СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в интерактивном режиме Тема: «Роль игрушки в воспитании детей».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание в интерактивном режиме

Тема: «Роль игрушки в воспитании детей».  

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в интерактивном режиме Тема: «Роль игрушки в воспитании детей».»









Родительское собрание в интерактивном режиме


Тема: «Роль игрушки в воспитании детей».






составила:

педагог-организатор

Морозова Е.В.






Пояснительная записка

Данная методическая разработка является универсальным методическим материалом для педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов в учреждениях дополнительного образования. Целью методразработки является оказание методической помощи при организации педагогической поддержки родителям учащихся и проведении тематического родительского собрания.

Проведение родительских собраний - один из элементов в структуре воспитательной работы учреждений дополнительного образования, сотрудничестве родителей и педагогов.

Актуальность данного родительского собрания заключается в том, что ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре, как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.

Игры для ребёнка - это всё, в играх он упражняет своё тело, игры затрагивают его духовную деятельность. Игра раскрывает большие перспективы в развитии ребёнка: повышает остроту зрения, увеличивает длительность произвольного сосредоточения. А главное - формирует внутренний план действия, который лежит в основе мышления.

Всё, что переживает ребёнок в игре, не проходит бесследно. Все ассоциации отражаются в его личном опыте, во взаимоотношениях с окружающими его людьми, в отношении к миру. Живя в игре, ребёнок получает первую специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются, удовлетворяются и формируются социальные интересы и потребности ребёнка, а также формируются и все стороны его психики. Ребёнок играет во все минуты жизни. Даже тяжёлые условия не мешают ему играть. Поэтому очень важно рассказать родителям, какие игрушки нужно подбирать детям, какими критериями они должны обладать.

Данное родительское собрание разработано с учетом половозрастных и этнокультурных особенностей родителей.

Методическая разработка включает в себя следующие разделы:

  1. Введение.

  2. Содержание родительского собрания.

  3. Приложение 1

  4. Приложение 2

  5. Приложение 3

  6. Приложение 4

  7. Приложение 5

  8. Приложение 6

  9. Список использованной литературы.


Ожидаемые результаты

После проведения данного родительского собрания родители получат полезные советы в выборе игрушек для своих детей, вместе с педагогом разработают критерии оценки игрушки, познакомятся с игрушками-монстрами, отрицательно влияющих на психику детей, узнают, как игры влияют на детей.



Цель: дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка.

Задачи:

  1. вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек;

  2. показать развивающее и воспитательное значение игровой деятельности для дошкольников;

  3. пропагандировать современные социально - адаптирующие сюжетно - ролевые игры в противовес компьютерным играм и антиигрушкам.

Содержание


  1. Пояснительная записка.

  2. Вступительное слово.

  3. Что значит игрушка в жизни ребенка?

  4. Разновидности игрушек.

  5. Современные игрушки.

  6. Игра и игрушка, как средство массовой информации.

  7. Критерии выбора игрушек.

  8. Игрушки-чудовища.

  9. Подведение итогов.

  10. Список использованной литературы.



Ход родительского собрания:

I этап – «Мотивационный» (5 мин.)

Уважаемые родители, здравствуйте!

Сегодня мы решили поднять одну из злободневных тем: роль игрушки в воспитании наших детей. И наше родительское собрание я хотела бы начать с притчи  советского, грузинского и российского педагога и психолога Шалвы Амонашвили.

Игрушка

Я не ломаю игрушку, правда, не ломаю! Дайте мне ее обратно!
Это вам кажется, что ломаю ее, ибо не знаете меня.
Но я разбираю ее, чтобы заглянуть вовнутрь, узнать, как она устроена.
Я исследую игрушку и хочу использовать ее по-своему.
Это свое я принес с собой, в нем нечто новое, что вам не известно.
Мне нужно набраться опыта, чтобы спустя годы проявить себя, утвердить свое.
Меня не интересует игрушка, и не хочу знать, сколько она стоит.
Но то, к чему влечет меня мое будущее, будет стоить во много раз дороже, и в нем будет мой дар для всех вас.
Цените во мне, что я «ломаю» игрушку, а не играю по ее правилам.
У меня свои правила, и не дам игрушке управлять мною.
Если я подчинюсь всем правилам всех игрушек, которые вы для меня покупаете, скоро сам стану игрушкой, – разве вам это непонятно?
Сегодня «ломаю», а завтра на этом опыте жизнь буду строить.
Не злись, мама!
Не ругай, папа!
Верните мне игрушку, пока она может сослужить мне!
А вам лучше будет наблюдать, куда устремляет меня Природа!


Что значит игрушка в жизни ребенка? Означает ли она то же самое, что и для взрослого, который ее купил или смастерил? Как постигает ребенок суть того, что мы считаем игрушками? Давайте задумаемся, как мы, взрослые воспринимаем игрушки: как правило, мы оцениваем цену игрушки ("эта дорогая, а эта - дешевая"), назначение игрушки ("это - веселый крокодил, а это - мозаика"), можем оценить ее по внешним данным ("эта - красивая, а эта - непривлекательная") или даже по престижности ("Барби - это круче, чем кукла Маша"). 

