МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №50» г. Чита
Родной язык- душа народа
7-8 класс
Автор: Семёнова Инна Владимировна
Учитель русского языка и литературы
ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ
Чита 2020г.
Пояснительная записка
След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
В настоящее время большое внимание уделяется не только процессу обучения, но и воспитанию подростков.. Это задача решается прежде всего с помощью духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы.
Главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет мне участвовать в духовном становлении своих учеников
Основными задачами духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка являются:
-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;
-воспитание гражданина и патриота;
-формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цель:
Формирование у учащихся представлений о духовной сущности русского слова как воплощение нравственного идеала русского народа и общественной ценности.
Задачи:
Учащиеся должны увидеть- что русский язык – это не только средство общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа, наделив слово сакральным смыслом.
Воспитание любви к своему родному языку, умению сохранять , не засорять его.
Овладения навыками общения, обогащение словарного запаса.
Слово учителя
Коренные изменения в любом обществе всегда отражались в речи людей. Как правило, в переломные эпохи родной язык становился символом национального самосознания. Не случайно Ф.М.Достоевский писал, что язык и нация- слова-синонимы. Разрушается язык- вымирает нация. А, по мнению В.Даля, словесная речь-это видимая и осязаемая связь, звено между душой и телом.
К сожалению, в нашу эпоху язык пока не стал символом национального самосознания, да и процесс разрушения языка налицо.
Что же с нами происходит? Давайте вместе постараемся с этим разобраться. А за помощью обратимся к такой науке , как филология. Филология означает: любовь к слову, или словолюбие. Родное слово нельзя постичь ,не любя. А полюбить можно, только познавая всё многообразие скрытых в нём смыслов, оттенков чувств и душевных движений.
Выразительное чтение заранее подготовленным учеником стихотворения.
(слайд № 1)
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать,
…Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово изменяя лад.
И проклинают и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Я.Козловский «Слово»
Учитель:
Святые слова ,которые мы бережём в душе, как знамёна в чехле,- это одухотворённые слова. Так, например слово «спасибо» образованно от слов «Спас» и «Бог». Спас –избавитель от бед. Итак, в ответ на доброе дело мы платим сторицей; добрым словом, поддержанным сверху. А доброе слово мы получим от Бога, и «Слово было Бог». И наши слова- это святыня, это предметное воплощение высших духовных, Божественных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого народ теряет своё лицо, а при поругании которого испытывает значительный ущерб своего достоинства.
Притча о Сеятеле
Эта притча является по времени первой притчей Спасителя. В ней говорится о том, как люди по разному принимают Божественное слово (семя), и как это слово по разному воздействует на людей, в зависимости от их душевного устремления. Эта притча так записана Евангелистом Матфеем:
“Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где немного было влаги, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Имеющий уши, да слышит!” (Мф.13:1–23).
В этой притче, дороге уподобляются люди, нравственно огрубевшие. Слово Божие не может проникнуть в их сердца: оно как бы падает на поверхность их сознания и быстро изглаживается из их памяти, нисколько не заинтересовав их и не вызвав в них никаких духовных возвышенных чувств.
Давайте проследим за рождением однокоренных слов с корнем –род- и попытаемся проникнуть в их смысл.
Работа с классом
Учащиеся подбирают слова: народ, родимый, Родина, родник…
После коллективной работы на доске появляется запись;
-род- обозначает творение по Божией воле;
- на- обозначает стремление ввысь и высшую степень качества, получим слово народ;
-им- родимый- дорогой, близкий сердцу;
-Родина- дорогая, милая сердцу страна;
- родник- воплощение чистоты, сокровенности, животворности.
Учитель:
А теперь подберите слова с этим же корнем, чтобы получились тёмные, отрицательные слова.
Ученики:
Выродок , отродье , урод, безродный…
- Какая часть слова вносит значение отторжения , отвержения?
- Приставки вы-, от-,у-, беэ-.
