СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание: "Развитие мелкой моторики рук у детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «мелкой моторики» известно каждой маме, но что - это такое на самом деле, мало кто представляет. Между тем, развитие мелкой моторики рук стимулирует развитие речи и мышления у детей. Поэтому крайне важно уделять этому достаточное внимание с самых ранних лет ребёнка.

 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: "Развитие мелкой моторики рук у детей"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 города Сычёвки

















Родительское собрание – практикум

«Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»










Подготовил: воспитатель

Петракович Н.В.




2018 г.

Цель родительского собрания:

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

3. Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Повестка:

- Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»

- Практикум «Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина»

- Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»

Ход собрания

1. Cообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»

Родителям было предложено отгадать загадку:

Весёлые братцы 
Решили разобраться: 
Кто из них нужнее? 
Кто из них важнее? 
Пять весёлых братцев 
Решили подраться, 
Но в комок свалились - 
В одну семью сплотились.

В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Тема нашего собрания – практикума как раз и посвящена им, пальчикам, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка. Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движении: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Значение мелкой моторики очень велико! Она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, координация движений и восприятием ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания связанные, например с письмом. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, в дальнейшем шить, готовить, мастерить и другое.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью в жизни ребенка.

Если мы с вами будем должное внимание уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, то сможем решить сразу две задачи:

1. Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

2. Подготовить к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Способы развития мелкой моторики

1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями).

Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.   Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

  1. «Капуста».

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

2. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.

Вопрос к родителям: Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).

Комментарий:  Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки  - из плотного цветного картона, старых бус, разрезанные старые фломастеры и другое. (Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок)

3. Игры с песком, крупами, бусинками, камешками и другими сыпучими материалами  -  пересыпание между ладошками, перекладывание пальчиками из одной емкости в другую, сортировка по цвету, форме, насыпание в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Вопрос родителям: как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).

Комментарий: действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им.  Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится. Далеко  не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.

4. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

Вопрос к родителям: как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога: оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно, вам не раз придется показать тот или иной прием.

5. Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

  • игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с

такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.

  • рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры,

«заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы

оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

  • мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже

невозможно недооценить.

  • сматывание цветных ниток в клубочки

  • игры – инсценировки с пальчиковым театром

  • работа карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться. 

  • обведение вкладышей. Штрихование под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.

  • плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.

  • изготовление поделок и аппликаций из бумаги - по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.

  • застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок - хорошая тренировка для пальчиков.

  • мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

  • сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Сделать его очень просто. Возьмите небольшую глубокую миску диаметром 25 см, высотой 12 - 15см и заполните его на 8 см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.

Почаще предлагайте детям эти занятия!

 И напоследок, хочу заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.  

«Взаимосвязь развития мелкой моторики рук

и речи дошкольника»

Раннее детство характеризуется очень большими потенциальными возможностями. Речевые механизмы малышей развиваются очень рано: еще тогда, когда они активно не говорят, а только слышат слова, не понимая их смысла. Существует мнение, что ребенок и так начнет говорить без особого вмешательства взрослого, но мы хорошо знаем, что это не так. Речь ребенка, с которым мало разговаривали в раннем детстве, будет обедненной, а значит обедненным будет и мышление.

Кроме этого специальными исследованиями доказана зависимость активного развития речи малышей от развития мелких мышц пальцев руки.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Позже жесты стали согласовываться с криками, воплями, проявлениями голосовых реакций. Прошли тысячелетия, пока развилось словесное (вербальное) общение, но оно в течение длительного времени оставалось связанным с жестикулярной речью.

Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, становление речи, психику детей, отмечали значительное стимулирующее влияние функции руки на развитие речи

Движения пальцев рук, у людей совершенствовались из поколения в поколение, поскольку люди из поколения в поколение выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим увеличивалась и площадь двигательной проекции кисти руки и человеческого мозга. Так развитие функции руки и общения людей шли параллельно. Примерно такой же ход развития у речи ребенка. Прежде всего, развиваются мелкие мышцы пальцев рук – появляется артикуляция слогов (лепет); все последующее совершенствование речевых реакций зависит от степени тренировки пальцев, развития мелких мышц руки.

Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Если мы с вами, как родители, так и педагоги, будем должное внимание уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, то сможем решить сразу две задачи:

1. Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

2. Подготовить к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

В детском саду мы с детьми занимаемся рисованием, раскрашиванием, аппликацией, лепим из пластилина, выполняем упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковые гимнастики, играем с конструкторами, мозаикой, шнуровкой и т. д.)

Дома понаблюдайте за детьми, если ребёнок поворачивает лист бумаги при рисовании и закрашивании, вас это должно насторожить. В таком случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая, таким образом, себя тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив нарисовать окружность. Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, то он не справится с этой задачей или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно.









Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 города Сычёвки



















Родительское собрание

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» в подготовительной к школе группе














Подготовил: воспитатель

Петракович Н.В.



2019 г.

Форма проведения: собрание-практикум

Аудитория: родители подготовительной группы

Количество участников: 18 человек, воспитатель.

Задачи:

  1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

  2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

  3. Заинтересовать проблемой.

  4. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.