Но все эти критерии абсолютно ничего не значат для малыша - по крайней мере, до определенной поры, пока мы не внедрим в его голову готовые шаблоны. Но чистое, неиспорченное воспитанием "правильного" использования игрушки, сознание ребенка открыто к творческому взаимодействию с любым объектом (не секрет, что для малыша игрушкой является не только погремушка, мячик и резиновая уточка, но и всё то, что заинтересовало его в окружающем мире: коробка от печенья, тюбик зубной пасты, мамины бусы, папина шляпа... То, что в сознании "правильного" взрослого, конечно же, игрушкой не является. А потому: с этим играть нельзя. С другой стороны, взрослый может ожидать того, что любая игрушка из магазина должна быть, во-первых, интересна ребенку, а во-вторых, что ребенок будет играть с ней "как положено" (погремушкой - греметь, мячик - катать, за куклой - ухаживать и т.д.).

Но давайте вспомним, в чем же основная цель: для чего мы покупаем (или мастерим) ребенку игрушки? (ответы родителей)

По большому счету, таких целей две: развлечение и развитие (впрочем, зачастую они очень тесно между собою переплетены). Так если игрушка нужна для того, чтобы ребенок развивался, почему нас так пугает использование игрушки не по назначению, а тем более - стремление разобрать, сломать, бросить? Срабатывают наши взрослые критерии оценки, а говоря прямее - наш эгоизм ("я столько за нее заплатил", "я лучше знаю, как этим пользоваться"). А ведь если мы откажемся от эгоизма и посмотрим на ситуацию через призму целей ребенка - эта ситуация заиграет перед нами совсем другими красками...

II этап – «Информационный» (2 мин.)

Во все времена дети играли в игры. Даже взрослым необходима игра, хотя не все готовы в этом, признаться. Что же стоит за игрой, в чем ее смысл и притягательность?

Игра - деятельность непродуктивная, ее целью является сам игровой процесс. Но какой бы ни была игра и ее правила, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры немыслимо формирование человека как полноценной личности. Вне зависимости от типа культуры игра остается одним из важнейших видов деятельности личности, второй реальностью, включаясь в которую ребенок осваивает социокультурный опыт предшествующих поколений, осваивая нормы и ценности культуры этноса. Культура это совокупный творческий опыт, и она не может быть прямо и однозначно передана ребенку. Во многом культурные традиции ребенок впитывает в процессе игры.

Игрушка является неотъемлемым атрибутом игры, и ее не случайно называют «зеркалом культуры». Как часть детской игровой реальности, она представляет собой незаменимое средство инкультурации – процесса освоения человеком черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении. Как пишет В.В. Абраменкова, игрушка для ребенка не просто забава, а духовное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Вряд ли мы задумываемся, кто и когда слепил первый снежок, придумал кататься с горки на санках, сделал первую куклу. Но первые из известных кукол – египетские. Они имели подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире: здесь и глиняные животные (птицы, черепахи, лягушки, зайцы, змеи, обезьяны). Греческие дети забавлялись и троянским конем, начиненным солдатами и офицерами. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины. В русских игрушках западных коллекционеров завораживает их экзотичность и разнообразие материалов, не привычных для Европы. «У русских есть своеобразный только им свойственный талант изготовления фигурок и игрушек из самых никчемных в мире материалов: соломы, стружек, льда, теста, они из всего извлекают выгоду» (Р. Сирс).

В перечень критериев оценки игрушки исследователями, помимо медицинских, экологических, эстетических и др., включаются и такие критерии, как креативность и культуросообразность. Это означает, что игрушка должна соответствовать культурным архетипам той страны, где проживает ребенок. А это под силу только национальной игрушке, отражающей значение и состояние древней и современной культуры той или иной нации. Мир игрушки емко и сложно впитывает в себя национальный характер, народные физиономии и глубинные характеристики духовного опыта. В.А. Соловьев пишет: «Русская народная игрушка на протяжении веков надежно обеспечивала передачу от поколения к поколению некой самой основной и сжатой до оптимального минимума суммы этико-эстетического опыта. Она служила своего рода культурным генетическим кодом, образующим сердцевину национального менталитета и обеспечивала его устойчивость».

III этап – «Интерактивная работа с родителями» (7 мин.)

Подобрать игрушку в наше время – дело не простое и ответственное. От нашего решения, в подборе игрушек, зависит настроение ребенка и прогресс в его развитии.

Давайте сыграем в игру: «Запеленай куклу».

Вызываются несколько родителей, которым предлагаем запеленать куклу (пупсы, куклы «монстры», куклы Барби).

Затем родители делятся своими впечатлениями, которые они испытали при пеленании обычного пупса, куклы Барби и куклы Монстр Хай.

IV этап – «Информационный» (10 мин.)

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных, среди них - любимый детьми плюшевый мишка. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулку.

Технические игрушки, которые все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Игрушки-забавы, смешные фигурки зверей, животных, человечков, например, зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение позабавить детей вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Маскарадно-ёлочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети играли-жили в образе. Спортивно-моторные игрушки, способствующие повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

Театральные игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо (или так называемая кукла-перчатка, которую делают в виде варежки и украшают тканью, бисером, лентами. Её надевают на руку так, чтобы один палец держал головку куклы, а друге - руки).

