СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание«Семейная помощь в профессиональном самоопределении подростков»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание в рамках. введения Профминимума в 8-9 классах

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание«Семейная помощь в профессиональном самоопределении подростков»»

Профориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них с помощью специальных методов и техник. Профориентация помогает найти подходящую человеку профессию, основываясь на его особенностях характера, жизненных ценностях и имеющемся опыте.

Родительское собрание в 8 – 9 классе

в рамках реализации единой модели профориентационной деятельности, в основу которой заложен профориентационный минимум (профминимум)



Тема «Семейная помощь в профессиональном самоопределении подростков»

Цель: оказание содействия родителям в профессиональном самоопределении подростков.

Задачи:

- знакомство с основными социальными контекста, влияющих на профессиональное самоопределение в подростковом возрасте

- изучить подходы к профессиональной ориентации обучающихся

- знакомство с мифами и стереотипы о профориентации

- провести онлайн – тест на портале https://bvbinfo.ru/catalog-btest.

- создать контент для помощи в самоопределении

I Вводная часть

Выбор своего профессионального пути – профессии, образования, места работы – один из первых важных выборов человека. Такой выбор существенно определяет многие стороны последующей жизни. Однако, в возрасте 14-17 лет, когда перед подростком встает необходимость принятия решения о формировании образовательно-профессиональной траектории (выбора вектора своего развития, профессии, направления подготовки, места приложения своего труда), сложно сделать осознанный выбор будущего пути, если до этого он не научился выбирать. Преодоление этого противоречия является одной из важнейших задач, которая встает перед личностью, семьей и обществом в процессе профессиональной ориентации обучающегося.

II Основная часть

1.С профориентологической точки зрения, можно выделить четыре основных социальных контекста, влияющих на профессиональное самоопределение в подростковом возрасте (а также дополнительный пятый контекст, связанный с установками самого подростка).

Первый, самый широкий контекст, можно назвать модой на профессии.

Вторым важным контекстом совершения профессионального выбора являются отношения с родителями и родительские ожидания.

В качестве третьего социального контекста профориентации можно назвать школу и педагогический коллектив.

Четвертый источник влияния на выбор подростка – это личные контакты,

В качестве пятого, дополнительного контекста выбора профессионального направления обучающимся служит его позиция по отношению к социальной значимости выбираемого направления: почему это нужно для развития общества, будет ли данная работа полезна для окружающих, готов ли он сам прикладывать усилия для развития профессионального направления и пространства, к которому относится данный труд (это пространство может касаться своего региона, края, семьи и т.д.).

Старшекласснику приходится делать выбор профессии с учетом всех этих контекстов. При этом наиболее значимым из них представляется второй контекст: родительское, семейное влияние. Мнение родителей оказывается важнейшим при выборе профессионального будущего подростка – не только потому, что подросток разделяет семейные ценности и прислушивается к точке зрения родителей, а во многом потому, что нередко именно родители являются основным двигателем выбора образовательно-профессиональной траектории (как с точки зрения мотивации, так и со стороны дополнительных материальных вложений).

Таким образом, полноценная система профессиональной ориентации обучающихся включает взаимодействие с родителями как один из обязательных элементов.

2.Подходы к профессиональной ориентации обучающихся

  • мотивационно-активизирующего: примеры реализации данного подхода: профориентационные игры, Всероссийские профориентационные уроки и онлайн-тренажер «Примерочная профессий» (https://bvbinfo.ru/fitting) в проекте «Билет в будущее».

  • информационно-обучающего: примеры данного подхода: просмотр видео о профессиях, посещение ярмарок вакансий и Дней открытых дверей вузов, посещение мультимедийных выставок и чтение статей Проекта.

  • практико-ориентированного: примеры такого подхода в профориентации: первая работа на каникулах, стажировки в компаниях, экскурсии на производство, профессиональные пробы и партнерские программы профессионального выбора в Проекте

  • диагностико-консультативного: примеры реализации данного подхода: профориентационное тестирование, анкетирование, консультации, онлайн-диагностика и уроки, посвященные рефлексии, в рамках Проекта.

Важно сочетать эти четыре направления для формирования ГПС подростка.

Так, если мы будем придерживаться только информационного подхода и снабдим подростка подробной информацией о профессиях и вузах без привязки к его личностным особенностям, – то есть большая вероятность, что этот объем сведений только еще больше запутает его, и в итоге он не сможет сделать выбор. Если же мы будем использовать только практико-ориентированный подход и говорить подростку, что нужно узнать все на собственном опыте, то ему не хватит времени, чтобы перепробовать все возможные профессии и определиться.

