СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание. Сценарий. Тема:"Если в семье конфликт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание. Сценарий. Тема:"Если в семье конфликт"

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание. Сценарий. Тема:"Если в семье конфликт"»

Тема: «Если в семье конфликт»

Цель: способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

Задача: познакомить с приемами решения и профилактики

конфликтных ситуаций в семье.

Участники: родители, классный руководитель, педагог- психолог.

Вариант доклада психолога:

Возникновение конфликтов в семьях, где дети достигли "трудного",

переходного возраста, - явление достаточно распространённое. Мнения и

желания подростков становятся всё более непохожими на мнения и

желания взрослых, а стремление к независимости в ответ на попытки

подчинения

рождают открытое противостояние. С юношеским максимализмом всё и

вся подвергается оценке и критике. И, тем не менее, многие родители не

сомневаются в том, что их ребёнок, даже достигший совершеннолетия,

должен беспрекословно им подчиняться.

Каждому родителю рано или поздно придётся решить для себя

проблему: стоит ли руководствоваться в общении с детьми

сложившимися негативными стереотипами (неуважение к подростку,

проявляющееся в высказываниях типа "не дорос ещё меня учить" или

"пока живёшь с нами и ешь наш хлеб, будешь поступать так, как мы

скажем"; отрицание самой возможности собственных ошибок - "я старше

- значит умнее", "поживёшь с моё, тогда поговорим"). Ведь есть и другой

путь - учесть опыт и знания специалистов, потрудиться, чтобы понять

себя и ребёнка.

Если родители воспитали ребёнка покорным, не умеющим

отстаивать своё мнение, то обычно их отношения бывают внешне

спокойными, бесконфликтными. Правда, в такой ситуации ребёнок всё

равно страдает: ведь вырастая, он так и не становится взрослым, не умеет

быть ответственным за свои решения и поступки. В некоторых семьях

подросток, сохраняя видимую покорность родителям, живёт своей,

неизвестной им жизнью. Такие формально благополучные отношения

могут привести к тому, что родители узнают об истинной жизни своего

ребёнка от посторонних людей и слишком поздно. Если же ребёнок растёт

достаточно самостоятельным, с выраженным чувством справедливости и

стремлением к самоутверждению, то отношение родителей,

настаивающих на подчинении, приводит к очень серьёзным конфликтам.

Как же научиться разрешать конфликтные ситуации, связанные с

расхождением мнений, интересов, желаний? Психологи выделяют

разные варианты выхода из конфликтных ситуаций. Это может быть и

уход от конфликта, когда обе стороны не стремятся к его разрешению, а 23

делают вид, что всё в порядке. Это может быть подавление, когда одна

сторона явно выигрывает, другая - проигрывает (например,

подростка не пустили на дискотеку). Обратная сторона этого варианта

- подчинение интересам другого (мать покупает дочери по первому

требованию дорогие вещи в ущерб семейному бюджету). Лучшим же

будет такое разрешение конфликтной ситуации, когда обе стороны

удовлетворены её исходом, то есть проигравших нет, обе стороны

выигрывают. Называется этот способ сотрудничество, и возможным оно

становится лишь тогда, когда стороны взаимно учитывают интересы друг

друга. Как это может выглядеть на практике, и какие шаги рекомендуют

предпринимать психологи?

В качестве примера рассмотрим следующую знакомую многим

родителям ситуацию: у подростка в комнате беспорядок, а родители

настаивают на уборке. Возникает конфликт, так как интересы сторон

находятся в противоречии.

Интерес мамы:

- желание воспитать в ребёнке стремление к порядку и избавиться

от чувства неловкости перед гостями.

Интерес подростка:

- желание избежать неинтересного и неактуального

занятия, убеждённость в том, что "и так всё нормально".

Итак, Шаг 1. Распознавание и определение конфликта.

Цель: вовлечение ребёнка в процесс решения проблемы. Необходимо

чётко и немногословно сообщить ребёнку, что имеется проблема, которая

нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребёнка

необходимо. "Мне становится стыдно всякий раз, когда наши и твои

госты видят беспорядок в этой комнате. Боюсь, что от остатков еды

могут завестись тараканы. Давай обсудим эту проблему".

Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений.

