Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»
г. Мичуринска Тамбовской области
Родительское общешкольное собрание
для родителей, имеющих детей с ОВЗ
и детей-инвалидов
«Тренинг общения»
педагог – психолог
М.А. Манаенкова
2017 г
Родительское общешкольное собрание «Тренинг общения» для родителей, имеющих детей с ОВЗ и детей-инвалидов
- Здравствуйте уважаемые родители!
У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что всех нас объединяет — это наши дети.
- Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить об этом на тренинге общения.
Часто общение с ребёнком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определённые ограничения для своих детей. Но как быть, если это ребёнок «особенный». Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. Ваша задача: указание перевести в правило для ребёнка, не употребляя слова нельзя и частицу «не».
Упражнение «Правила для ребёнка».
Ситуация1: Нельзя переходить улицу на красный свет.
Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зелёный огонёк светофора.
Ситуация 2 Не спеши во время еды.
Ешь не торопясь.
Ситуация 3 Не кричи так громко!
Разговаривай тише.
Ситуация 4 Не рисуй на стене.
Рисуй на бумаге.
Ситуация 5 Нельзя так вести себя в школе и во время уроков.
Хорошо веди себя в школе и во время уроков.
Обсуждение: - Сложно было выполнить задание?
Подведем итог.
1. Прежде всего, необходимо показать ребёнку, что вы родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твоё желание…»
2.Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ….»
3.Если и после этого ребёнок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
Правила должны быть в каждой семье.
Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определённых правил.
Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. «Особенные» дети остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.
- Сейчас мы с Вами выполним упражнение «Чудесный мешочек. Я пройду по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Вы должны опустить руку в мешочек и взять предмет.
У вас в руках по предмету. Найдите сходство между предметом и вашей семьей.
Приблизительные ответы:
Шарик — круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик, столом. Это и есть то, что объединяет шарик и нашу семью.
Конфета – в семье отмечаются праздники, дни рождения. Все дети и взрослые любят сладкое, и конфеты тоже.
Солнышко – в семье царит мир, добро, тепло.
Сердце – в семье все друг друга любят.
Елка новогодняя – в семье любят Новый год.
Рекомендации родителям, имеющим детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
- Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
- Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
--- Дарите ребёнку свою любовь и внимание. Поднимите руку те, кто каждый день обнимают и целуют своего ребёнка?
Поднимите руку те, кто говорит своему ребёнку, что любите его?
Тактильный контакт и слова «Я очень тебя люблю! Психологи советуют говорить даже 30 ребёнку.
- Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
- Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
- Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
- Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
- Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
- Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
- Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками. Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ и дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
- Чаще прибегайте к советам наших учителей и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
-Ваш ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
ПОМНИТЕ!
Если ребёнка высмеивают - он становится замкнутым.
Если ребёнок живёт во вражде - он учится быть агрессивным.
Если ребёнка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.
Если ребёнок растёт в упрёках - он учится жить с чувством вины.
ДЕТИ НУЖДАЮТСЯ В ВАШЕЙ ЛЮБВИ!
Послушайте «Притчу о бабочке».
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку.. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая. и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”. Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу. ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ! И судьба вашего ребёнка.
Упражнение «Аплодисменты».
И в заключении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
Спасибо за внимание!