3.Мифы и стереотипы о профориентации

1.Каждый подросток выбирает свою образовательно-профессиональную траекторию, но на пути этого выбора могут встречаться преграды. С точки зрения психологов-профориентологов, родительские стратегии и идеи, которые могут негативно влиять на профессиональное самоопределение подростка:

• Ребенка ничего не волнует

• Ребенок не способен определиться с профессией в возрасте 14–15 лет

• Отсутствие поддержки при выборе профессии

• Выбор профессии – это раз и навсегда

• Есть “беспроигрышные” вузы»

• Есть “беспроигрышные” профессии

• Непоступление” в вуз – это фатальная ошибка

III Прохождение онлайн- теста «Профориентационный семейный тест» https://bvbinfo.ru/btest/proforientatsionnyi-bitest

IV Заключительная часть. Вопрос-ответ

Типичные вопросы родителей и как на них отвечать

Зачем вообще заниматься профориентацией?

Многие обучающиеся привыкают получать знания и впитывать готовую информацию, т.е. навык активного поиска и принятия самостоятельного решения у них может быть не сформирован должным образом. А в период выбора профессии, вуза, колледжа, направления подготовки и т.д. необходим навык самостоятельного и осознанного выбора. Все мероприятия системы профессиональной ориентации направлены на формирования такого навыка.

Зачем участвовать в проекте «Билет в будущее»?

Проект «Билет в будущее» – это возможность получить лучшие практики в области профориентации на сегодняшний день бесплатно для любого обучающегося. Проект позволяет подготовить подростка к профессиональному самоопределению, т.е. научить его подходить к выбору профессионального будущего осознанно, узнавая о профессиях, выстраивая свою индивидуальную образовательно-профессиональную траекторию с учетом собственных интересов, возможностей и способностей.

Что делать, если ребенок ничем не интересуется?

За данной ситуацией может скрываться несколько проблем подростка, которые важно выявить: или страх неопределенности, или неловкость от того, что он/она не может ясно выразить свое мнение по поводу выбора профессии, или фатализм: вера в то, что его/ее выбор ничего не решает, или безразличие, т.к. все профессии воспринимаются как одинаково безликие и неинтересные. Родитель, со своей стороны, может предложить только свою заинтересованность и диалог. Такой подход можно назвать «системой заботливых вопросов», в которых ясно видна доброжелательность родителя, понимание, что решение должно быть за подростком, отсутствие давления. В этом случае лучше всего обратиться к специалистам (психологам-профконсультантам), а также посмотреть рекомендации для родителей в общедоступном разделе портала«Билет в Будущее».

Что делать, если у ребенка слишком много интересов? На что ставить? Какое направление выбрать?

Такие ситуации могут быть в случае, если ребенок преуспевает в разных направлениях. Универсального рецепта нет, но некоторые профориентологи рекомендуют продолжать развиваться в нескольких направлениях максимально долго, при наличии сил и возможностей, постепенно сужая круг до тех областей, где успехи особенно значимы. Последние десятилетия на рынке труда заметна тенденция к пересечению профессиональных направлений, когда человек со всеми его разносторонними талантами становится «сам себе профессией» и получает востребованность как мастер своего дела именно потому, что у него есть знания и навыки из разных областей.

Какие критерии при выборе работы важны?

Все индивидуально. У каждого человека свой набор приоритетов. Кому-то важен карьерный рост, кому-то – деньги, командировки или возможность проводить день с семьей. Составьте вместе с подростком свой список критериев, отметьте важные, и этот список станет отправной точкой при выборе.

Перспективна ли эта профессия, не исчезнет ли она к завершению образования?

С очень высокой вероятностью любая профессия трансформируется. Специалисты, как правило, продолжают обучение в профессии, доучиваются и переучиваются, совершенствуются. Будьте готовы тоже развиваться, если выбранная профессия вас действительно интересует.

Что лучше: колледж или вуз?

Важно ориентироваться на желаемую специальность. Для некоторых профессий достаточно школьного образования, для других – уровня среднего профессионального образования, для третьих – необходимо высшее образование, а на медицинские специальности, возможно, придется учиться еще дольше. Рекомендации по выбору образовательной траектории можно найти в статье «Куда поступать» (https://bvbinfo.ru/catalog-articles/article/5#anchor1) на портале «Билет в будущее».

С какого возраста можно выбирать профессию?

Сейчас все чаще можно встретить подростков, которые начинают развиваться профессионально еще в средней школе и даже зарабатывать себе на жизнь — интернет дает возможности вне зависимости от возраста учиться работать. Однако не стоит забывать, что все индивидуально.

Сколько нужно освоить профессий?

Конечно, на этот вопрос нет однозначного ответа. Нам кажется, что сейчас к образованию необходимо подходить комплексно и отталкиваться не только от знаний в определенной области, но и от получаемых навыков. Понятие «профессия» постепенно теряет свою актуальность, так как сейчас все больше ценятся многофункциональные люди с навыками на стыке нескольких сфер, а почти любому делу можно обучиться по YouTube.

Какие профессии востребованы?