Музыкальные игрушки-погремушки, колокольчики, трещотки, дудочки, бубенцы, игрушечные флейты, балалайки и др. музыкальные инструменты.

Дидактическим игрушки - с помощью которых детей знакомят с различными понятиями: с формой, цветом, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, пятнашки, матрешки, мозаики, игрушки-головоломки, пазлы, лото и др. Они воспитывают у детей необходимые качества - сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.

Строительные игрушки – состоящие из геометрических тел. Среди них есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и тр.

А теперь предлагаю посмотреть презентацию об игрушках, которыми часто играют наши современные дети.

Страшные игрушки существовали во все времена. Они изображали злых сказочных персонажей. На Руси детям изготавливали фигурки из глины: волк, Змей-Горыныч, медведи и др. персонажи. Создавались фигурки для того, чтобы дети могли победить свои страхи.

Что же можно сказать о современных игрушках?

Теперь страшные игрушки символизируют не только плохих персонажей, но также героев, которыми дети восхищаются.

Вспомним наше детство. Чем играли мы?

У нас были милые куклы и пупсы в чепчиках, плюшевые зайчики и мишки. Но современным детям хочется самого необычного. Детей привлекают монстры, необычные и непонятные существа.

Дети в восторге от этих игрушек.

Увлеченность девочек куклой Барби приводит к тому, что у девочек задаётся стандарт женской красоты начиная с дошкольного возраста. Но такую женщину, как Барби, не укачаешь, в детский сад не поведешь.

Также игра с куклой Барби вырабатывает определенные критерии у девочек:

Как нужно выглядеть? Какую фигуру должна иметь девушка?

И, в подростковом возрасте родители сталкиваются с нервной депрессией, анерексией. Девочки начинают бесконтрольно худеть, отказываются от еды.

Почему?

«Почему я не как Барби?» - плачут девочки.

Когда и кем это внедряется? Именно в дошкольном возрасте и именно нами - родителями, которые ответственны за выбор игровой и информационной составляющей воспитания своих чад.

На смену идеальной кукле пришли монстры, чьи лица и тела покрыты шрамами и другими увечьями или с серой кожей. Производители выпускают игрушечных младенцев, со старческими лицами. Пропорции тела, у них не соответствуют действительности.

У детей эти игрушки пользуется огромным спросом.

Куклы «Monster High», в комплект с которых входят различные принадлежности: гробы на любой вкус, скелеты, черепа, привлекают детей по всему миру. Такие игрушки как: вампиры, мертвецы, оборотни со шрамами, клыками, рогами с неестественным цветом кожи – на сегодняшний день предел мечтаний наших детей.

А теперь, давайте вместе задумаемся: что нас, как родителей ожидает, когда наши дети подрастут? Какие стандарты и какие ценности им будут близки нашим отпрыскам? (ответы родителей)

Какое будущее ждет наших детей и мир в их окружении?..

Привычные кошечки и собачки все меньше и меньше привлекают наших детей. Их больше привлекают несуществующие зверьки. Дети считают их симпатичными.

Страшные пособия. По-другому как пособия их не назовешь.

Например, в детских магазинах сегодня можно найти просто пугающие «наборы врача». В набор входит пластмассовый человечек с дырками в теле и мешочек с его органами. Ребенок должен расставить пинцетом органы по своим местам, а после «расчленить» их обратно.

Вот такое развлечение предлагается ребенку, который окунается в мнимую, воображаемую ситуацию.

V этап – «Дискуссия о вреде и пользе современных игрушек» (20 мин.)

Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации. Поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. построены на принципах игры (чем не игрушки современные газеты с кроссвордами, головоломками?). А сколько игр на телевидении?! Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета для взрослого.

Поскольку игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Хотелось бы узнать ваше мнение таковы ли современные игрушки?

Родителям предлагаем различные игрушки (матрешка, Барби, набор животных, пирамидка, конструктор и т д.). Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть плюсы и минусы любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выясняем полезность, бесполезность или вред данной игрушки.

Критерии выбора игрушек

Родителям предлагаем совместно с педагогом разработать критерии выбора игрушки. Например:

Соответствие игрушки интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка очень часто не совпадают: многих взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей же другие приоритеты: похожа ли на любимого сказочного героя, такая же есть у друга).

Возможность что-либо с ней делать - это главное достоинство игрушки (разбирать-собирать, складывать, извлекать звуки).

Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, строительный материал могут занимать детей в течении длительного времени).

Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки и игрушки-головоломки, которые сами подсказывают способ действия: матрешки, пирамидки).

Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).

«Игрушки-чудовища»

Игрушки-чудовища могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные, же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу.

Предлагаемые сейчас детям в качестве игрушек различные персонажи в виде трансформеров, скелетов, монстров, о чем говорилось ранее, и пр. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло, поделить героев «плохих» от «хороших». При этом игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками - чудовищами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к норме, и дети понемногу применяют такую модель поведения на практике.

