СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему "16 причин неуспеваемости ребенка в школе".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию "16 причин неуспеваемости" можно использовать и педагогу и педагогу-психологу на родительском собрании в любом классе среднего звена. Здесь не только указаны причины неуспешности, но и указаны возможности устранения этих причин.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "16 причин неуспеваемости ребенка в школе".»

16 ПРИЧИН ПЛОХОЙ УСПЕВАЕМОСТИ   «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, но если не видишь проблему, то она в тебе самом!»  Древняя мудрость.

16 ПРИЧИН ПЛОХОЙ УСПЕВАЕМОСТИ

«Увидеть и понять проблему –

наполовину решить её,

но если не видишь проблему,

то она в тебе самом!» Древняя мудрость.

Когда ребёнок или подросток теряет интерес к учёбе, у него появляются двойки, он начинает прогуливать уроки, родители сплошь и рядом набрасываются на него с упрёками и оскорблениями.

Когда ребёнок или подросток теряет интерес к учёбе, у него появляются двойки, он начинает прогуливать уроки, родители сплошь и рядом набрасываются на него с упрёками и оскорблениями.

1-я причина 1-я причина неуспеваемости ребёнка в учёбе, вернее комплекс причин - это врождённые свойства. Например, ребёнок не успевает за учебным процессом, который рассчитан на детей со средней скоростью восприятия информации и деятельности. Когда медлительных детей начинают подгонять, обычно с раздражением и угрозами санкций, они начинают суетиться, делать неверные лишние движения и из-за волнения и страха вообще теряют способность соображать и что-то делать.

1-я причина

  • 1-я причина неуспеваемости ребёнка в учёбе, вернее комплекс причин - это врождённые свойства. Например, ребёнок не успевает за учебным процессом, который рассчитан на детей со средней скоростью восприятия информации и деятельности. Когда медлительных детей начинают подгонять, обычно с раздражением и угрозами санкций, они начинают суетиться, делать неверные лишние движения и из-за волнения и страха вообще теряют способность соображать и что-то делать.
Правило Родителям необходимо осознавать особенности своего ребенка и подходить к ним с пониманием и принятием.

Правило

  • Родителям необходимо осознавать особенности своего ребенка и подходить к ним с пониманием и принятием.
2-я  причина Успешной учёбе может помешать целый воз причин медицинского плана: соматическая ослабленность, нейродинамические, двигательные нарушения, расстройства психоневрологической сферы и т.д..

2-я  причина

  • Успешной учёбе может помешать целый воз причин медицинского плана: соматическая ослабленность, нейродинамические, двигательные нарушения, расстройства психоневрологической сферы и т.д..
Правило:  Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Правило: 

  • Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
3-я причина Кислородная недостаточность и малоподвижный образ жизни и, как следствие, плохая успеваемость, быстрая утомляемость и несобранность.

3-я причина

  • Кислородная недостаточность и малоподвижный образ жизни и, как следствие, плохая успеваемость, быстрая утомляемость и несобранность.
Правило:  Утренняя зарядка, гимнастические паузы-разминки во время приготовления уроков, а также бег, лыжи, велосипед, плавание, игры с мячом, в бадминтон, особенно в выходные дни. И лучше спортом заниматься вместе с ребенком, подавая пример – это необходимое условие поддержания нормальной работоспособности школьника, закалки воли. 

Правило: 

  • Утренняя зарядка, гимнастические паузы-разминки во время приготовления уроков, а также бег, лыжи, велосипед, плавание, игры с мячом, в бадминтон, особенно в выходные дни. И лучше спортом заниматься вместе с ребенком, подавая пример – это необходимое условие поддержания нормальной работоспособности школьника, закалки воли. 
4-я  причина  В ребёнке  сформировалось чувство страха перед школой. Причины могут быть разными: общий тревожный фон в восприятии ребёнком людей и действительности, чьи-то нелестные отзывы о школе, угрозы родителей, низкая самооценка.

4-я  причина 

  • В ребёнке  сформировалось чувство страха перед школой. Причины могут быть разными: общий тревожный фон в восприятии ребёнком людей и действительности, чьи-то нелестные отзывы о школе, угрозы родителей, низкая самооценка.
Правило: Учитывать индивидуальные особенности ребенка. Создавать  благоприятный климат в семье. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение  к его достижениям и возможным трудностям помогут подтвердить значимость его  положения и деятельности.

