Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А.Макаренко
Школа – это мастерская человечности. Я.А.Каменский
Структура личности подростка…. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет.
Л.С.Выгодский
«ТАКОЙ ВОТ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ …»
Три ступени подросткового возраста
Старший подростковый возраст
15-18 лет
Средний подростковый возраст
13-15 лет
14 лет – наиболее опасный
Младший подростковый возраст
10-13 лет
Физиология подростка
В организме ребёнка происходят гормональные изменения
График изменений роста см/год
юноши
девушки
15 лет
13 лет
Интенсивность росла скелета опережает развитие мускулатуры ( непропорциональность тела, подростковая угловатость, неуклюжесть )
Резко повышается интерес к своей внешности (95%) :
- Ребенок остро переживает все изъяны внешности , действительные и мнимые .
- Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает , а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу .
- Тяжелые эмоциональные реакции
на свою внешность смягчаются
при теплых, доверительных
отношениях с близкими взрослыми ,
которые должны проявить
и понимание, и тактичность .
Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей
Неуравновешенности
Резкие перепады
настроения
Повышенная
утомляемость
Изменение
артериального
давление
Раздражительность
Подросток в 13-14 лет : «Моё тело будто взбесилось»
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания
- Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно .
- Подросток хочет понять, какой он на самом деле , и представляет себе, каким он хотел бы быть .
- Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, дневники , которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии .
Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой
Подростковый возраст
переломный
критический
переходный
трудный
возраст полового созревания
ПОДРОСТОК – …«уже не ребёнок, но ещё не взрослый !!!»
Дети
Родители
Самоутвердиться любыми способами
Как себя вести: запрещать или разрешать
Этот период психологи называют самым
конфликтным
Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому , поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным
Подражание взрослым
- Внешний облик
- Манеры
- Развлечения (поездки за город, дискотеки)
- Романтические отношения (свидания, записки)
Основной закон, на котором строится поведение подростка
- Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя востребованным , быть значимым :
- Ощущать свою состоятельность в учёбе , Чувствовать свою значимость в семье , Строить отношения со сверстниками , Вносить свой вклад в жизнь семьи, класса ( реализовать свой творческий потенциал )
- Ощущать свою состоятельность в учёбе , Чувствовать свою значимость в семье , Строить отношения со сверстниками , Вносить свой вклад в жизнь семьи, класса ( реализовать свой творческий потенциал )
- Ощущать свою состоятельность в учёбе ,
- Чувствовать свою значимость в семье ,
- Строить отношения со сверстниками ,
- Вносить свой вклад в жизнь семьи, класса ( реализовать свой творческий потенциал )
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1 .Старайтесь, говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
2. Опосайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
3 .Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
4 .Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
5 .Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
6 .Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
7 .В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
8 .Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
9 .Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
В заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока:
“ Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.