СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительские собрания "Школа и семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем - взаимодействие семьи и школы.

Просмотр содержимого документа
«Родительские собрания "Школа и семья"»

Школа и семья

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или не успешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом.

Семья - важнейший социальный институт общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Она является объектом изучения многих наук.

Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученика. У педагогов всегда царило понимание, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт. Но взаимодействие семьи и школы, безусловно повышает воспитательный потенциал обоих.

Педагогов и родителей нашей школы с первых дней её работы объединила идея сотрудничества и сотворчества педагогического и родительского коллективов в целях получения учащимися среднего, а теперь основного образования и подготовки к дальнейшему продолжению обучения в ВУЗах и СУЗ. Важно было создать саморазвивающуюся систему, при которой именно родители инициировали и укрепляли бы школьные традиции, чувствовали себя полноценными участниками всего того, что происходит в школе.

В работе с родителями мы выбрали главное направление - сотрудничество с родителями:

-регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса;

-проведение индивидуальных консультаций с родителями;

-регулярное информирование родителей об успешности обучения учащихся;

-проведение с родителями совместных мероприятий;

-привлечение родителей к участию в решении школьных проблем;

-помощь в установлении контактов родителей со школьным педагогом.

На совместно заседании педагогического совета, родительского комитета и актива учащихся было принято соглашение. Педагоги, родители и учащиеся договорились, что в нашей школе:

  1. Отношения между учителями, учениками и родителями строятся на основе взаимного уважения, доверия и взаимопонимания.

  2. Мы соблюдаем правила этикета и общежития.

  3. Мы работаем над собой, учимся соизмерять свои силы и возможности. Труд и учеба на первом месте, отдых – на втором.

  4. Мы живем по принципу: не нравится – предлагай, предлагаешь – делай.

  5. Мы организуем родительский патруль по контролю за поведением детей в ночное время.

  6. Мы согласны на введение школьной формы.

  7. Мы организуем кружки и спортивные секции для учащихся с привлечением родителей.

  8. Мы не накапливаем злобу и обиду друг на друга, а в спокойных разговорах выясняем отношения.

  9. Мы придерживаемся активной жизненной позиции. Для реализации своих прав учащиеся создают совет лидеров, который является полномочным защитником их интересов. Педагогический коллектив помогает работе совета лидеров, но не подменяет его.

  10. Администрация, учителя и родители содействуют возобновлению горячих обедов, решают вопрос об обеспечении всех школьников необходимыми бесплатными учебниками.

  11. Администрация и учителя не препятствуют проведению общешкольных развлекательных мероприятий при отсутствии серьезных замечаний.

  12. Родители и оказывают посильную помощь при организации ремонта школы.

  13. И родители, и школа содействуют организации экскурсий школьников.

  14. Данное Соглашение будет доведено до сведения всех учащихся и родителей.

Родительское собрание

«Семейные традиции и праздники»

Цель проведения мероприятия:

  1. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.

  2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

  3. Формирование положительного отношения , уважения к семьям одноклассников .

  4. Сплочение классного коллектива учащихся и родителей, сплочение семей.

  5. Изучение семей учащихся.

  6. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Средства воспитательного воздействия:

Оформление: на доске – плакат «Семейные традиции и праздники».

  1. Выставка «Кто мы? Откуда мы?» генеалогические деревья семей учащихся.

  2. Фотовыставка «Загляни в семейный альбом».

  3. Выставка поделок учащихся (бабушек).

  4. Сочинения учащихся.

  5. Сундучок.

  6. Старинные семейные вещи.

  7. Фонограмма песни «Родительский дом».

  8. Материалы для оформления поздравления.

  9. Посуда для конкурса «Сервировка стола»

  10. Самовары, выпечка.

  11. Грамоты, сувениры для награждения.

Предварительная подготовка к празднику:

  1. Классный час – анкетирование учащихся. Родительское собрание на тему «Уроки семейной любви».

  2. Анкетирование родителей.