То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. Случается, что склонность к сверх вооружению обусловлена с обостренной потребностью в защите от сложного и не очень дружественного внешнего мира. Ребенок, владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в реальной жизни всё может быть наоборот. Желание иметь монстров своего рода тест для определенного психологического состояния ребёнка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает в реальном мире.

Для возбудимых детей игра с монстрами это способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка скорее не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка и формирует определённую психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности детей ощущать себя сильными и бесстрашными.

VI этап «Подведение итогов» (6 мин.)

Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям игрушки, наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии. Поверьте, есть много вариантов направить игры детей в нужное русло. Например, известно, что дети любят наряжаться. Но для этого им вовсе не нужны замысловатые костюмы - зачастую они довольствуются каким-то отдельным элементом, знаком, обозначающим персонаж. Например, платок на голове и самодельные очки превращают девочку в бабушку, кусочек старого тюля они используют как фату. Дайте детям несколько кусков материи, и они будут сами изобретать себе костюмы. Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть пространство для игр, а также все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно бы расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать. Просматривайте время от времени с ребенком его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите, мойте игрушки, отбирайте поврежденные, «лечите» их в больнице. Общение с родителями и их серьезное отношение к игре и игрушкам необходим ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции.

У нас сегодня работает открытый микрофон и вы, по желанию, можете высказаться о нашем родительском собрании: «Что вам понравилось?», «Что не понравилось?», «Какую интересную информацию вы получили» и др.

(родители высказывают свое мнение)

В заключение родительского собрания я раздам вам памятки «Игрушки, как отражение характера человека», «Мультфильмы для современных дошкольников», «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?», «Детская игрушка – это серьезно», «Мама, поиграй со мной», «Рекомендации родителям по руководству сюжетно-ролевыми играми детей в семье» и расскажу вам лучший рецепт здоровья и счастья:

Возьмите огромную чашу терпения,

Влейте в нее полное сердце любви,
Добавьте две горсти щедрости,
Посыпьте добротой,
Плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры.
Все это хорошо перемешайте.
Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни
И предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

Желаю удачи! До свидания!


Список использованной литературы


  1. Абраменко В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка. М.: Эксмо. 2006.

  2. Гаранина Н.К. Декоративно-прикладное искусство как синтез эмоционально-эстетического и понятийного освоения культуры детьми дошкольного возраста //Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http: // www.art-education.ru / AEmagazine. № 2. – 2010. (В соавторстве с И.А.Лыковой.)

  3. Лосева, В. Игрушка в развитии ребенка и игровая коррекция / В. Лосева, А. Луньков // Домашнее воспитание. - 2000. - № 1; № 2.

  4. Матвеева, М. Игры нежного возраста: игрушки в разные периоды детства / М. Матвеева // Здоровье. - 2006. - № 12.

  5. Осорина, М. Психологическая концепция игрушки: какой предмет может стать игрушкой? / М. Осорина // Детсад со всех сторон. - 2004. - № 7-8.

  6. Панина, Г. Игры и игрушки наших детей / Г. Панина.
    // Начальная школа : методическая газета для учителей. - 2004. - № 30-31.

  7. Решетникова, О. Играют все! : психологические концепции игрушки и проблемы экспертизы игрушек / О. Решетникова // Школьный психолог : методическая газета для учителей. - 2003. - № 37-38. 

  8. Сиротюк А.С. Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №3. 

  9. http://mojrebenok.narod.ru/igrsil.html

  10. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/html

  11. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/teatralizovannye-igry-i-uprazhneniya-dlya-mladshih-doshkolnikov


Приложение 1

Памятка

 «Игрушки как отражение характера человека» 

Игры с мячом говорят о том, что перед нами человек действия, он не склонен к долгим размышлениям, действует быстро и решительно - его трудно удержать. Для него характерна непритязательность в быту, невнимание к некомфортным условиям жизни, но ему очень важно, чтобы его интересы разделяли близкие люди и были такими же активными, как он.

Куклы свидетельствуют о том, что человеку интересны общение с другими людьми, мир социальных отношений. Для него характерна погружённость в выбранную роль и игру - он не всегда сам понимает, чего хочет и кем на самом деле является. Это может предопределять недолговечность отношений с близкими людьми.

Плюшевые игрушки нравятся человеку, который любит новые ощущения и переживания, он очень впечатлителен и эмоционален, зависим от отношения к нему окружающих людей, поэтому ему нужно реализовать свою потребность в тепле и ласке через общение с мягкими игрушками- мишками, собачками, зайками. Такой человек может быть источником детской радости жизни для окружающих, а может быть и нытиком, который заражает своими негативными эмоциями окружающих, если чувствует себя обделённым вниманием и лаской.

Краски интересуют душевных людей, они открыты миру во всех его проявлениях, чувствительны к его радостям и печалям, восприимчивы к отношениям с другими людьми. Для них могут быть свойственны и агрессия и депрессия, поэтому относиться к ним нужно очень аккуратно, не забывая, что их легко ранить.

Занятия с пластилином говорят о том, что ребёнок склонен к усовершенствованию старой и созданию новой реальности, окружающие так привыкают к этому, что постоянно ждут от него изменения обстоятельств и окружающего мира к лучшему, а его может тяготить такой груз ответственности, такому человеку иногда самому трудно провести грань между вымыслом и действительностью.