Правило:

  • Учитывать индивидуальные особенности ребенка. Создавать  благоприятный климат в семье. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение  к его достижениям и возможным трудностям помогут подтвердить значимость его  положения и деятельности.
5-я причина  Особенности подросткового возраста «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках» (И.Гете) Заявления типа «не хочу учиться, а хочу...» зарабатывать деньги, жить в своё удовольствие, и т.д. иногда делаются ради того, чтобы нащупать границы своих полномочий в семье и обществе и постараться их расширить.

5-я причина 

  • Особенности подросткового возраста «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках» (И.Гете)
  • Заявления типа «не хочу учиться, а хочу...» зарабатывать деньги, жить в своё удовольствие, и т.д. иногда делаются ради того, чтобы нащупать границы своих полномочий в семье и обществе и постараться их расширить.
Правило:    У вас может появиться ощущение, что вы бессильны изменить своего ребенка. Но подумайте, что вы хотите изменить? Вы хотите изменить личность другого человека! Направьте свои силы на изменение прежде всего того, кто может измениться благодаря вашим силам – себя самого! Дети замечательно воспитываются на личном примере родителей. А в подростковом возрасте проекция родительских недостатков в детях принимает сногсшибательные размеры.

Правило:

У вас может появиться ощущение, что вы бессильны изменить своего ребенка. Но подумайте, что вы хотите изменить? Вы хотите изменить личность другого человека! Направьте свои силы на изменение прежде всего того, кто может измениться благодаря вашим силам – себя самого! Дети замечательно воспитываются на личном примере родителей. А в подростковом возрасте проекция родительских недостатков в детях принимает сногсшибательные размеры.

6-я  причина  Плохая успеваемость часто бывает следствием недостатка силы воли. Порой подросток даже ругает себя за лень, слабость характера, но толку от этого бывает немного (он только снижает свою самооценку), поскольку причина слабоволия лежит обычно глубже уровня «захотел и сел за уроки». Гнев, ругательные ярлыки, угрозы способны только усугубить ситуацию и стать причиной «школьной фобии» или «школьного невроза». Мы, взрослые, то и дело бываем неспособны заставить себя делать то, что нужно. Давайте всё-таки будем подходить к нашим детям с той же степенью строгости, что и к самим себе.

6-я  причина 

  • Плохая успеваемость часто бывает следствием недостатка силы воли. Порой подросток даже ругает себя за лень, слабость характера, но толку от этого бывает немного (он только снижает свою самооценку), поскольку причина слабоволия лежит обычно глубже уровня «захотел и сел за уроки». Гнев, ругательные ярлыки, угрозы способны только усугубить ситуацию и стать причиной «школьной фобии» или «школьного невроза». Мы, взрослые, то и дело бываем неспособны заставить себя делать то, что нужно. Давайте всё-таки будем подходить к нашим детям с той же степенью строгости, что и к самим себе.
Правило: Научить ребёнка управлять собой, обуздывать лень, причём без внешнего давления - одна из главных и самых сложных задач родителей. Решить её можно вместе с ребёнком, а не в борьбе с ним, и чем раньше, тем лучше втягивать в труд, каждый год увеличивая обязанности. Взрослость - это и есть умение управлять собой.

Правило:

  • Научить ребёнка управлять собой, обуздывать лень, причём без внешнего давления - одна из главных и самых сложных задач родителей. Решить её можно вместе с ребёнком, а не в борьбе с ним, и чем раньше, тем лучше втягивать в труд, каждый год увеличивая обязанности. Взрослость - это и есть умение управлять собой.
Родители сами иногда становятся дезорганизующим фактором, когда по не очень уважительным поводам разрешают не ходить в школу, пропускать уроки, возвращаются с детьми из отпуска не к 1 сентября, а на неделю позже и т.д., создавая у детей отношение к школе как к чему-то необязательному. 
  • Родители сами иногда становятся дезорганизующим фактором, когда по не очень уважительным поводам разрешают не ходить в школу, пропускать уроки, возвращаются с детьми из отпуска не к 1 сентября, а на неделю позже и т.д., создавая у детей отношение к школе как к чему-то необязательному. 
Отсутствие режима дня и нежелание трудиться. У ребёнка, жизнь - как Бог на душу положит: обед - когда захочется (да и не обед это, а - схватил, что повкуснее и пожевал на ходу), просмотр телевизора - без оглядки на часы, уроки - когда мама выйдет из себя. Бывает, такая расслабленность исходит от самой мамы (или от обоих родителей), которые тоже живут без какого-то распорядка: в выходные нежатся в постели едва ли не до обеда, в кухне - гора немытой посуды, домашние дела выполняются редко. Недаром говорят, что воспитание детей - это прежде всего самовоспитание. Безалаберная, беспорядочная жизнь семьи весьма расслабляет детей, убивает усердие, вообще желание трудиться.
  • Отсутствие режима дня и нежелание трудиться. У ребёнка, жизнь - как Бог на душу положит: обед - когда захочется (да и не обед это, а - схватил, что повкуснее и пожевал на ходу), просмотр телевизора - без оглядки на часы, уроки - когда мама выйдет из себя. Бывает, такая расслабленность исходит от самой мамы (или от обоих родителей), которые тоже живут без какого-то распорядка: в выходные нежатся в постели едва ли не до обеда, в кухне - гора немытой посуды, домашние дела выполняются редко. Недаром говорят, что воспитание детей - это прежде всего самовоспитание. Безалаберная, беспорядочная жизнь семьи весьма расслабляет детей, убивает усердие, вообще желание трудиться.
7-я причина Эмоциональный дефицит.  Вообще недостаточный контакт ребёнка и взрослых  препятствует активному усвоению основных норм и правил, по которым живут люди.     Много душевной энергии отнимает тяжёлая, напряжённая атмосфера в семье, частые конфликты, даже просто постоянное несогласие родителей друг с другом.

