Как научить
Вашего ребёнка писать сочинения?
Твёрдая Валентина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СШ №2,
г. Вилючинск,,
Камчатский край
2017 год
Ваши дети вошли в чудесный мир литературы. Каждый раз они открывают в нём всё новые и новые уголки. Их читательский багаж полон замечательными находками, яркими впечатлениями, интересными событиями, которые они переживают с героями книг. Дети – не просто читатели, они и писатели. Но дело это не простое. Этому надо специально учиться. Столько ещё хитростей и тонкостей есть в писательском ремесле! Некоторыми из них они овладели в школе, к изучению других пока только приступают, о третьих ещё предстоит узнать. Так давайте попробуем помочь детям овладеть мастерством писателя и рассказчика.
Сочинение — это изложение своих мыслей на определенную тему. Сочинение должно показать знание определенного вопроса, темы и умение изложить свои мысли последовательно, убедительно и вполне грамотно.
Хорошее сочинение, глубокое по содержанию, стройное по изложению, написанное правильным литературным языком,— показатель умственной зрелости автора сочинения.
1. Сочинение должно быть написано по плану.
2. В сочинении не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме, но тему необходимо раскрыть полностью.
3. Каждая мысль должна быть обоснована и подкреплена примерами. Изложение раздела (пункта плана) следует начинать с красной строки (абзац).
4. Желательно, чтобы сочинению предшествовал эпиграф. Эпиграф вкратце раскрывает основную мысль сочинения. Он берется из литературного произведения, фольклора и других источников;
5. Сочинение начинается вступлением и оканчивается выводами, заключением .
1. Пропуск важных мыслей и фактов.
2. Искажение содержания, фактические ошибки.
3. Нарушение логической последовательности,
4. Нарушение связи между фактами и событиями.
5. Возвращение без надобности к одному и тому же факту.
- Неправильное определение границ предложения в тексте.
- Нарушение порядка слов в предложении.
- Повторение одного и того же слова, не вызванное необходимостью.
- Пропуск главных и второстепенных членов предложения.
- Неправильное согласование слов в предложении.
- Неправильное или неточное употребление слова.
- Неоправданный пропуск слова.
При написании сочинения необходимо обратить внимание на правильное соотношение вида и времени глагола.
Например: Папа выходил из дома и сел в машину.
Надо: Папа вышел из дома и сел в машину.
Нельзя употреблять обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению. В тексте не должно быть лишних слов (плеоназмов), значение которых уже выражено другими.
Например:
Патриот Родины (патриот – человек, преданный своей Родине, своему народу).
Коллега по работе (коллега – товарищ по работе или по учёбе).
Утренний восход солнца (солнце восходит только утром).
Нельзя употреблять слова, не несущие смысловой нагрузки – слова – паразиты.
Например: так сказать, типа того, вообще, в принципе, ну, вот, и т.д.
Сравните: Иван Иванович, так сказать, был конкретно замечательным хирургом. Он, как бы, всегда помогал больным.
Иван Иванович был замечательным хирургом. Он всегда помогал больным.
Используемые слова и выражения не должны выходить за рамки норм литературного языка. Некрасиво смотрятся жаргонизмы, просторечные и бранные слова.
Отредактируйте: Я напялил на голову шапку. На перемене Витя меня пихнул. Мне купили прикольный пенал.
Синонимы обогащают речь ребёнка, повышают коммуникативные возможности, приучают чувствовать родной язык, получать эстетическое наслаждение.
Вслушайтесь в эти слова:
блестящий, яркий, светлый, лучистый, лучезарный;
грустить, печалиться, унывать, ручиниться.
Русский язык богат фразеологическими оборотами (неделимые сочетания). Они украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает ребенок свои мысли.
Без лишних слов – не теряя времени; болеть душой – волноваться, переживать; выходить из себя – сердиться; делать из мухи слона – преувеличивать что – либо.
Попробуйте привести примеры.
В сочинении ребёнок выражает свои чувства, отношение, эмоции. Для этого нужен словарь «выражения отношения».
Например:
меня радует,
по – моему,
меня удивило,
я считаю, что,
на мой взгляд,
мне кажется, что,
на меня произвело впечатление,
я обратил внимание,
мне понравилось.
Предлагайте ребенку разнообразные виды заданий, нацеленные на активизацию словарного запаса, предупреждение речевых ошибок:
восстановление деформированного
текста;
составление плана;
придумывание заглавия;
редактирование (исправление) текста.
Постарайтесь отыскать в сочинении то, за что можно похвалить ребенка (оригинальная мысль, красивое предложение и т.д.).
Сочинение
План.
Опорные слова
1 . Вступление. Что изображено на
картине В. Васнецова «Снегурочка»?
Снегурочка, зимний лес.
2 . Основная часть. Описание картины.
1. Как художник изобразил лес, природу?
Тёмный лес, ноч ь , а лмазные звёзды, лу нн ый свет, п о ляна, сияющий г о луб о ватый цвет, яркие тени.
2. Какая Снегурочка?
Девушка, кр а сивый н а ря д , ж е мч у жн о -с е р е бристый цвет, п а рч о вая шу б ка, шап очк а с м е ховой о пу ш кой, тёплые вар еж ки.
3. Где стоит Снегурочка? Что изобразил художник на заднем плане?
В сумр а ке леса, пуш и стые ёл очк и, тонкая б е рё з ка, в д а ли, о г о н ь ки-св е тл ячк и д е р е вен ь ки.
4. Как чувствует себя Снегурочка?
Страшно, о д и нок о .
3. Заключение.
Понравилась ли тебе картина? Чем?
В о лшебная, з а гад очн ая, ч у д о , тайна.
1 группа. Отредактируйте (плеоназмы – лишние слова).
- У Антона в октябре месяце день рождения.
- Нельзя носить воду в дырявом решете.
- Наш новый кот оказался сердитым злюкой.
2 группа. Отредактируйте. Обратите внимание на формы глаголов.
- Громко залаяв, дети испуганно убежали.
- Комар громко пищит и сел на стену.
- Обезьяна очищает кожуру и съела банан.
- Вороны замечают лису и поднялись в воздух.
3 группа. Отредактируйте. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения.
- Сев в лодку, мы поплыли на нем по реке.
- Искупавшись в озере, мы потом ловили в ней рыбу.
- Наловив рыбы, мы сварили из него уху.
- Написав диктант, я проверил в них ошибки.