Конструкторы нравятся тем, кто не очень любит что-то менять в себе, предпочитают привычный ход событий, вместе с тем, задумав что-то, не сворачивают с выбранного пути, а проявляют упорство и целеустремлённость, даже упрямство, и достигают задуманного.

Страсть к солдатикам характерна для людей, которым нравится совершать манёвры, они легко адаптируются под изменяющуюся информацию, любят соревноваться и, конечно, побеждать. Потом эта страсть переходит в увлечение шашками, шахматами и компьютерными играми.

Книги любят мечтатели, они любознательны, у них пытливый ум. Увлекаясь вымыслом и фантазиями, они могут быть совершенно беспомощными и безразличными к будничной жизни и проблемам повседневности.

Приложение 2

Памятка

«Мультфильмы для современных дошкольников»

Ещё несколько лет назад главными занятиями детей дошкольного возраста были игры, рисование, лепка и слушание сказок. Конечно, иногда дети смотрели мультфильмы, по вечерам - «Спокойной ночи, малыши» и по выходным - «В гостях у сказки». Мультфильм был для ребёнка долгожданной радостью.

Сегодня ситуация резко изменилась. Одним из самых востребованных занятий является просмотр телевизора, в основном это просмотр современных мультфильмов.

 Каковы же причины, делающие телевизор столь привлекательным для ребёнка:

1.Увеличение учебных нагрузок в дошкольном возрасте влечёт за собой потребность в пассивном отдыхе у экрана.

2. Рост популярности DVD- проигрывателей: с их помощью просмотры стали доступны для подавляющего числа семей.

3.Прилавки магазинов и киосков заполнены многочисленными сборниками мультфильмов всех видов и жанров.

4. Родители, в свою очередь, получили долгожданную, регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребёнка.

Таким образом, ребёнок-дошкольник большую часть своего свободного времени проводит у экрана. И как ни странно, настоящим спасением от обилия экранного времени является обычный детский сад, хотя сознательность и разумная домашняя политика родителей в ограничении экранного времени является очень эффективным способом, но, увы, более редким вариантом спасения от экрана.

Наряду с увеличением времени просмотра детьми ТВ кардинально изменилось и содержание того, что смотрят дошкольники. Что же смотрят наши дети, и каким героям хотят подражать.

 Какими особенностями характеризуется современная индустрия фильмов для детей:

- современные кинопродукты в первую очередь должны отвечать главному экономическому критерию - успех проката и прибыль;

- «картинка» должна быть яркой, что часто спасает мультфильм от примитивности сюжета и персонажей, ведь она оказывает интенсивное воздействие на все органы чувств ребёнка, «картинка» должна быть динамичной, действия развиваются стремительно, что в свою очередь отражает реалии современности - принципиальное ускорение ритма жизни. Герои быстро двигаются, много бегают, прыгают, летают, кадры сменяют друг друга со скоростью на грани возможностей восприятия;

- события на экране излишне перегружены речевым сопровождением, что зачастую непонятно детям, не воспринимается и не усваивается, так как дошкольники в большей степени воспринимают движение, образы и эмоциональные компоненты. В целом обилие речи оказывает утомляющий эффект на слуховую систему ребёнка;

- музыкальное сопровождение редко, когда бывает запоминающимся. В хорошем мультфильме музыка призвана отразить общее эмоциональное настроение, значение или ритм событий, чего не осуществляет музыка в современных зарубежных мультфильмах.

Наблюдения показывают, что дети с удовольствием соглашаются поиграть в персонажей м /ф, но современным героям сложно полноценно подражать. Дети часто не могут ответить на простые вопросы: о чём этот мультфильм, главный герой - он какой, дети не воспроизводят в игре сюжет - они просто по нескольку раз повторяют движения героев, их мимику и жесты, добавляя фирменные словечки, а смысла происходящих событий (если он там вообще есть) дошкольники не усваивают. Сюжеты современных зарубежных мультфильмов так далеки от жизни детей дошкольного возраста и окружающих их взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что, получив в подарок игрушку - героя или персонажа популярного мультфильма, ребёнок вообще не знает, как в него играть. Пережив счастливый момент обладания очередным киборгом или модной куклой, он с гордостью показывает игрушку друзьям, соседям, некоторое время крутит её в руках, прижимает к себе и теряет к ней интерес. В лучшем случае умеющий хорошо играть ребёнок просто даёт возможность модной игрушке жить полноценной человеческой жизнью - общаться, питаться, гулять, играть, спать.

Пожелание родителям: не тратьте столь ценное время на просмотр мультфильмов, а используйте его на истинно нужную и важную деятельность, ведущую в дошкольном детстве - игру!

Приложение 3

Памятка

«Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?»

 В дошкольном возрасте родителей волнуют не только проблемы подбора игрушек и развития игры, но и связанные с их уборкой. С какого возраста надо приучать деток прибирать игрушки перед сном?