  2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Информационно – техническое обеспечение:

  1. «Лучший способ подготовить руку ребенка к письму и развить речь – игра» (выступление воспитателя).

  2. Выставка книг по теме собрания.

  3. Презентация игр (слайды).

  4. Памятка «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».

Материалы и оборудование:

  1. Плакаты с высказываниями:

    • «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов.);

    • «Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский);

    • «Рука – это своего рода внешний мозг» (Э. Кант);

    • «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее

развитию» (В.М. Бехтерева)

  1. Листы бумаги, простые карандаши.

  2. Организация выставки развивающих игр.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой – нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например, перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда, и не каждый ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы.

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений, и конечно же, не надо забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.

Приемы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приемы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.

  1. Катать шарики из пластилина. Пока ребенок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.

  2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).

  3. Перебирать крупные деревянные бусы, четки.

  4. Собирать, складывать пирамидки.


  1. Работать с вкладышами (Монтессори).

  2. Застегивать пуговицы.

  3. Завязывать, развязывать узлы.

  4. Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.

Средства развития мелкой моторики рук.

  • Различные игры: мячи, пазлы, пирамидки, формы.

  • Пластилин, глина, песок, вода, крупы, бумага, куклы, бусы, пугови -

цы, природный материал, карандаши, нитки, веревки и т.д.

  • Игры с пластилином: мнем и отщипываем; надавливаем и размазы

ваем; скатываем шарики, раскатываем колбаски; режем на кусочки; лепим картинки; готовим обед.

Игры с бумагой

  • Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

  • Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из

бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на

улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. Игры с конструктором и мозаикой, пазлы.

Развитие тактильных чувств.

Игры с прищепками, коробочки где лежит нарезанный материал, мягкий, грубый, шероховатый, с ворсом и т.д. Который ребенок может трогать и рассказывать о своих чувствах. Мешочки с камушками, ракушками и разным другим материалом.

Игры с пуговицами. Заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с крупами. Прячем ручки. Пересыпаем крупу. Дождь, град. Покормим птичек. Разложи по тарелочкам. Вкусная кашка. Найди игрушку. Игра «Золушка». «Отгадай, какая крупа в мешочке». «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

Игры с природным материалом. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Рисование.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Игры с песком. Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

  • Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.

- Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.

- Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

Игры с водой.

- Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

  • Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

  • Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Шитье, вязание, плетение, застежки.

Игры с веревочкой. Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

Шнуровки различные, можно купить в магазине, можно сделать своими руками.

Куклы.

Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.

Массаж кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук; массаж ладони; массаж пальцев рук.


Массажеры. Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди. Пальчиковая гимнастика. Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

В заключении выше увиденного хочется сказать. Развитие мелкой моторики тактильно – двигательного восприятия у детей позволяет овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,

- лучше адаптироваться в практической жизни,

- научиться понимать многие явления окружающего мира.

И теперь я хочу представить некоторые формы работы по развитию мелкой моторики рук:

1. Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трем-трем, мы капусту солим-солим, мы капусту жмем-жмем. Мы морковку рубим-рубим, мы морковку трем-трем, мы морковку солим-солим, мы морковку жмем-жмем.

2. Оригами. Квадрат сложить пополам. Еще раз пополам. Развернуть лист, теперь уголочки складываем к середине. Переворачиваем на другую сторону

и снова уголки складываем к середине. Сделайте складки. Поверните.

Раскройте все карманы. Вставьте пальцы в фигурку. Направления, в которые открывается фигурка. Готово.

3. Графический диктант.


1 рисунок. Отступите сверху три клетки поставьте точку. Начинаем узор. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вверх, две клетки в право, две клетки вниз, две клетки в право, одна клетка вверх, одна клетка в право, одна клетка вверх, две клетки в право, две клетки вниз, две клетки в право, дальше продолжайте сами.

2 рисунок. Отступите от предыдущего рисунка две клетки вниз поставьте точку. Одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо. Дальше продолжайте сами.

4. Выгладим платочки для мамы и для дочки.

Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать тоже самое одной рукой.

5. Рефлексия

Предлагаю родителям украсить дерево цветными ладошками (по методу «светофор»: зеленый – было интересно; желтый – послушала, но нового не узнала; красный – зря потратила время).

Подведение итогов собрания

В заключении можно сказать следующее: упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:

  1. кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;

  2. формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

  3. доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Памятка для родителей.

Родителям детей 5-7 лет для развития мелкой моторики рекомендуется проводить:

  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики

запускать пальцами мелкие «волчки»;

  • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

  • сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а

  • вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и

  • «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в

  • воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

  • завязывать узелки на шнурке, веревке;

  • застегивать (расстёгивать) пуговицы;

  • играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

  • выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

  • мять руками поролоновые шарики, губки;

  • рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять

графические задания в тетрадях;

  • резать (вырезать) ножницами;

  • плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

  • выполнять аппликации.

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является

повседневный труд детей по дому:

  • перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

  • уход за срезанными и живыми цветами;

  • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного



белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

  • разбор круп и т.д.

  • выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

  • мять руками поролоновые шарики, губки;

  • рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять

графические задания в тетрадях;

  • резать (вырезать) ножницами;

  • плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

  • выполнять аппликации.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!