менеджер по продажам, продавец-консультант, водитель, бухгалтер, программист, разработчик программного обеспечения, врач, инженер, повар

Правильная комбинация ЕГЭ однозначно повышает шансы на поступление в один из желаемых вузов. Однако выбор определенного сочетания все равно предполагает хорошее владение предметами, тщательную подготовку к экзаменам, а также понимание особенностей проведения и структуры ЕГЭ.

Особенности приема на бюджетные и платные места?

Поступающий на бюджетные места зачисляется в соответствии с наиболее высоким приоритетом зачисления, по которому он проходит по конкурсу на эти места. А поступающие на платные места (по договору) зачисляются в соответствии с одним или несколькими приоритетами зачисления. На каждом этапе зачисления вуз определяет наиболее высокий приоритет, по которому поступающий проходит по конкурсу.

V. Рекомендуемый контент для помощи в самоопределении

Умение осознанно принимать решения и выбирать собственную дорогу необходимо современному подростку. В этой таблице собраны книги и статьи, фильмы и игры, которые рекомендуют психологи-профориентологи, чтобы на примере героев увидеть, какие решения принимает человек в разных обстоятельствах и к чему его решения могут привести.



Фильмы

Книги

Игры профориентационной направленности

  • «Девять дней одного года» (реж. М. Ромм, 1961 г.)

  • «Территория» (реж. А. Мельник, 2014 г.)

  • «Как стать счастливым» (реж. Ю. Чулюкин, 1985 г.)

  • «Общество мертвых поэтов» (реж. П. Уир, 1989 г.)

  • «Пока не сыграл в ящик» (реж. Р. Райнер, 2007 г.)

  • «Куда ты пропала, Бернадетт?» (реж. Р. Линклейтер, 2019 г.)

  • «Умница Уилл Хантинг» (реж. Г. Ван Сент, 1997 г.)

  • «Билли Эллиот» (реж. С. Долдри, 2000 г.)

  • «Джой» (реж. Д. О. Рассел, 2015 г.)

  • «Основатель» (реж. Д. Ли Хэнкок, 2016 г.)

  • Армстронг Т. Ты больше, чем ты думаешь. – М.: МИФ, 2021. – 208 с.

  • Гейлер Д. Вижу цель, иду к ней. – М.: МИФ, 2019 – 320 с.

  • Мельник Ш. Стрессоустойчивость. – М.: МИФ, 2015. – 256 с.

  • Ньюпорт К. Хватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работу. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 272 с.

  • Силинг Т. Почему никто не рассказал мне это в 20? – М.: МИФ, 2019. – 193 с.

  • Шеридан Р. Работа мечты. Как построить компанию, которую любят – М.: МИФ, 2014 – 297 с.

  • Дакворт А. Упорство. Как развить в себе главное качество успешных людей. – М.: Бомбора, 2022 – 304 с.


Книги и статьи для родителей о воспитании и профориентации

  • Статьи на портале Билет в будущее (https://bvbinfo.ru/catalog-articles)

  • Статьи на Proforientator.ru

  • Гиппенрейтер Ю.Б. Большая книга общения с ребенком. – М.: АСТ, 2017.

  • «Ветеран-бездельник». Родители и ребенок распределяют между собой роли:

  • «ветеран труда» и «бездельник». Потом каждый из них как можно правдивее рассказывает историю своей жизни. Рассказ можно записать на видео, а потом обсудить, ответив на вопросы: в чем плюсы и минусы каждого образа жизни? В чем сильные и слабые стороны этих людей? Кто счастливее? Данная игра направлена на осознание особенностей разного отношения к труду.

  • «Собеседование». Родители и ребенок распределяют между собой роли:

  • «работодатель» и «соискатель». Проводится «собеседование». Затем игроки меняются ролями. В конце игры они обсуждают, почему принято решение о приеме на «работу» либо отказе. Данная игра направлена на формирование навыков самопрезентации.

  • «Ценности». Родитель и ребенок пишут список своих ценностей и обмениваются ими. Далее, они пишут пояснение для каждой ценности в списках друг друга: какой смысл, в их представлении, другой участник вложил в каждую из позиций. После этого они обсуждают результаты: насколько точным оказалось объяснение ценностей друг друга. Данная игра направлена на осознание ценностей: как собственных, так окружающих людей.

  • Традиционные настольные игры, которые также помогают в выборе профессии. Например, «Монополия» является хорошим пособием для того, чтобы проверить свои предпринимательские способности. Игра «Мафия» подходит для изучения психологических особенностей людей. Настольные игры можно разделить и по специальностям. Так, «Имаджинариум» подходит для творческих специальностей, а

  • «Нефариус» – для естественно-научных. Игра «Индейцы» помогает научиться выбирать правильную стратегию поведения за счет своих сильных сторон.

Для разработки классного часа были использованы методические рекомендации по взаимодействию с родителями в рамках сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 6-11 классов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!