  3. Составление генеалогических деревьев учащихся.

  4. Сочинения учащихся по темам «Моя семья», «Кем я могу гордиться в моей семье», «Династии», «Наши имена».

  5. Мини-сочинения родителей о своих детях.

  6. Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях.

  7. Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом».

  8. Работа учащихся с толковыми словарями.

Ход мероприятия.

Классный руководитель.

Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о семейных традициях и праздниках. Мы с вами очень долго и много готовились к нашему празднику и хорошо поработали. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!

Мы составляли свои родословные – выступили в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами, репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках, писателями, когда писали сочинения о семье, фотографами, кулинарами и даже лингвистами, когда знакомились со значениями новых, незнакомых слов. Вы и ваши родители отвечали на вопросы анкет.

Мы узнали с вами много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказывать нашим гостям. Думаю, что и им тоже будет интересно.

Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди – семья.

Как вы писали в своих анкетах – те, кто дорог вам больше всего на свете. И я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас всех есть родительский дом – начало всех начал, в жизни каждого «надежный причал».

- Ребята, а как вы думаете, в ваших сочинениях все семьи одинаковые? -Да, разные. А чем они отличаются?

(Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями).

-Да, верно, традициями, тем, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается в семьи.

И вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина. у кого-то на дереве 16-20-40 листочков. А самое роскошное дерево получилось у кого? (Ответ: у Даши). Даша, мы все были удивлены твоим результатом, и нам хотелось услышать о том, как ты работала.

И не только мы, но и корреспондент газеты «Прихопёрье» тоже хочет тебе задать несколько вопросов. (В роли корреспондента – Игорь):

Игорь: - Даша, я слышал, что у тебя в классе самая большая родословная, и, конечно, мне интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево?

Даша: -110 имен.

Игорь: - Как долго ты работала над ним?

Даша: - Несколько часов.

Игорь: - Одной тебе было не справиться, кто тебе помогал?

Даша: - Моя мама.

Игорь: - А как это вам удалось?

Даша: - Мы целый день опрашивали по телефону своих многочисленных родственников, даже из других хуторов и городов.

Игорь: - Интересно, а что дала тебе эта работа?

Даша: - Было самой интересно, и другие родственники заинтересовались.

Игорь: - Здорово. Спасибо. Я тоже попытаюсь составить свою родословную и обязательно расскажу о тебе в нашей газете.


Я думаю, что всем было интересно, но ответьте мне на вопрос: «У кого до этого уже была составлена родословная?» Ни у кого! Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и, может быть, в вашей семье зародиться традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Одной из традиций было также то, что люди гордились своими предками. 219 ныне здравствующих потомков (Пушкинских) гордятся своим великим предком А.С.Пушкиным.

И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье? О своих родных вы писали в своих сочинениях и теперь поделитесь вашими мыслями.

( Дети рассказывают о своих родных)


Я думаю, что вы, ребята, искренне восхищались своими родными, писали о своей любви к ним, о том, что гордитесь ими, но, к сожалению, никто здесь не сказал, а как вы заботитесь о них, как им помогаете, в чем проявляется ваша любовь. Я думаю, что вы из скромности умолчали об этом, а вот ваши родители сейчас расскажут о вас. (Родители каждый говорит о своих детях хорошие слова).

Посмотрите, вы такие маленькие, ваши родители вами гордятся. Желаю, чтобы и в будущем уже ваши дети сказали, что они вами гордятся.

Ну, а теперь я хотела поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей… В нашем хуторе тоже есть династии: учителей, строителей. В нашем классе есть также семьи, где сформировались династии. (Дальше дети вместе с родителями рассказывают о своих династиях, не только профессиональных, но и спортивных).


Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данный период, либо же в честь какого-то из членов семьи. Поднимите руки, кого назвали в честь родственников. «Егор, в чью честь назвали тебя Егором?» (Тот же вопрос адресуется другим учащимся).