   Умения и навыки уборки игрушек – это не только привычка, это проявление такого качества характера, как аккуратность  и умение организовать себя. Воспитывается это с самого раннего детства. С 1 до 3 у детей развивается предметно-практическая деятельность, которая позволяет формировать и данные навыки тоже. Но помните: это деятельность со взрослым. Значит, и организовывать ее нужно несколько по-другому: «Давай вместе будем убирать игрушки. Сначала… Вот так – смотри!.. Потом… И уже чуть-чуть осталось! Вот какие молодцы! Дай я тебя расцелую – помощницу мою славную!» а потом еще и перед папой похвалить.

Если ребенок 5 лет разбрасывает игрушки по всей квартире, т.е. он даже в них не особо играет, просто достает из корзины все подряд , посидит минут 5 – вроде как играет, - бросит и бежит к корзине за другой игрушкой. Возможно, он не умеет играть с игрушками: создавать воображаемую ситуацию, придумывать замысел, распределять роли и развивать сюжет, обыгрывать игрушки  и предметы-заместители  и т.д. В настоящей сюжетно-ролевой игре как раз и формируются навыки произвольного поведения и самоорганизации. Разработайте вместе режим дня и сделайте к нему красочный календарь на холодильник, в котором можно было бы отмечать, как ребенок не только занимается, но и как убирает за собой игрушки, какие домашние обязанности выполняет, помогает маме и папе, и т.д.

  По поводу уборки игрушек можно предложить следующее: не убирайте за него, но предложите убирать их вместе (научите, как это делать, объясняя все так, как будто это нужно не только для вас, но и для игрушек. На следующем этапе приведите его в неубранную комнату и спросите: «Что тебе нужно сделать, чтобы привести все в порядок?» - и понимающе улыбнитесь ему. Если действий не последует, то предупредите: «Ты хочешь, чтобы я собрала все игрушки или сделаешь это сам? Если выбирается первое – действительно уберите все игрушки, но подальше – на 2-3 дня. Затем верните их. Если поведение повторится, отдайте их кому-нибудь, или выкиньте ненужное – когда игрушек много, ребенок не знает что с ними делать. В следующий раз он точно задумается.

Попробуйте не покупать новые игрушки, а вместе с ребенком мастерить их. Тогда он будет ценить свой и ваш труд – не позволит себе их разбрасывать.

Если ребенок с истерикой убирает игрушки, можно посоветовать две вещи:

1) предупреждайте ребенка о том, что нужно заканчивать игру минут за 15 до ее окончания – заглядывайте в комнату и спокойно говорите об этом, затем еще раз – за 5 минут – тогда говорите более четко и уверенно (пора заканчивать игру и собирать игрушки – у тебя 5 минут). Через 5 минут говорите о том, что нужно собирать игрушки, и спрашивайте, справится ли ребенок сам или нужна ваша помощь.

2) заигравшись, ребенок теряет представление о времени и самоконтроль; если будете резко прерывать (а он там, в игре) – он сорвется эмоционально. Поэтому выход должен быть тоже через игру: спрашивайте, во что он играет, и придумайте следующий сюжетный ход сами, связанный с вашим следующим режимным моментом, или сразу же – с уборкой игрушек. Например, «гонщикам нужно подкрепиться перед важным соревнованием – авторалли Париж – Дакар! А то ведь ехать нужно будет всю ночь! Как ты думаешь, сколько часов? Поэтому сейчас машины отправляем в автомойку, а сами идем ужинать в Макдональдс на кухне!

Коротко обобщим вышесказанное, отвечая на вопрос: «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?»

  • Твердо решите для себя, необходимо ли это;

  • Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи;

  • Убирайте игрушки вместе с малышом;

  • Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего;

  • Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно, не приказывайте;

  • Используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках для игрушек;

  • Учитывайте возраст и возможности ребенка;

  • Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной для малыша;

  • Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать. 

Приложение 4

Памятка

«Детская игрушка – это серьезно»

Игрушка – это одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи ценностей культуры и опыта поколений. Она является инструментом социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности.

Значение детской игрушки трудно переоценить.

Для общества игрушка – важнейший элемент культуры («зеркало культуры»).

Для взрослого игрушка – важнейшая составная часть образовательной среды, инструмент, посредник общения (малыша с взрослым и сверстником), а также средство обучения, развлечения и даже средство лечения.

Для ребенка игрушка – источник радости, предмет для творчества, психологическое средство овладения ребенком предметным миром и собственным поведением.

В последние годы ученые разработали критерии экспертизы игрушки, которые включают, помимо медицинских и экономических критериев (качество материалов и степень обработки), а также эстетических (красота и совершенство), еще и психоэмоциональные (радость и удовольствие), педагогические (развитие способностей, умений) и другие требования, согласно которым игрушка должна также соответствовать требованиям: креативности (развитие, творчество, сотрудничество), культурообразности (соответствие культурным архитипам прежде всего той страны, где проживает ребенок) и психотерапевтичности (установки на здоровье, позитивные перспективы).

Исключительно важным критерием сегодня оказывается критерий духовно – нравственного смысла игрушки для ребенка, т.е. того, какие ценности она транслирует, способствует ли формированию совести, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам.

Ребенок идентифицирует себя с игрушкой, не только с ее «повадками», внешностью, но и с ее скрытой сутью, вступая с ней в личностно-смысловые отношения. Отсюда важно, что окажется в его руках - игрушка или антиигрушка.