7-я причина

  • Эмоциональный дефицит.  Вообще недостаточный контакт ребёнка и взрослых  препятствует активному усвоению основных норм и правил, по которым живут люди.     Много душевной энергии отнимает тяжёлая, напряжённая атмосфера в семье, частые конфликты, даже просто постоянное несогласие родителей друг с другом.
Правило Ребёнку нужны эмоциональное тепло домашнего очага, ощущение безопасности, уверенности в стабильности своего бытия, в том, что его переживания воспримут с пониманием и сочувствием. Это - основа, на которой строится успешное обучение.

Правило

  • Ребёнку нужны эмоциональное тепло домашнего очага, ощущение безопасности, уверенности в стабильности своего бытия, в том, что его переживания воспримут с пониманием и сочувствием. Это - основа, на которой строится успешное обучение.
8-я причина Ещё хуже влияет принципиальное различие взглядов отца и матери на учение ребёнка. Например, сын получил двойку, и папа устраивает выволочку, а мама становится горой на защиту своего мальчика. Или мама из-за двойки - в слёзы, а папа небрежно бросает: «Ну и что, я даже школу не закончил, а живу не хуже людей». Почему при таком разнобое в позициях мамы и папы сын обязательно должен принимать более прогрессивную (направленную к получению знаний) линию поведения?

8-я причина

  • Ещё хуже влияет принципиальное различие взглядов отца и матери на учение ребёнка. Например, сын получил двойку, и папа устраивает выволочку, а мама становится горой на защиту своего мальчика. Или мама из-за двойки - в слёзы, а папа небрежно бросает: «Ну и что, я даже школу не закончил, а живу не хуже людей». Почему при таком разнобое в позициях мамы и папы сын обязательно должен принимать более прогрессивную (направленную к получению знаний) линию поведения?
Правило Ограничения, требования, запреты, должны быть согласованы взрослыми между собой. Также вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам не понятны, обращайтесь к учителям, администрации.

Правило

  • Ограничения, требования, запреты, должны быть согласованы взрослыми между собой. Также вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам не понятны, обращайтесь к учителям, администрации.
9-я причина Интерес к учению может пропасть у ребят с достаточными для школьной программы способностями, если у них каким-то образом подорвана вера в себя (заниженная самооценка). Брошенный в сердцах мамой или учительницей эпитет типа «бестолковый», «тупой» или что-то в этом роде может застрять в памяти надолго и всплывать в самые ответственные моменты. А реплики «ты что-нибудь соображаешь?», «у тебя чем голова набита?», «когда ты поумнеешь?», «до чего же ты глуп!» и т.п., которыми нередко так легко бросаются и родители, и учителя, прицельно убивают веру ребёнка в себя. А как ещё он может себя оценивать, если в его способности не верят самые близкие и авторитетные люди? Далее - неожиданные для родителей прогулы уроков в школе.

