РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ТЕМА: ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о выборе будущей профессии для ваших детей.
Очень важно не ошибиться в своем выборе, от которого может зависеть как материальный достаток, так и удовлетворение от самореализации.
А что отвечает вам ваш ребенок на вопрос «Кем ты хочешь стать после школы?» (ответы родителей)
Помогаете ли вы в выборе будущей профессии своему ребенку? (ответы родителей)
Важно понимать, что ваша помощь в выборе будущей профессии необходима. В то же время не стоит забывать и о том, что она не должна быть навязчивой, носить рекомендательный характер.
Важно в разговоре проявлять тактичность и ни в коем случае не запрещать категорически. Запрет может привести к совершенно не желательной реакции - подросток закроется и откажется обсуждать с вами что-либо.
Создайте такую ситуацию и пространство, в котором ребенок начал бы сам рассуждать и анализировать, увидел различные варианты.
Не смотря на все свое стремление к самостоятельности, вашему ребенку очень важно ощущение поддержки с вашей стороны. Дайте ему чувство уверенности в том, что он не один, что рядом с ним находится взрослый, который поможет и поддержит, какую бы профессию он не выбрал. Чувство уверенности в своих силах станет неким толчком в движении вперед к профессиональным успехам и достижениям.
Особенностью подросткового возраста является их скептическое отношение к разговорам и беседам, проводимым взрослыми, им важнее опираться на собственный опыт.
Для этого, можно пройти так называемые профессиональные пробы, где есть возможность получить опыт выбранной работы и попытаться определить соответствует ли характер данной работы их способностям и умениям. Принять участие в различных профессиональных ярмарках, форумах, фестивалях, днях открытых дверей и т.п.
Вам, как родителям определяющегося подростка, важно помнить формулу выбора профессии:
Делая выбор, необходимо соотносить эти три фактора:
«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО».
Планируя свою профессиональную деятельность, подростку обязательно нужно проявлять максимум самостоятельности и иметь запасной вариант, учитывая то, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства (снижение спроса на выбранную профессию, отсутствие материальных возможностей, изменение состояния здоровья и другое).
Наша с вами задача - сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) с учетом своих возможностей и потребностей общества.
Какие ошибки могут подстерегать в этом непростом решении и как их избежать, мне хотелось бы поговорить сегодня. Необходимо согласиться или нет с данным суждением и, если не согласны, то найти в чем оно ошибочно. Предложить вариант объяснения ребенку его заблуждения
«Я хочу стать дизайнером, потому что сейчас это очень модная профессия»
Ошибка: основывать свой выбор на престижности профессии
На какой-то период времени одни профессии становятся более популярны, чем другие. «Мода на профессии» недолговечна и специальности, востребованные сегодня, через 5 лет могут оказаться уже не такими остро необходимыми для общества. Прежде чем принимать окончательное решение, проанализируйте текущую ситуацию на рынке труда и загляните в будущее, изучив прогнозы на несколько лет вперед.
«Моя лучшая подруга собралась поступать на филфак. Пойду и я – за компанию»
Ошибка: принимать выбор друзей и подруг за свой собственный
Ребенку необходимо объяснить, что все люди отличаются друг от друга и профессию как и одежду, обувь каждый из нас выбирает в соответствии с собственными предпочтениями и способностями.
«Буду учиться на юриста. Это самая высокооплачиваемая профессия»
Ошибка: выбирать не профессию, размер зарплаты.
Стремление получить достойную зарплату за свой труд в наше время вполне оправдано и понятно. Однако, делая выбор в пользу денег, стоит помнить о том, что нелюбимая работа, даже высокооплачиваемая, не способна принести радости и удовлетворения, а деньги сами по себе еще никого не сделали счастливыми. Идеальный вариант: заниматься тем, чем нравиться, и получать за это хорошие деньги. Поэтому выбирай в качестве профессии любимое дело, совершенствуйся в нем, стань хорошим специалистом – и вот у тебя уже есть все шансы победить конкурентов на рынке труда и добиться достойной оплаты своего труда.
«Учитель истории – мой кумир. Я тоже хочу стать историком»
Ошибка: перенос отношения к человеку на профессию.
Выяснить у ребенка, чем его так привлекает этот учитель. Скорее всего, будут перечислены различные качества личности учителя: умение выслушать, найти индивидуальный подход к ученику, быть аккуратным и т.д. Все эти качества не связаны непосредственно с предметом истории. Можно постараться стать «таким как он» в любом деле.
«Мой любимый школьный предмет – английский язык. Пойду учиться на переводчика»
Ошибка: отождествления учебного предмета с профессией.
На уроках иностранного языка ребенок общается с учителем и одноклассниками на интересные темы, читает книги, слушает песни и смотрит фильмы. Конечно, это очень интересно. В жизни все может оказаться иначе.
Предложить представить, что ваш ребенок стал переводчиком, например, в нефтяной компании. Каждый день он переводит устно и письменно информацию о различных видах труб и топлива, делает телефонные звонки, ведет переговоры. Может лучше овладеть любимым иностранным языком в дополнение к той профессии, которая на самом деле интересна.
«Моя мама работает в банке и может устроить меня туда же. Буду учиться на экономиста»
Ошибка: выбор профессии «по наследству».
Хотя этот вариант имеет свои преимущества: мама – экономист может помочь ребенку овладеть этой профессией и посодействовать при трудоустройстве, однако личные профессиональные планы родителей далеко не всегда совпадают с планами детей. Прежде чем принять такое решение, задумайтесь, действительно ли вы хотите продолжить семейную традицию или вам лучше выбрать свой собственный профессиональный путь.
Предложите ребенку представить свою будущую профессию в виде равнобедренного треугольника, стороны которого условно можно назвать: «я хочу», «я могу», «надо». «Хочу» - это его интересы, склонности, желания: например, склонность к работе с людьми, техникой, природой. «Могу» - это его способности и таланты, необходимые для освоения и выполнения выбранной профессиональной деятельности. «Надо» - потребность общества в специалистах этой профессии. Успех ждет в выбранной карьере того, у кого все три стороны равнозначны и соответствуют друг другу.
Каждый человек проводит на работе достаточно большое количество времени, и допустить такую ошибку, как неправильный выбор профессии мы попросту не имеем права