СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в 5 классе «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий родительского собрания для 5 класса по теме «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе». Пройдите по ссылке http://5psy.ru/prezentacii/roditelskoe-sobranie-v-5-klasse-adaptaciya-pyatiklassnikov.html  очень интересная лекция по адаптации пятиклассников психолога-консультанта в социально-коррекционной сфере Берложецкой Натальи Федоровны .

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 5 классе «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»»

Родительское собрание в пятом классе Тема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»


Цель: оценка адаптационного периода пятиклассников.
Задачи:
• ознакомить родителей с психологическими особенностями адаптационного периода;
• проанализировать трудности, которые могут возникнуть у пятиклассников.

  • привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

  • разработать памятку для родителей пятиклассника в период адаптационного периода
    Ход собрания. Добрый вечер уважаемые мамы и папы! Я рада приветствовать Вас на нашем родительском собрании, тема которого «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе» Итак, у Вашего ребёнка начальная школа уже позади. Он повзрослел, он стал учащимся пятого класса. На что предстоит обратить внимание.

  • Начало обучения учащегося в пятом классе совпадает с младшим подростковым возрастом.

  • Пятиклассников ожидает смена системы обучения.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя предметники».
Успешная социальная адаптация учащегося пятого класса во многом зависит не столько от его интеллектуальной готовности, но и главным образом от того, как хорошо пятиклассник может наладить свои взаимоотношения и умеет общаться со своими сверстниками и педагогами. Как хорошо он усвоил школьные правила и соблюдает их, и может ли ориентироваться в новых условиях обучения.

  • Встает важность межличностных отношений и личностное развитие учащихся. Для учащегося младшего подросткового возраста очень важно мнение одноклассников и педагогов о нем и о его поступках. Его постоянно преследует страх не соответствовать ожиданиям окружающих его людей, что приводит к тому, что очень способный учащийся не проявляет в должной мере все свои возможности.

Давайте сейчас с Вами рассмотрим некоторые проблемы социальной адаптации пятиклассников.
Первая проблема это - новые условия обучения 
Когда ребенок учится в начальной школе, он ориентирован на одного учителя. Только у него он старался завоевать авторитет. Уже в середине первого класса этот педагог знал, какие способности у вашего ребёнка, мог помочь разобраться ему в сложной теме, с помощью чего он может его поддержать и ободрить. Ваш ребенок мог спокойно приобретать знания в одном кабинете, у него был один основной педагог, вокруг его были одни и те же одноклассники, а требования к ведению тетрадей и выполнению различных заданий были одинаковые. Все для него было понятно и привычно. А первая учительница - как вторая мама, которая вовремя и направит и подскажет.
При переходе в среднее звено ученик в первую очередь сталкивается с тем, что у него стало много учителей по разным предметам, и каждый предмет изучается в отдельном классе, которых много. У ребенка рушится его привычный мирок, и, конечно, привыкнуть ко всему этому не так просто. Надо запомнить всех новых преподавателей, запомнить, где располагается тот или иной кабинет. А на это все требуется немало времени. И по школе приходиться побегать, потому что ему некому напомнить, какой будет следующий урок , и в каком кабинете он будет проводиться. Ко всему выше перечисленному, не следует забывать, что учащемуся надо заново завоевывать авторитет у всех преподающих у него педагогов, со всеми педагогам выстраивать отношения. Хочешь не хочешь, а начнешь волноваться, даже можно испугаться - а от сюда и высокая тревожность.
Вторая проблема это - изменение требований 
Период социальной адаптации пятиклассников еще усложняется рассогласованностью, даже противоречивостью требований разных педагогов: один требуют завести общую тетрадь, другой - простую, но их должно быть несколько У преподавателя свои требования которые отличаются от требований учителя математики. Учитель английского языка требует завести тетрадочку-словарь, учитель биологии требует выписывать все термины в тетрадь. На уроках литературы больше ценится высказывания собственных мыслей, а на уроках истории требуют документально подтверждённых истин. Такие, казалось бы, «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Все эти новые требования надо не только запомнить, но и постараться соблюдать, не запутавшись, где что надо делать.

Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни
Третья проблема это - отсутствие постоянного контроля классного руководителя 
В начальных классах у ученика был один учитель начальных классов, который выполнял функции и учителя, и классного руководителя, который все контролировал и мог во время подсказать, если, что не так. Одному ученику напомнит, что бы он ни забыл сделать домашнее задание, другому напомнит, чтобы он не забыл принести карандаши, у третьего спросит как здоровье, зная, что у него частые головные боли и может остаться после уроков, чтобы ему помочь выполнить какое либо задание. Иными словами в начальной школе, педагог отслеживал выполнение всего домашнего задания всеми без исключения учениками. При переходе учащихся в среднюю школу такой индивидуальный подход к учащемуся исчезает. У каждого учителя-предметника большая нагрузка у него много учащихся из различных параллелей. Поэтому запомнить все без исключения особенности всех своих учащихся он не в состоянии. Поэтому у пятиклассников может сложиться впечатление, что они никому из учителей-предметников не нежены, и что можно просто-напросто «похалявить» что-то не выполнить и в общей массе учащихся это пройдет незамеченным. Но, не тут то было, со стороны, классного руководителя появляется бдительность. Он может постоянно отследит:

- на переменах, за поведением своих пятиклашек, т.к. на переменах организовано дежурство учителей школы;

- на уроках, со стороны учителя предметника классный руководитель всегда надет помощь коллеги, который расскажет о поведении и успеваемости того или иного ученика;

- связь с родителями всегда берется во внимание, классный руководитель узнает о досуге своих воспитанников после уроков.

А сейчас я предлагаю Вам сравнить на практике, чем же отличается жизнь учащегося начальной школы от жизни учащегося среднего звена, а сделаем мы это с помощью игры «Экзамен для родителей»
Игра «Экзамен для родителей».
Родителям учащихся пятых классов предлагается ответить на несколько вопросов:
1. Как Вы думаете, сколько учебных предметов изучал
ваш ребёнок в четвертом классе? (11)
2. А сколько учебных предметов он изучается сейчас в пятом классе? (12)
3. Вспомните, пожалуйста, сколько педагогов было у вашего ребёнка в четвертом классе?(основной, учитель физ.воспит, ин.яз) (3)
4. А сколько учителей-предметников обучает его сейчас в пятом классе? (10)
Вот Вам наглядный пример как изменилась жизнь Ваших детей при переходе в среднее звено.


Помочь в Социальной адаптация учащихся пятых классов к новым условиям помогут некоторые рекомендации:


• Воодушевляйте ваших детей на рассказы о своих школьных делах.
Не ограничивайтесь обычными вопросами типа: «Как дела в школе?" или "Как прошел день в школе?» Старайтесь каждую неделю выбирать время для беседы со своим ребенком о его школьных делах.Старайтесь запоминать имена сверстников, детали и события, о которых ребенок рассказывает вам, старайтесь использовать их в дальнейшем для начала подобных бесед о школе. Обязательно старайтесь спрашивать ребенка о делах в классе, его педагогах и одноклассниках, школьных предметах.
• Старайтесь регулярно беседовать с преподавателями вашего ребенка о его поведении, успеваемости, и, конечно же, о его взаимоотношениях с одноклассниками.
Обязательно побеседуйте с классным руководителем вашего ребенка, если чувствуете, что вы не знаете о его проблемах, связанных со школой или о его школьной жизни. Даже если нет особенного повода для Вашего беспокойства, проконсультируйтесь у классного руководителя вашего ребенка не реже, чем раз в месяца.
• Старайтесь помогайте вашему ребенку выполнять домашние задания, но не в коем случае не выполняйте их сами.Установите специальное время вместе с ребенком , когда вы будете выполнять домашние задания, и обязательно следите за их выполнением. Это поможет вашему ребенку сформировать хорошую привычку к обучению. Если ваш ребенок обращается к вам за помощью, при выполнении домашнего задания, помогите ему, но не выполняйте его вместо него.
• Особенные усилия следует прилагать для поддержания спокойной и стабильной атмосферы в вашем доме. 

Релаксация «Секрет счастья» 
А сейчас я хочу предложить Вам простой рецепт счастья. Если Вам покажется, что Ваше терпение на исходе, что у Вас больше нет сил, и Вы не знаете, когда это все закончится, воспользуйтесь простым рецептом счастья:

- Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше ВЕРЫ. Все это хорошо перемешайте, намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предложите все это разделить совместно с вашим ребенком.
Уважаемые родители, сегодня вы получили некоторые представления о трудностях, с которыми сталкиваются ваши дети, при переходе в среднюю школу, постарались почувствовать проблемы своих пятиклассников.
Вы увидели что, переход в среднее звено школы – это новый этап в жизни вашего ребенка, и оттого как Вы будете оказывать свою поддержку свои детям, будет завесить успешность ваших детей в адаптационный период, и во всей последующей школьной жизни вашего ребенка. Мы, все взрослые, педагоги и родители должны постараться помочь своим детям понять и принять новую систему требований, наладить взаимоотношения с педагогами, найти им свое место в классном коллективе. Поверьте, это очень возможно. И ваши дети непременно будут стремиться к лучшему, и непременно будут стараться приносить вам только радость.

Памятка родителям пятиклассника в период адаптационного периода

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут пятикласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

  3. Ваш ребенок пришел в школу, что бы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

  4. Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.

  5. Не пропустите трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

  6. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

  7. Если вас что –то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

  8. В жизни детей этого возраста значительное место занимает игра. Помните, у пятиклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!