9-я причина

  • Интерес к учению может пропасть у ребят с достаточными для школьной программы способностями, если у них каким-то образом подорвана вера в себя (заниженная самооценка). Брошенный в сердцах мамой или учительницей эпитет типа «бестолковый», «тупой» или что-то в этом роде может застрять в памяти надолго и всплывать в самые ответственные моменты. А реплики «ты что-нибудь соображаешь?», «у тебя чем голова набита?», «когда ты поумнеешь?», «до чего же ты глуп!» и т.п., которыми нередко так легко бросаются и родители, и учителя, прицельно убивают веру ребёнка в себя. А как ещё он может себя оценивать, если в его способности не верят самые близкие и авторитетные люди? Далее - неожиданные для родителей прогулы уроков в школе.
Правило Человеку нужно, что бы его любили, понимали, признавали, уважали; что бы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Правило

  • Человеку нужно, что бы его любили, понимали, признавали, уважали; что бы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
10-я причина Не соблюдение баланса «похвала - осуждение». Когда не соблюдается соотношение положительных и отрицательных раздражителей, происходит психологическая катастрофа.

10-я причина

  • Не соблюдение баланса «похвала - осуждение». Когда не соблюдается соотношение положительных и отрицательных раздражителей, происходит психологическая катастрофа.
Правило Всегда можно найти за что похвалить ребенка. Если же трудно найти причину, нужно обсудить интересующие вас проблемы в нейтральном тоне, без обвинений и инсинуаций. Разложите ситуацию по полочкам и предложите пути решения, которые вы видите, не забывая выслушать и точку зрения ребенка.

Правило

  • Всегда можно найти за что похвалить ребенка. Если же трудно найти причину, нужно обсудить интересующие вас проблемы в нейтральном тоне, без обвинений и инсинуаций. Разложите ситуацию по полочкам и предложите пути решения, которые вы видите, не забывая выслушать и точку зрения ребенка.
11-я причина Превышение разумного порога строгости родителей по  отношению к отпрыску, нагнетание обстановки вокруг его учебных дел, приготовления уроков меняет эффект воздействия на него с плюса на минус. Страх перед родительскими санкциями парализует мыслительную деятельность. Чрезмерно строгая родительская реакция на плохую отметку переключает внимание и эмоции ребенка с огорчения по поводу положения своих учебных дел на другой вопрос, совсем не главный: что мне за это будет и как скрыть от родителей злосчастную двойку?

11-я причина

  • Превышение разумного порога строгости родителей по отношению к отпрыску, нагнетание обстановки вокруг его учебных дел, приготовления уроков меняет эффект воздействия на него с плюса на минус. Страх перед родительскими санкциями парализует мыслительную деятельность. Чрезмерно строгая родительская реакция на плохую отметку переключает внимание и эмоции ребенка с огорчения по поводу положения своих учебных дел на другой вопрос, совсем не главный: что мне за это будет и как скрыть от родителей злосчастную двойку?
Правило Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка, в перечень которых входит чувство защищенности, чувство удовлетворения близкими отношениями и самоуважение.

Правило

  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка, в перечень которых входит чувство защищенности, чувство удовлетворения близкими отношениями и самоуважение.
12-я причина Хуже, как правило, учатся выходцы из семей, где не сложился культ знаний, поиска истины. Там, где папа всё свободное время проводит перед телевизором, а маму никогда не увидишь за книгой, где не читают даже газет, нет традиции, непременно получить образование, там и у ребёнка не формируется ощущение учения как чего-то важного, необходимого.  Трудно побудить ребёнка прилежно учиться, если родители не показывают пример трудолюбия.

12-я причина

  • Хуже, как правило, учатся выходцы из семей, где не сложился культ знаний, поиска истины. Там, где папа всё свободное время проводит перед телевизором, а маму никогда не увидишь за книгой, где не читают даже газет, нет традиции, непременно получить образование, там и у ребёнка не формируется ощущение учения как чего-то важного, необходимого.  Трудно побудить ребёнка прилежно учиться, если родители не показывают пример трудолюбия.
Правило Будет очень хорошо, если родители в те часы, когда сын (дочь) должен(-на) делать уроки, тоже возьмутся за свою работу, займутся домашним хозяйством, пойдут на рынок или в магазин, хотя бы сядут за книгу.   Будьте примером для ребенка – это самый верный и ненавязчивый прием воспитания.  

Правило

  • Будет очень хорошо, если родители в те часы, когда сын (дочь) должен(-на) делать уроки, тоже возьмутся за свою работу, займутся домашним хозяйством, пойдут на рынок или в магазин, хотя бы сядут за книгу.  
  • Будьте примером для ребенка – это самый верный и ненавязчивый прием воспитания.  
13-я причина Родители не приучили ребёнка с малолетства преодолевать трудности, мама слишком резво бросалась помогать своему чаду при малейших запинках. И вот оно в первые годы учится вполне успешно, а в средних классах, где задачки становятся посложнее, предметов - больше, программа - обширнее, сразу пасует, у него пропадает интерес вообще к познанию. 