Учитель:
Духовный смысл языкотворчества подводит к мысли; идти к добру- значит, идти к народу; достойная доля, счастье – лежит на пути к народу .
( слайд№ 3)
Над смыслом жизни я слезами обольюсь.
Жить на Руси, не зная слова Русь.
Быть славянином и не помнить знака РОД,
А как же Родина, РОДители, наРОД?
Болтаем и не знаем слова РЕЧЬ.
А это то, что надобно беРЕЧЬ.
Давайте просыпаться же , друзья.
Мы русские, и так нам жить нельзя!
Игорь Вышин
А теперь подберите к слову «лад» слово- синоним.
Ученики:
Лад- гармония, находят и зачитывают статью из этимологического словаря.
Слово «лад»- исконно-русское, обозначает мир, согласие, любовь, счастье, милость, ласку, сердечность, душевность.( «Ладушки-ладушки, где были ? У бабушки».
А вот значение слова «красота»
Слово «красота»-произошло от слова «красный». Красный-цвет Бога в действии- состоит из трёх древнеславянских слогов к-ра-са. К-соединение+ Ра - Бог+ СА- положение, принадлежность. Красота то, чем обладает Бог.
Учитель:
Родное слово в полном значении- всё духовное состояние человека. Если человек употребляет тёмные , грязные слова, то он перестаёт быть самим собой. Сквернословие является нарушением девятой заповеди закона Божьего: Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна, т.е. Не произноси на другого ложного свидетельства. Этой заповедью Спаситель заповедует всегда обуздывать свой язык, говорить только правду и удерживать себя от лукавых речей и празднословия Каждый христианин еще при крещении отрекался от «диавола и всех ангелов его». Отрекался, а, матерясь и чертыхаясь, опять призывает его в свою жизнь. Кто с благоговением призывает Бога, тот Бога и имеет. Кто матерится и призывает лукавого, тот получает его в верные спутники своей жизни.
(слайд № 2)
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
Но только мать тут всё-таки причём?
Пусть жизнь сложна; пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее- от самого святого1
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Но как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь ,как хотите ,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Не имени , ни чести матерей.
Учитель:
Слова нелитературные арго-(жаргонизмы) наводняют нашу речь , разрушая её. Ведь каждое из них имеет смысл потаённый, скрытый от многих. Лучше не употреблять нелитературных слов, а то язык наш будет поводырём нашим не в рай, а в ад.
(слайд№3)
Учитель:
Слово в обыденной жизни имеет свои правила. О них очень точно написал в своей книге «Учебник жизни» наш современник, московский священник отец Артемий Владимиров.
Правило первое: думай , что говоришь, взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка.
Правило второе: не говори того , чего не думаешь. Не лукавь , не криви душой. Лучше помолчать , чем сказать неправду.
Правило третье: не всё , что думаешь говори.
Помните наставления подвижников благочестия: «Когда ты говоришь, слова твои должны быть ценнее молчания».
(слайд №4)
Пословицы русского народа о языке
(слайд №5)
Ученики записывают пословицы
Во многословии не без пустословия.
Много знай , да мало бай.
Больше говорить- больше согрешить.
Кто меньше толкует, тот меньше тоскует.
Поменьше говори , побольше услышишь
Учитель:
Ребята, сегодня мы попытались показать , какая ответственность лежит на вас за сохранение родного языка. Любите свой язык, берегите его- ведь он залог вашего духовного развития. Об этом говорили наши великие поэты, писатели, священники. Именно нашей стране, нашему народу, Творец Вселенной дал язык редкой красоты, богатства и выразительности. Не случайно письменный славянский язык возникает как язык богослужебный, азбука которого составлена святыми мужами, в целях проповеди Евангелия среди славян.
Великий русский ученый Михайло Ломоносов писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что иш-панским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелями, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
( слайд №6)
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа
Его душа и быт родной. (П.А.Вяземский)
Видеоклип -оптинский иеромонах Рафаил
Рефлексия;
Мини-сочинение «Как слово помогает человеку?»