А вот Виталик написал об очень интересной традиции, сложившейся у них в семье: называть мальчиков в честь деда.

А вот родители поделились своими традициями: как проводится свободное время, отпуск, музыкальной традиции. Многие рассказывали о том, что навещают своих дедушек и бабушек. Заботятся о престарелых родителях – это тоже одна из замечательных традиций в семьях.

Ребята, вот у нас здесь фотовыставка «Загляни в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой традицией она связана? (Ответ: с традицией собирать и хранить семейные традиции).

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены были покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поется в одной из песен. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Мы проводили конкурс на самую интересную семейную фотографию. А жюри из родителей подведет итоги.

А что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (Ответ: предметы, вещи).

Человек живет, пользуется какими-либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого человека: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на дачи – хранится много старинных вещей.

Мы с вами и вашими родителями провели разведку, поиск старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их, и сложили их все в бабушкин сундук. Многие написали, что хранят старинные вещи в бабушкином сундуке. Вот он у нас такой расписной, большой. Какие же тайны хранит бабушкин сундук?

Проводим конкурс на самую древнюю вещь.

Достаю предмет, кто узнал свою вещь, должен кратко о ней рассказать, кому она принадлежала, для чего служила.

  1. кулинарная книга

  2. фотографии

  3. шкатулка

  4. письмо

  5. скатерть

  6. грамоты

  7. колокол

  8. кушак

Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Эта замечательная традиция есть во многих семьях.

Я думаю, что со мной все согласятся, что ее нужно продолжать. Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каши, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, моченые брусника и яблоки. Из напитков – пиво, квас.

Все течет, все меняется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду. К этому вернемся чуть позже.

К семейным относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье? (ребята по очереди называют).

Вот и по вашим анкетам видно, какие праздники получились самые любимые, угадайте-ка? (День рождения и Новый год)

Очень приятно читать в ваших анкетах, что вы все участвуете в подготовке семейных праздников: ходите в магазин, накрываете стол, печете пироги, подписываете открытки.

Никто не станет отрицать, что в новогоднем празднике есть какая-то тайна, что-то от волшебной сказки. Чарующий запах хвои, огоньки елки, ожидание чего-то хорошего…

Традиция встречать Новый год – одна из самых распространенных в наших семьях.

Вот сейчас мы с вами и встретим Новый год, но мы поиграем.

Проводим конкурсы:

  1. оформление новогоднего пригласительного билета.

  2. сервировка стола.

  3. традиционное блюдо семьи

  4. домашнее задание: провести по одной игре.

Жюри подводит итоги.

Есть еще хорошая Новогодняя традиция – под Новый год дарить подарки своим родным и друзьям. А какие лучше подарки подарить? – изготовленные своими руками. Вот у нас здесь выставка новогодних подарков, изготовленных руками наших ребят и вашими руками, родители (бабушек, дедушек).

Хорошая традиция поздравлять с Новым годом. Я тоже поздравляю всех присутствующих с наступающим годом и желаю самого главного: семейного счастья, благополучия! А ребята поздравляют своих родителей, вручив им свои сувениры.

Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

(Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной).

Родители: Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять наши семьи, чтобы у всех был родной дом.

Классный руководитель: Наш класс – тоже семья. У нас свои традиции сложились. Какие? (Ребята называют: поездка в цирк, в монастырь, походы на реку Бузулук, Хопер, «огоньки» и т.д.) .

Чаепитие – одна из наших традиций. И сегодня мы не будем ее нарушать. Мы будем пить чай. Мы хозяева , родители – это наши гости, мы приглашаем их к столу! Это тоже добрая традиция – гостеприимство. Дорогие родители, мы приглашаем вас к столу.

Пока идет чаепитие, жюри подводит итоги и награждает грамотами, призами самых активных участников.

  1. награждение команд.

  2. награждение самой активной участницы.

-номинации «Загляни в семейный альбом».

-рассказ о самой интересной традиции.

-конкурс «Семейная реликвия».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!