13-я причина

  • Родители не приучили ребёнка с малолетства преодолевать трудности, мама слишком резво бросалась помогать своему чаду при малейших запинках. И вот оно в первые годы учится вполне успешно, а в средних классах, где задачки становятся посложнее, предметов - больше, программа - обширнее, сразу пасует, у него пропадает интерес вообще к познанию. 
Правило Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Правило

  • Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
  • При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
  • По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
14-я причина Не способствует хорошей успеваемости слабый контакт родителей и учителей. Обычно именно из-за этого не удаётся вовремя упредить срыв ребёнка в учении, пропуски уроков и целых учебных дней, отставание по программе, а значит, и помочь устранить пробелы в знаниях. 

14-я причина

  • Не способствует хорошей успеваемости слабый контакт родителей и учителей. Обычно именно из-за этого не удаётся вовремя упредить срыв ребёнка в учении, пропуски уроков и целых учебных дней, отставание по программе, а значит, и помочь устранить пробелы в знаниях. 
Правило регулярно поддерживайте контакт с учителями -это поможет вам выявить возникшие проблемы в начале и тем самым своевременно оказать помощь вашему ребенку.

Правило

  • регулярно поддерживайте контакт с учителями -это поможет вам выявить возникшие проблемы в начале и тем самым своевременно оказать помощь вашему ребенку.
15-я  причина Причиной отказа посещать школу может стать преследование ребёнка одноклассниками. Не принять в ребячьей среде, подвергнуть осмеянию, враждебным выпадам могут за что угодно. Но за внешними признаками, провоцирующими реакции неприятия, обычно кроется подсознательная неуверенность в себе, низкая самооценка преследуемого. У робкого подростка, даже если он во всём старается быть «как все», при желании обязательно найдут что-либо, к чему можно прицепиться.

15-я  причина

  • Причиной отказа посещать школу может стать преследование ребёнка одноклассниками. Не принять в ребячьей среде, подвергнуть осмеянию, враждебным выпадам могут за что угодно. Но за внешними признаками, провоцирующими реакции неприятия, обычно кроется подсознательная неуверенность в себе, низкая самооценка преследуемого. У робкого подростка, даже если он во всём старается быть «как все», при желании обязательно найдут что-либо, к чему можно прицепиться.
Правило Родителям следует помочь ребенку выстроить стратегию поведения с одноклассниками. Если самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией сложно, необходимо обратиться за помощью к классному руководителю и ли школьному психологу.

Правило

  • Родителям следует помочь ребенку выстроить стратегию поведения с одноклассниками.
  • Если самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией сложно, необходимо обратиться за помощью к классному руководителю и ли школьному психологу.
16-я причина Для того, чтобы ребёнок, а потом подросток охотно ходил в школу, он должен ясно представлять, что она ему даёт, зачем ему нужны те знания, которые он получает. Чем чаще он будет осознавать «это мне в жизни пригодится», чем больше будет практического материала, дающего ответ юному гражданину, как жить в современном мире, тем больше вероятность, что он в школе останется до конца.

16-я причина

  • Для того, чтобы ребёнок, а потом подросток охотно ходил в школу, он должен ясно представлять, что она ему даёт, зачем ему нужны те знания, которые он получает. Чем чаще он будет осознавать «это мне в жизни пригодится», чем больше будет практического материала, дающего ответ юному гражданину, как жить в современном мире, тем больше вероятность, что он в школе останется до конца.
Правило Разговаривайте с ребенком о будущем, мечтайте, стройте планы. А так же задавайте ему вопросы о том, что его интересует и как это можно применить в жизни.

Правило

  • Разговаривайте с ребенком о будущем, мечтайте, стройте планы. А так же задавайте ему вопросы о том, что его интересует и как это можно применить в жизни.
Итак, мы изучили возможные причины снижения интереса к учебе у детей. Но, главное – это стремление к изменениям. Знания у вас уже есть, а стремление к изменениям – это уже ваша дальнейшая самостоятельная работа, результаты которой, зависят от вас.

Итак, мы изучили возможные причины снижения интереса к учебе у детей. Но, главное – это стремление к изменениям. Знания у вас уже есть, а стремление к изменениям – это уже ваша дальнейшая самостоятельная работа, результаты которой, зависят от вас.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!