СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в 8 классе "Особенности подросткового возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное родительское собрание призвано помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в период полового созревания; оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками. Материалы собрания содержат статистический материал по проблеме, анкету для учащихся, памятку для родителей, ситуации для обсуждения во время собрания. Ход собрания сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«pril2»

Мазина Юлия Владимировна идентификатор: 240-260-575

Приложение 2.

1. Запишите ассоциации к слову ПОДРОСТОК.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Чем, по-вашему, характеризуется подростковый возраст? Какие изменения происходят в детях? Какие проблемы возникают при общении с детьми? Возникают ли вообще?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Сравните некоторые особенности поведения детей (изменилось ли их поведения).



Особенность поведения

было

сейчас


Много разговаривает по телефону




Много времени проводит за компьютером и в интернете




Откладывает выполнение домашнего задания на «потом»




Не помогает (мало помогает) по хозяйству




Больше времени уделяет друзьям, а не семье




Остро воспринимает ссоры с друзьями




Чутко и критично относится к внешнему виду (одежде, прическе)




стремится следовать за модой




Стремиться сказать «последнее слово»




Огрызается, грубит, когда его критикуют




Хамит, отстаивает свое




Зачастую отказывается принимать мнение родителей




Часто конфликтует с родителями, друзьями




Делают наперекор вашему мнению




Часто ругается с братом и сестрой




Не реагируют на замечания




Стремиться к свободе




Перенимает дурной пример с телезвезд, сверстников




Поздно ложиться спать




Прибегает ко лжи и ругательствам




Увеличивает время на развлечения (поездки в магазин, прогулки с друзьями, поход в гости к друзьям, в массовые места)




Подражает манерам друзей, звезд, старших товарищей.



Просмотр содержимого документа
«pril3»

Приложение 3.


Памятка для родителей


1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий


2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего - в понимании и сочувствии.


3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.


4. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.


5. Рассказывайте своему ребенку о себе. Детям часто трудно представить, что Вы тоже были молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своей молодости, о тех ошибках, которые сами совершали. При этом помните:

• такой разговор - не повод для поучительных историй («когда я был в твоем возрасте...», «если бы мы жили так, как вы сейчас...» и т.д.);

• не делайте из рассказа выводов-наставлений; («учись...», «пока мы живы - добивайся успехов» и т.д.);

• рассказ должен быть «к месту», дабы не зависнуть в пространстве, не найдя понимания.



Старайтесь обнаружить истинную проблему своего ребенка и, не разрушая его собственного решения, попытайтесь помочь преодолеть трудную ситуацию самостоятельно.


7. Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.


8. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы. Ваш ребенок будет учиться не паниковать в трудной ситуации.


9. Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.


10. Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.


11. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду?



Просмотр содержимого документа
«pril4»

Мазина Юлия Владимировна идентификатор: 240-260-575

Приложение 4.


Анкета для учащихся.


Выберите наиболее предпочитаемый для вас пункт


Выполнять домашнее задание

или

Пообщаться с друзьями

Поговорить о какой либо проблеме с мамой, папой, или клюю руководителем

или

Поделиться проблемой или возникшей трудностью с друзьями

Почитать книгу, поухаживать за животными

или

Послушать музыку, сходить на дискотеку

Пойти с родителями в гости

или

Остаться дома, поболтать по телефону или пригласить друга, подругу домой

Ты согласишься с мнением родителей, учителей, если даже у тебя совсем другое мнение

или

Ты стараешься высказать свое мнение, так как ты достаточно взрослый



1. В свободное от уроков время ты любишь:

А) проводить время с друзьями на улице

Б) участвовать в вечеринках и дискотеках

В) заниматься в спортивных секциях


2. При возникновении трудностей к кому ты обратишься за помощью:

А) к родителям

Б) к друзьям

В ) к учителям или классному руководителю


3. Любимым жанром кино для тебя является:

А) боевик

Б) фантастика

В) детектив

Г) триллер

Д) мистика

Е) эротика

Ж) мелодрама


4. Совершая поступки, задумываетесь ли вы об их последствиях? Да, нет, иногда


5. Приходилось ли вам оценивать свое поведение?


6. По-вашему мнению, как оценивают вас друзья и близкие родственники?

(общительный, добрый, злой, открытый, жизнерадостный, искренний, сильный, ленивый, злой, вредный, предатель, уверенный в себе, увлекающийся)


7. Изменения в твоей внешности, росте и весе тебя: Радуют; огорчают; раздражают и злят; безразличны.