Цель: сбор как можно большего числа вариантов решения. Появляется

возможность узнать решения детей (свои можно добавить позже), не

оценивая

их и не принижая. Настаивать на выдвижении как можно большего числа

альтернатив:

- "Гости больше не приходят к тебе, а дверь в комнату всегда закрыта»

;

- «Юдин раз в неделю проводится большая уборка, в которой ты 24

обязательно принимаешь участие

»

;

- "Я получаю поощрение всякий раз после уборки»

;

- "Я получаю в подарок моющий пылесос и другие необходимые

предметы, а также право делать уборку под любую громкую музыку";

- "Я ем только на кухне, а уборку произвожу перед приходом гостей".

Шаг 3. Оценка альтернативных решений.

Цель: активизирование на высказывания по поводу различных решений.

Можно предложить ребёнку высказаться по поводу собранных

предложений, сообщить свои чувства и интересы. "Мне нравятся

варианты насчёт совместной уборки или уборки перед приходом гостей.

Хорошо, что друзьям нравится приходить к тебе, и особенно приятно

пригласить их в чистую комнату. Покупку пылесоса мы сможем

обсудить после первых успехов. А что думаешь ты?"

Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения.

Цель: принятие окончательного решения. На этом этапе оговариваются

обязательства обоих сторон по выполнению решения. Если решение

состоит из нескольких пунктов, можно зафиксировать его письменно. В

данном реальном случае было принято решение о наведении порядка раз

в неделю по субботам. Родители не убирают комнату подростка и не

несут ответственности за возможные последствия: потерянные вещи,

грязная и мятая одежда и т.д., так как это его проблема, а не родителей. В

целом же комната подростка является его территорией. В разных семьях

возможны разные варианты решений.

Шаг 5. Выработка способов выполнения решения.

Цель: планирование процесса претворения в жизнь принятого решения.

Выносятся на обсуждение вопросы о начале выполнения решения, о

проверке качества выполняемой работы, если речь идёт о домашних

обязанностях и т.д.

Шаг 6. Контроль и оценка результатов.

Цель: реализация решения. По мере претворения решения в жизнь

интересоваться у ребёнка его результатами, сообщать о своих мыслях и

чувствах. Возможны пересмотр или изменение решения.

Конечно, далеко не все конфликты требуют для своего решения

применения всех шести шагов. Некоторые конфликты исчерпываются 25

почти без обсуждения, а приведенный пример убедительно доказывает,

что любая проблема может иметь несколько вариантов решения.

Строя отношения с ребёнком, важно обладать умением слушать,

отвечать и исследовать альтернативы. Главной целью каждого из этих

навыков является создание у ребёнка ощущения собственной полезности

и компетентности.

Первым вопросом, который должен решать взрослый при решении

какой-либо проблемы, является вопрос о том, чья именно это проблема.

Слишком часто взрослые полагают, что все проблемы детей являются и

их проблемами. Это неверно и даже вредно для ребёнка - он лишается

возможности пробовать свои силы в решении проблемы. Ребёнок имеет

право сам находить решения проблем. И если проблема принадлежит

ребёнку, то взрослый может выбрать, что делать:

- внимательно выслушать;

- поискать альтернативы;

- предоставить ребёнку возможность самому столкнуться с

последствиями своей самостоятельности или скомбинировать

приведённое выше.

В качестве вывода сформулируем некоторые положения:

- Разлад и кризис в отношениях между детьми и родителями

представляет собой благоприятную возможность для изменения и

развития.

- И дети, и родители - достойные и равноправные члены семьи.

- Родители несут ответственность за то, что делают они.

- Ребёнок несёт ответственность за то, что делает он.

- Чем чаще родители проявляют сотрудничество (предъявляя свои

интересы, выясняют интересы ребёнка, учитывают его позицию), тем

больше вероятность того, что ребёнок будет вести себя подобным

образом в других ситуациях и с другими людьми.

Вступив в трудный возраст с уверенностью в том, что "мир безопасен,

я любим, я хороший, я способный", подросток преодолевает тернистый

путь этого периода с меньшими потерями. Да, он так же, как и все его

сверстники, проявляет характерные для подростков реакции, но в то же

время открыт к диалогу со взрослыми.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!