя его;
- создавать устные и письменные тексты;
- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
-познавательные:
- находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, рисунки);
- анализировать (выделять главное);
- определять понятия;
- обобщать, делать выводы.
- выделять причины и следствия.
- представлять информацию в разных формах (схема).
- регулятивные:
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать деятельность в учебной ситуации;
- оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
- личностные: Оценивать свои и чужие поступки
Обязательный минимум содержания:
Расселение первобытного человека по холодным странам Европы и Азии. Охота – важнейшее занятие. Родовые общины. Изобретение лука и стрел.
Ученик научится: описывать условия существования, основные занятия, образ жизни в древности.
Ученик получит возможность научиться: находить ответы на вызовы сегодняшнего дня в прошлом опыте человечества.
План урока:
I. Проблема урока: Что помогло человеку выжить в суровых условиях?
II. Поиск решения проблемы:
1. Первобытные люди расселились по холодным странам Европы и Азии.
Примерный вывод по проблеме: Наши предки сумели выжить, так как они пользовались огнем и научились добывать его. У них появилась одежда и жилища.
2. Охота стала важнейшим занятием
Примерный вывод по проблеме: Люди изобрели острый каменный наконечник, Копье с каменным наконечником стало надежным орудием охотника.
3. Родовые общины
Примерный вывод по проблеме: Люди разумные жили общинами. Сообща охотились, женщины занимались собирательством и заботились о детях.
4. Лук и стрелы
Примерный вывод по проблеме: лук и стрелы позволили охотнику поражать животных стрелами с расстояния сотен шагов. Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), учебник А.А. Вигасин и др. История Древнего мира. Презентация к уроку. Рабочие листы на 2 варианта. Технологическая карта урока.
Технологическая карта
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД |
1.Самоопределе ние к деятельности (оргмомент) | Слайд 1 Определяем тему урока Опишите рисунок, что объединяет людей? Как можно назвать объединение людей? | Выдвигают свои версии темы урока
| самоопределение (Л); смыслообразование (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Слайд 2 Что мы знаем о древнейших людях Когда? Где? Жили древнейшие люди? Вспомните главное отличие человека от животных. Первое орудие труда, занятия? | Ученики отвечают на вопросы, составляя связный рассказ
| − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); |
| Слайд 3. Ученые считают, что человечество ждет новый ледник. Фрагмент документального фильма «Новый ледниковый период». Как вы думаете, выживет человечество? Ответ мы сможем найти в далеком прошлом. | Выдвигают свои версии | − выполнение пробного учебного действия (Р); − фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); |
3. Постановка учебной задачи. | Слайд 4. Формулируем проблему С севера на территорию Европы и Азии надвигался мощный ледник толщиной около двух километров. Многие животные вымерли, исчезли растения. А человек выжил и расселился по другим континентам! Какой Возникает Вопрос? | Формулируют, какие противоречия содержатся в информации Формулируют вопрос (проблему)
| анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
|
4. Построение проекта выхода из затруднения | Слайд 5. Проблема Чтобы решить эту проблему, какие вопросы нужно выяснить? Помогут пункты плана учебника §2. | Работают с текстом учебника | − самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); |
| Слайд 6 физминутка | Под музыку выполняют несложные физические упражнения для восстановления работоспособности | |
| Слайд 7 Что помогло человеку выжить? Используя текст учебника с. 13-16 выполните схему в рабочих листах (1-й вариант), Продолжите предложения (2-й вариант для учащихся с ЗПР) | Работают с текстом учебника, заполняют схему (1-й вариант), дописывают предложения (2-й вариант) | − выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); − планирование (Р); |
| Слайд 8. Родовая община 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Задание. Узнайте: -Как его назвали ученые? -Почему община называлась «родовой? -Что было в общей собственности? -Как распределялись обязанности в общине? С. 15 – 16. | Отвечают на вопросы | -выполнение действий по алгоритму (П); − построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); |
5. Первичное закрепление во внешней речи. | Слайд 9 Что помогло человеку выжить? | Отвечая на вопрос: что помогло человеку выжить, составляют связный рассказ, опираясь на рисунок | − выполнение действий по алгоритму (П); − построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Слайд 10. Применяем новые знания Учащиеся в пределах своего варианта имеют возможность выбрать задание С. 17. 1-й вариант: в. 1; 3 (выбор) 2-й вариант: в. 5; 2 (выбор) | Выбирают и выполняют задание.
| − самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);
|
7. Включение в систему знаний и повторение. | Если прогнозы ученых оправдаются, и наступит новое оледенение, выживет ли человечество? | На основе изученного материала выдвигают свои версии | нравственноэтическое оценивание усваиваемого содержания (Л); − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − моделирование, преобразование модели (П); |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Какую проблему решали на уроке? Что нового узнали? Оцените свою деятельность на уроке. | Делают краткие записи в рабочих листах, желающие озвучивают записи. | − контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); − самооценка на основе критерия успешности (Л); − адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). |
5