Просмотр содержимого документа
«Сценарий»

Родительское собрание на тему "Особенности подросткового возраста". 8-й класс

Цель: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в период полового созревания;оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.

Подготовка к собранию: подготовка различного статистического материала по проблеме, анкетирование и диагностика учащихся (приложение 4), памятка для родителей (приложение 3), ситуации для обсуждения во время собрания (приложение 2), подготовка сопроводительной презентации (приложение 1).

Ход собрания

Слайд 1. Тема: Наши дети – подростки. 

Растут дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.

Притча: Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»

Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов.

Слайд 2. Приложение 2. (Распечатка для родителей)

Сначала я вам предлагаю ответить на простой вопрос, кто же такой подросток. Назовите слова-ассоциации к слову «подросток» (упрямство, трудный возраст, кризис, переходный возраст, конфликт, проблемы, взросление).

Как психологи характеризуют подростковый возраст?

Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.

Слайд 4. Происходит перестройка подростка на всех уровнях: физиологическом, психологическом, социальном.

Слайд 6. Происходит:

  • Интенсивное физическое и физиологическое развитие: увеличиваются рост и вес

  • Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела: дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими

  • Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания

  • Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Слайд 5. В период полового созревания идет бурная перестройка организма, что сопровождается временным нарушением процессов нервной системы и приводит к снижению работоспособности, интереса к учебе, подросток становиться невнимательным, рассеянным. Эмоции подростка подвижны и противоречивы. Повышенная чувствительность, вспыльчивость в мелочах может сочетаться с холодностью, черствостью. Застенчивость легко переходит в развязность или грубость.

Слайд 8. Формируется новый образ физического “Я”.

Резко повышается интерес к своей внешности:

  • Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые

  • Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Слайд 10. Также усиливается развитие самосознания. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и “Я-концепция”.

Слайд 11.Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Слайд 12-13. Проявляется чувство взрослости.

  • В желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому.

  • В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей.

  • Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Они уже хотят быть самостоятельными, но ещё не все готовы отвечать за свои поступки и анализировать их. Восьмиклассники находятся на 3 этапе развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею». Данный этап сопровождается следующими моментами:

1. Есть свое мнение, не всегда верное

2. Считает именно свое мнение истинно верным

3. Не считается с мнением родителей

4. Поступает так, как хочет

5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)

6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)

В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.

Слайд 15. Формируется “Я-концепция” ребенка.

Возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.

Внутренний мир.

  • Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно

  • Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть

  • Личностная рефлексия (самоанализ), потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Слайд 16. Реальное Я.

  • Представления о собственной внешней привлекательности.

  • Представления о своем уме.

  • Представления о своих способностях в разных областях.

  • Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах.

Познавательный компонент

  • Познание себя

  • Познание своих различных качеств

Оценочный и поведенческий компонент

  • Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенности

  • Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников

Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе


Слайд 17. Идеальное Я.

Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию .

  • Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества.

  • У подростка развивается саморегуляция.

Идеальное “Я” может сильно отличаться от реального.

  • При высоком уровне притязаний.

  • При недостаточном осознании своих возможностей.

Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам.

Происходит перестройка и на социальном уровне.

Слайд 21, Особенностью данного возраста является направленность на общение. Предпочтительна сфера общения с ровесниками. В 13-14 лет то, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями, уходят от обычной сферы общения.

В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.

Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам. Однако это наблюдается не у всех подростков. Особенности многих восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Т.о. учеба в это время отходит на второй план.


Какие изменения происходят в детях?






Слайд 23. Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности,

  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами - с обожествлением случайных кумиров,

  • целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

  • на все требуют доказательств,

  • неустойчивость может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать,

  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе,

  • потребность в общении сменяется желанием уединиться,

  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью,

  • стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности,

  • выбирают себе кумиров,

  • проявляется соревновательный мотив.


Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?

Пути решения проблемы.
Как общаться с восьмиклассниками в этот период?

1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий


8. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы. Ваш ребенок будет учиться не паниковать в трудной ситуации.


3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.


5. Рассказывайте своему ребенку о себе. Детям часто трудно представить, что Вы тоже были молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своей молодости, о тех ошибках, которые сами совершали. При этом помните:

• такой разговор - не повод для поучительных историй («когда я был в твоем возрасте...», «если бы мы жили так, как вы сейчас...» и т.д.);

• не делайте из рассказа выводов-наставлений; («учись...», «пока мы живы - добивайся успехов» и т.д.);

• рассказ должен быть «к месту», дабы не зависнуть в пространстве, не найдя понимания.

Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.

11. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду?

12.Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)

  1. Памятка для родителей

1.Будьте всегда чуткими к делам своих детей

  1. Анализируйте с детьми причины их удач и неудач

  2. Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко

  3. Старайтесь не ограждать подростка от трудностей

  4. Научите преодолевать трудности

  5. Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»

  6. Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)

  7. Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка

  8. Рассказывайте ребенку о  своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте

  9. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)

  10. Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии

  11. Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной

  12. Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.

  13. Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.

  14. Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.

  15. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите его информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.

  16. Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.

  17. Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и любящей(им) мамой(папой)

Учите подростка отвечать за свои поступки.




Просмотр содержимого презентации
«pril1»

Наши дети-подростки

Наши дети-подростки

Наши дети-подростки

Наши дети-подростки

Наши дети-подростки

Наши дети-подростки

Почему не доложили, что сын уже вырос? король

Почему не доложили, что сын уже вырос?

король

Ассоциации к слову подросток, подростковый возраст Подросток : упрямство;  трудный возраст;  переходный возраст;

Ассоциации к слову подросток, подростковый возраст

Подросток :

  • упрямство;
  • трудный возраст;
  • переходный

возраст;

  • конфликт;
  • проблемы;
  • взросление.
Как психологи характеризуют подростковый возраст?

Как психологи характеризуют подростковый возраст?

  • Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка.
  • Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка
* физиологическом;   *  психологическом;    *  социальном .

* физиологическом;

* психологическом;

* социальном .

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме  Интенсивное физическое и физиологическое развитие  увеличиваются рост и вес  Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими  Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания  Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме

  • Интенсивное физическое и физиологическое развитие увеличиваются рост и вес

  • Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими

  • Появляются вторичные половые признаки внешние признаки полового созревания

  • Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения

В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Период полового созревания    Снижение работоспособности Снижение интереса к учебе Невнимательность,  рассеянность вспыльчивость Повышенная  чувствительность

Период полового созревания

Снижение

работоспособности

Снижение

интереса к учебе

Невнимательность,

рассеянность

вспыльчивость

Повышенная

чувствительность

Новый образ физического «Я» Резко повышается интерес к своей внешности:

Новый образ физического «Я»

Резко повышается интерес к своей внешности:

  • Ребенок остро переживает все изъяны внешности .
  • Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает , а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
Развитие самосознания Две особые формы самосознания : чувство взрослости и « Я-концепция »   Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком

Развитие самосознания

Две особые формы самосознания : чувство взрослости и « Я-концепция »

Чувство взрослости -

отношение подростка

к себе как к взрослому

и осознание себя в

какой-то мере

взрослым человеком

Проявление чувства взрослости подростка В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому   В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей   Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы

Проявление чувства взрослости подростка

  • В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому

  • В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей

Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию

Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы

Проявление чувства взрослости подростка Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения    Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю

Проявление чувства взрослости подростка

Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения

Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю

Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею:

Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею:

  • Есть свое мнение, не всегда верное
  • Считает именно свое мнение истинно верным
  • Не считается с мнением родителей
  • Поступает так, как хочет
  • Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)
  • Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)
Проявление чувства взрослости Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.

Проявление чувства взрослости

Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.

Формируется «Я - концепция» ребенка Возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания Внутренний мир Сложные переживания, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно; Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть.

Формируется «Я - концепция» ребенка

Возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания

Внутренний мир

  • Сложные переживания,

свои личностные черты и

поступки анализируются

им пристрастно;

  • Подросток хочет понять,

какой он на самом деле,

и представляет себе,

каким он хотел бы быть.

Формируется образ «реального Я» и «идеального Я» Реальное «Я» Представления о собственной внешней привлекательности; - Представления о своем уме; Представления о своих способностях в разных областях; Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах.

Формируется образ «реального Я» и «идеального Я»

Реальное «Я»

  • Представления о собственной

внешней привлекательности;

- Представления о своем уме;

  • Представления о своих

способностях в разных областях;

  • Представления о силе характера,

общительности, доброте и

других качествах.

Идеальное «Я» Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию

Идеальное «Я»

Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию

  • Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества
  • У подростка развивается саморегуляция
Идеальное «Я» Идеальное «Я» может сильно отличаться от реального При высоком уровне притязаний При недостаточном осознании своих возможностей  Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе , что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности

Идеальное «Я»

Идеальное «Я» может сильно отличаться от реального

  • При высоком уровне притязаний
  • При недостаточном осознании своих возможностей

Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе , что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности

Общение со сверстниками  Предпочтительна сфера общения с ровесниками  Появляются новые кумиры  В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом  Часты увлечения неформальными течениями  Уход от обычной сферы общения.