Антиигрушка (игрушка - ксеноморф) – это не просто плохая игрушка: например, некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто это внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов «фирменные» изделия зарубежного производства, которые вместе с тем не отвечают критерию духовно-нравственной безопасности.

Антиигрушка является побудителем и транслятором духовно-нравственного разрушения: психически заболеваний и нервных расстройств, склонности к суицидам (самоубийствам) и пр.

Сегодня детское игровое пространство замещается продукцией компаний – производителей, возглавляемых крайне аморальными лицами и даже лицами с явно перверсивным сознанием, что в результате приводит к появлению на рынке игрушек в России образцов, разрушительных для психики и духовно – нравственного здоровья детей.

Некоторые примеры антиигрушек.

Игрушки-гермафродиты (куклы с внешностью девочек, но с первичными половыми органами мальчиков), крайне разрушительных для детской психики, внедрявших в сознание детей сексуальные перверсии и иные психофизические деструкции.

Игрушки, формирующие садистские наклонности, в частности, предлагается «интерактивная игрушка» под названием «Бешеная курица», в описании которой производителем заявлено следующее: «Курица машет крылышками и двигает ножками. Она отлично танцует под музыку! Но если вы возьмете ее за шейку, она начнет издавать предсмертные стоны и попытается вырваться из ваших рук. Такое представление пропустить нельзя. А стоит вам отпустить «Бешеную курицу», как она продолжит концерт, весело приплясывая и помахивая крылышками под зажигательную музыку».

На рынке игрушек появились «игрушки» в форме микробов и вирусов, в том числе ВИЧ, сифилиса, гонореи, дизентерии, коровьего бешенства, «игрушки», имитирующие человеческие гениталии.

Предлагаются «игрушки», имитирующие человеческие фекалии.

Широко распространены «игрушки», вовлекающие ребенка в осуществление окультно-религиозных магических ритуалов, мистифицирующие их сознание.

Предлагаются игрушки - «приколы», имитирующие человеческие травмы, представляющие собой ампутированные конечности и иные  части человеческого тела, например: « рука детская кровавая», «нога детская», «голова вампира», «нога в машину», «сопли подкидные», «рука с когтями», «череп с глазом»

        Увеличение количества фактов поставки в Россию и распространение в России антиигрушек, явно наносящих ущерб психике российских детей  должно активизировать родителей внимательно, вдумчиво выбирать игрушки для своих детей.

 

Приложение 5

Памятка

«Мама, поиграй со мной!»

(значение игры в жизни ребенка)

Подобные просьбы детей нередко ставят родителей в тупик. «Разве ты не наигрался в детском саду?» или «Поиграй сам, мне сейчас некогда», - может ответить мама или папа. Малыш отходит, огорченный, или продолжает настаивать. Дети очень любят играть со взрослыми, но не всегда взрослые это понимают и умеют оценить этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может не только обидеть ребенка, но и лишить его столь ценного для него развивающего общения с близким взрослым. Конечно, здесь выход один: папа и мама должны все же находить время для игры с ребенком. Ребенок не способен променять «Живое» общение родителей на материальные блага. Если же он удовлетворяется дорогими подарками, не испытывая потребности в общении с родителями, взрослые виноваты в этом сами.

Играя с ребенком, можно лучше понять его мироощущение, ценностные установки, эмоциональные особенности, проблемные зоны его отношений с окружающими, самим собой. Игра для ребенка также отдых, умиротворяющая деятельность, он испытывает покой и счастье. Ребенок, который очень нервничает и боится, не может сосредоточиться на игре. Такие ситуации можно видеть во время сложной адаптации его в детском саду. Ребенок плачет, не видит ничего вокруг от слез, не может свободно двигаться. Воспитатель пытается успокоить его, затевая игру, что часто отвлекает малыша от мыслей о маме.

Игра с ребенком в домашних условиях также способна вернуть ему душевное равновесие. Детям бывает трудно выразить свои переживания на словах. Чувства они могут прожить в игре, выбирая определенный материал, действуя с ним определенным образом, вновь и вновь проживая значимые ситуации. Игровая терапия все чаще используется, служа адекватным методом коррекции душевных переживаний ребенка. Многие игротерапевты рассматривают игру как процесс взаимодействия «здесь и сейчас», в котором происходит укрепление собственного «Я» ребенка, моделирование настоящего и будущего. Наши беседы и нотации не греют душу ребенка, это же не его опыт. Однако в игре он получает возможность взглянуть на проблему со стороны, научиться управлять своими чувствами. В этом заключается терапевтический эффект. Взрослому, преследующему цели терапевтической поддержки ребенка, следует создать особую доверительную и безопасную для детской самооценки игровую ситуацию, когда ребенок может без опасения выражать через игру свои эмоции.

