СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Родной язык - сокровище народа"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Родной язык - сокровище народа", подготовленный совместно воспитателем с учителем-логопедом ко дню родного языка (21 февраля).

Просмотр содержимого документа
«"Родной язык - сокровище народа"»


Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе


Подготовили: воспитатель Ухина Д.Д., учитель-логопед Мищенчук М.С.


Тема: Родной язык – сокровище народа.


Цель: знакомство детей с «Международным днем родного языка». Обогащение духовного мира детей; формирование положительного отношения к Родному языку через различные виды деятельности.

Задачи:

Образовательная:

  • закреплять понятие буква, звук, слог, предложение;

  • закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках;

  • закреплять навык звукобуквенного анализа слов;

  • продолжать учить составлять слова из слогов;

  • совершенствовать навык чтения слогов и слов.

Развивающая:

  • дать понятие, что такое «родной язык» и почему его называют родным;

  • развивать фонематическое восприятие;

  • развивать память и внимание;

  • развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы;

  • развивать звуковую сторону, грамматический строй речи, активизировать словарь;

  • формировать навыки самоконтроля и самооценки.


Воспитательная:

  • воспитывать любовь и уважение к родному языку;

  • стимулировать позитивную мотивацию детей;

  • воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;

  • формировать навык совместной работы в паре;

  • формировать навыки самоконтроля и самооценки.



Словарная работа: понятия «звук», «буква», «гласный», «согласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «слово», «предложение».


Оборудование: глобус, карточки с буквами (И, К, Б), маленькая корзинка, 2 корзинки для гласных и согласных букв, карточки со слогами (ки, ты, му, хи, са, ни, ва, за), картинки – киты, мухи, сани, ваза, домик; наборы для звукового анализа слов (индивидуальные); ТСО – проигрыватель (для музыки), телевизор (игра), указка.





Ход занятия:


Дети находятся в свободной деятельности, воспитатель подзывает к себе детей.


 Воспитатель:

- Ребята, сегодня в группу я принесла очень важный и нужный предмет.

-  Что это? (Глобус)

- А что такое глобус? (маленькая модель земного шара)

- Глобус окрашен в разные цвета. Что они обозначают? (голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.)

- На глобусе мы можем увидеть все страны. Давайте его покрутим и узнаем, где мы сегодня окажемся. (крутим)

- В какую страну мы попали? (В Россию)


Включается музыка №1 (входит русская Красавица с корзинкой, в которой буквы)


Русская красавица:

-Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, в какую страну вы попали? (в Россию). Правильно! Поэтому к вам пришла Я - Русская Красавица. И пришла я сегодня к вам не случайно! Ведь 21 февраля - международный день родного языка.

- А как вы понимаете, словосочетание «родной язык»? Какой язык называют родным?

Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. В мире много языков и у каждого народа он свой. На нем говорят, пишут, поют песни. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке - значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь. Сегодня я посмотрю, как хорошо вы знаете свой родной язык.

- Сегодня я не с пустыми руками, а принесла буквы. Буквы мы видим, а звуки слышим. Давайте поиграем в игру. Каждому из вас достанется буква. Ваша задача - придумать слово, которое начинается со звука, который обозначается данной буквой. Тот, кто придумает, спокойно проходит на свое место за столом. (Воспитатель детям раздает буквы, русская Красавица проверяет придуманные слова, после чего дети по очереди садятся на свои места. Во время игры звучит спокойная музыка).


- Ребята, а скажите мне, как называются звуки и буквы, которые мы можем пропеть? (гласные) - А которые пропеть не можем? (согласные)

- Отлично, тогда помогите мне разложить все буквы по корзинкам. В какую корзинку мы будем складывать гласные буквы? (в корзинку с красной лентой), а согласные? (в корзинку с синей и зеленой лентой).

Звучит музыка №2 – дети выполняют задание, сидя на местах. Корзинки несут Воспитатель и русская Красавица, проходя между рядов.


- Молодцы, очень быстро справились с заданием. Вижу буквы вы знаете хорошо, а как же обстоят дела со звуками?