Общение со сверстниками

  • Предпочтительна сфера общения с ровесниками
  • Появляются новые кумиры
  • В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом
  • Часты увлечения неформальными течениями
  • Уход от обычной сферы общения.

Общение со сверстниками и взрослыми

Общение со сверстниками и взрослыми

  • В оценке других допускают поспешность и категоричность.
  • Часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом.
  • Суждения подростков не всегда бывают объективными.
  • Не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.
Учеба отходит на второй план

Учеба отходит на второй план

Какие изменения происходят в детях?

Какие изменения происходят в детях?

Какие изменения происходят в детях?   Особенность поведения было Много разговаривает по телефону сейчас Много времени проводит за компьютером и в интернете Откладывает выполнение домашнего задания на «потом» Не помогает (мало помогает) по хозяйству Больше времени уделяет друзьям, а не семье Чутко и критично относится к внешнему виду (одежде, прическе) стремится следовать за модой Стремиться сказать «последнее слово» Огрызается, грубит, когда его критикуют Хамит, отстаивает свое Зачастую отказывается принимать мнение родителей Часто конфликтует с родителями, друзьями Делают наперекор вашему мнению Не реагируют на замечания Стремиться к свободе Поздно ложиться спать Прибегает ко лжи и ругательствам Увеличивает время на развлечения (поездки в магазин, прогулки с друзьями, поход в гости к друзьям, в массовые места) Подражает манерам друзей, звезд, старших товарищей.

Какие изменения происходят в детях?

Особенность поведения

было

Много разговаривает по телефону

сейчас

Много времени проводит за компьютером и в интернете

Откладывает выполнение домашнего задания на «потом»

Не помогает (мало помогает) по хозяйству

Больше времени уделяет друзьям, а не семье

Чутко и критично относится к внешнему виду (одежде, прическе)

стремится следовать за модой

Стремиться сказать «последнее слово»

Огрызается, грубит, когда его критикуют

Хамит, отстаивает свое

Зачастую отказывается принимать мнение родителей

Часто конфликтует с родителями, друзьями

Делают наперекор вашему мнению

Не реагируют на замечания

Стремиться к свободе

Поздно ложиться спать

Прибегает ко лжи и ругательствам

Увеличивает время на развлечения (поездки в магазин, прогулки с друзьями, поход в гости к друзьям, в массовые места)

Подражает манерам друзей, звезд, старших товарищей.

Подростковый комплекс

Подростковый комплекс

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности, ранимость и неуверенность в себе
  • внимательность уживается с черствостью, застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с общепринятыми правилами - с обожествлением случайных кумиров
  • настойчивость и импульсивность,
  • неустойчивость сменяется апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать,
Подростковый комплекс

Подростковый комплекс

  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться,
  • романтические настроения граничат с цинизмом, расчетливостью,
  • стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности,
  • выбирают себе кумиров,
  • проявляется соревновательный мотив.
Пути решения проблемы.  Как общаться с восьмиклассниками в этот период?

Пути решения проблемы. Как общаться с восьмиклассниками в этот период?

Памятка для родителей   Будьте всегда чуткими к делам своих детей  Анализируйте с детьми причины их удач и неудач

Памятка для родителей

  • Будьте всегда чуткими к делам своих детей
  • Анализируйте с детьми причины их удач и

неудач

  • Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко
  • Старайтесь не ограждать подростка от трудностей
  • Научите преодолевать трудности
  • Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»
  • Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)
  • Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка
  • Рассказывайте ребенку о  своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте
Памятка для родителей   Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами) Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и иронии

Памятка для родителей

  • Будьте всегда личным примером (учите

делами, а не словами)

  • Разговаривайте с детьми как с равными,

уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и иронии

  • Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной
  • Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
  • Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
  • Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.
Памятка для родителей   Познакомьтесь с друзьями своего ребенка. Просите его информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка. Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения. Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и любящей(им) мамой(папой)  Учите подростка отвечать за свои поступки.

Памятка для родителей

  • Познакомьтесь с друзьями своего ребенка. Просите его информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
  • Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.
  • Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и любящей(им) мамой(папой)
  • Учите подростка отвечать за свои

поступки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!