 Для ребенка игра – проявление любви и внимания. Дети начинают лучше понимать своего партнера, сверстника или взрослого.Дружить – значит играть вместе. Конечно, телефон нужно обязательно отключить, как в театре, полностью посвятив себя общению с ребенком в игре (хоть на 10 минут): надо помнить, что игра – средство общения для ребенка. Игра – это, прежде всего, удовольствие для ребенка, желанный и естественный способ самовыражения, утверждения себя в этом мире. В процессе игры происходит самоорганизация психики ребенка и его поведения, изживание страхов и негативных стереотипов поведения. Кроме того, очень позитивно понимание игры как универсальной деятельности ребенка, в которой происходят мощные процессы «само» - самоодушевления, самоопределения, саморазвития, самопроверки, самовыражения, самооценки, самоизлечения.

В игре он удовлетворяет свои потребности в познании окружающего мира, творчестве, фантазии, активности, самостоятельности, психической свободе. Именно благодаря этому игры готовят к будущей жизни, помогая ориентироваться в человеческих отношениях, развиваться морально, интеллектуально, физически, поверить в свои силы, проявить свое творческое активно начало.

Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют с ним вместе, также не умеют вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру. Для ребенка среднего и старшего дошкольного возраста очень важно быть принятым в игру сверстниками. Для этого надо играть с ним дома в разные игры, особенно ролевые, чтобы он привык к партнерским отношениям, правилам поведения в совместной игре. Если раньше игровой опыт передавался от старших детей к младшим, то сейчас, когда в семье часто один ребенок, просто необходимо взрослым заменить собой сверстников в игровой деятельности. Этот навык , конечно, поможет вашему ребенку комфортно чувствовать себя среди других детей, так как в детском обществе очень ценится умение играть, подавать идеи, придумывать и руководить интересной игрой. 

Приложение 6

Рекомендации родителям по руководству сюжетно-ролевыми

играми детей в семье

Если вы видите, что ребенок просто манипулирует предметами, повторяя одно и то же действие, покажите, как этот предмет можно употребить в игре.

Взрослый также может расширить репертуар сюжета игры. Можно поиграть во врача – полечить кукол, мишек, бабушку, маму, самому побыть пациентом. Общение с ребенком в результате вмешательства взрослого станет более содержательным. Значение такой совместной игры заключается в том, что теперь он сможет выполнять специфичные для роли условные предметные действия и вступать в ролевой диалог, типичный для парных ролей доктора и пациента, мамы и дочки. Сначала это может происходить с играющим взрослым, который показывает приемы игры, находясь в роли. Потом это ребенок переносят на партнера-игрушку, партнера-сверстника.

Если ребенок застревает на каких-то манипуляциях с игрушками – строит одно и тоже, катает машинки туда-сюда, взрослый может придать новое значение действию, включив их в более широкий игровой сюжет.

Важно помнить о возрастной специфике игры детей. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет игровое действие с сюжетными игрушками.

У 4-летних детей смысл игры и главное удовольствие заключается в проигрывании роли. Выполнение роли ребенком подчиняется скрытым в самой роли правилам поведения персонажа. Например, правило игры во врача подразумевает определенный порядок действий. Сначала помазать место укола, потом уколоть, а не наоборот.

У  5-6-летних детей игровое действие согласно роли все более сворачивается. Смысл игры заключается в выполнении правила.

Взрослый, играя с ребенком, может существенно расширить репертуар ролей. Важно вносить творческие элементы в игру . Например, изобразить один раз боязливого пациента, другой раз – старого и очень больного, или назойливого, чтобы ребенка-врача  стимулировать вести себя по-разному в рамках данной роли. Можно ввести нового персонажа из какой-нибудь сказки, представить его поведение. Главное, чтобы взрослый, играющий с ребенком, сам испытывал удовольствие от действия, выдумывание новых неожиданных вариантов. Вовремя среагировать на креативные предложения ребенка.

Свобода творческого воображения ребенка в игре выражается в том, что он сам может выбрать сюжет, по- новому употребить самые обычные предметы, придать им те значения, которые необходимы ему  по замыслу (собачка – кубик, кегля – рентген).

В игре ребенок испытывает удовольствие от подчинения себя внутренним правилам выполнения роли. Поведение персонажа становится понятным, осознается им. Он как бы смотрит на себя со стороны через игру – мир социальных отношений и поведения людей значительно обогащает эмоциональные переживания ребенка, которые он пока не в состоянии испытать в реальной жизни, так как не может выполнять роли врача, шофера и т.д.

Играя с ребенком важно:

  • воздержаться от критических замечаний;

  • не выходить из роли, пока не закончится игра;

  • отдаваться игре также добросовестно и эмоционально, как ваш ребенок;

  • быть инициативным, творчески выполнять роль и подавать идеи;

  • чутко реагировать на его предложения, поддерживать его фантазию;

  • подбирать игры, которые не тормозят развитие ребенка, соответствуют его возможностям и возрасту;

  • создавать в игре атмосферу партнерства, эмоциональной безопасности.

Нельзя переоценить значение грамотного участия взрослого в игре для развития личности ребенка, семейных, родительско - детских отношений. Процесс игры на каждом возрастном этапе должен состоять из совместной игры взрослого с ребенком, где взрослый выступает играющим партнером, и самостоятельной детской игры, условия которой обеспечивает взрослый. Конечно, самое главное, чтобы взрослые и дети получали искреннее удовольствие от деятельности.

34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!