Воспитатель:

- А это мы сейчас тебе русская Красавица покажем. Как раз у нас есть подходящая игра. И называется она «Поймай слово». Ребята сейчас будут ловить ладошками слова, которые начинаются со звука… (показать карточку с соответствующей буквой):

[И]

Индюк, избушка, игра, солнце, кот, искра, кит, сыр, икра, ириска.

[К]

Карта, ваза, канат, кот, дом, нос, курица, кит, озеро, арбуз, квартира, кукуруза, сок, сон.

[Б]

Булка, хомяк, палка, барабан, бочка, сок, ослик, акула, банан, бутерброд, кот.


Русская красавица:

- Как ловко у вас получилось, молодцы!

- У меня для вас есть еще одна игра. Давайте по первому звуку в словах угадаем слово.

- Посмотрите на экран, какой первый звук в слове …., в слове ….., в слове….

- Какое слово получится, если мы эти звуки соединим? КИТ (ДОМ, БИНТ, ВОДА)

(Игра на телевизоре)

- Молодцы! вижу, что звуки и буквы вы хорошо знаете.


Воспитатель:

- А что будет, если мы соединим два звука согласный и гласный? (слог)

- Попробуйте прочитать слоги на доске (На доску прикрепляются карточки со слогами в хаотичном порядке - ки, ты, му, хи, са, ни, ва, за).


- Ребята, а что у нас получится, если мы соединим несколько слогов? (слово)

- Давайте, попробуем придумать слова из слогов доске. Я начну первая. Какое слово получится из слогов КИ и ТЫ? (киты – на доску прикрепляется картинка с китами. Далее дети составляют слова МУ-ХИ, СА-НИ, ВА-ЗА, взрослый на доску прикрепляет картинки)


Русская красавица:

- Вот здорово, всего несколько слогов и получается слово! Как же интересен и удивителен родной язык! Даже музыка у каждого народа своя, родная. Давайте сейчас немного отдохнем и потанцуем.

Физминутка-танец

(звучит народная музыка №3, дети выполняют русские движения по показу):


- наклоны головой по сторонам,

- движения руками, сложенными возле груди,

- наклоны корпусом, повороты; руки на поясе,

- притопы ногами сначала медленно, затем быстрее, повороты вокруг себя.


Воспитатель:

- Ну что же, отдохнули, а теперь у меня для вас есть задание немного сложнее.


- Давайте составим звуковую схему для наших слов (КИТЫ, МУХИ, САНИ, ВАЗА - количество слов определяется по оставшемуся времени на занятии).

- Поднимите руку, кто хочет попробовать сделать разбор на доске.

- У меня для вас есть еще одно слово (ДОМИК). Схему этого слова вам нужно выложить самостоятельно.

Звучит музыка №4. Проверка совместная.


- Какой первый звук, каким цветом обозначили и почему. И т.д. После игры убирают рабочее место)


- Ребята, а что получится если соединить между собой по смыслу несколько слов? (предложение). Мы с вами уже умеем составлять предложения из слов. Давайте покажем нашей гостье, как хорошо это у вас получается.

Сосна, Зоя, под, сидеть (Зоя сидит под сосной.)

Из-за, заяц, куст, выглядывать (Заяц выглядывает из-за куста.)

Грядка, репа, расти, на (Репа растет на грядке.)

Уши, у, длинные, заяц (У зайца длинные уши.)

Игорь, абрикосовое, любить, варенье (Игорь любит абрикосовое варенье.)


Русская Красавица:


- Ребята, какие же вы молодцы! Так ловко справляетесь со всеми заданиями! Сразу видно, что вы знаете и любите свой родной русский язык! И за это мне хочется подарить вам в подарок раскраску-аппликацию. Ну, а мне пора прощаться! До свидания ребята! Всего хорошего вам! (Красавица уходит под музыку №1, оставляет сюрпризы для детей).


Воспитатель подводит итог:

- Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли?

- Что было трудным для вас сегодня?


Рефлексия.

А сейчас, если вы считаете, что у вас все получилось на занятии и вы активно работали, прикрепите фишку к желтому смайлику. А если, вы читаете, что могли бы на занятии работать активнее, к синему.

Вы сегодня все были такие молодцы! Все старались. Всем спасибо за внимание, занятие подошло к концу!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!