РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ПРОФИЛАКТИКА
САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Что называют самоповреждением?
К самоповреждению относят:
порезы и расцарапывание кожи при помощи острых предметов, ожоги, намеренные переохлаждения тела, лишение себя сна, употребление токсических веществ, изнурение себя на тренировках, в некоторых случаях - попытки изменения своей внешности и татуирование тела, а также различные виды рискованного поведения: намеренное ввязывание в драки, увлеченность опасными видами спорта, промискуитетные
отношения, прыжки с высоты и т.д.
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5):
NSSI (или Nonsuicidal Self-Injury) — самоповреждение
без суицидальных намерений .
Это ответ на сильную эмоциональную, психологическую боль.
Как связаны самоповреждение и самоубийства?
40-60% всех самоубийств сопровождаются самоповреждениями .
Однако считать, что люди,
склонные к самоповреждениям, также являются потенциальными самоубийцами, в большинстве
случаев неправильно.
Как может прийти в голову идея причинять себе боль?
- Перенос внимания с душевной боли на физические ощущения
(некоторые люди в минуты волнения
начинают непроизвольно себя пощипывать,
постукивать рукой о что-то твердое, отрывать заусеницы на ногтях и т.д.)
- Ощущение снижения нервного
напряжения
- Опасность: постепенно приходят мысли
о более выраженных способах
самоповреждения
Физиологический механизм эффекта от самоповреждения
- Ощущение контроля своего состояния: человек чувствует, что он сам контролирует момент и причину наступления боли, это снижает чувство неопределенности, которое лежит в основе чувства любого психологического дискомфорта.
- Ожидание снижение нервного напряжения: человек ожидает снижения физической
боли через некоторое время, а вместе с ней - и эмоциональной.
- Биохимическая защита: физическая боль провоцирует выброс в мозг обезболивающих веществ, в первую очередь эндорфинов, которые снижают и уровень эмоциональной боли.
- «Зависимость» от боли: после затухания физической боли и прекращения действия
эндорфинов эмоциональные страдания возвращаются, что влечёт необходимость повторять самоповреждение вновь и вновь.
Не будет ли правильным запрещать группы социальных сетей, где обсуждается подобная тематика?
Главная проблема самоповреждения
состоит в том, что подростки не доверяют
свои проблемы взрослым
и не обращаются к специалистам, которые могли бы действительно помочь. Попытки запретов могут подорвать
и без того невысокий уровень доверия.
Альтернативой запрету может быть
стратегия, направленная на повышение
уровня доверия подростков
к профессиональной помощи, которую оказывают психологи, психиатры и другие специалисты, работающие с детьми.
Не является ли самоповреждение просто способом привлечь к себе внимание?
Большинство подростков, имеющих опыт самоповреждения, тщательно скрывают от всех свои переживания и следы
повреждений на теле.
В любом случае, все проявления самоповреждения нужно рассматривать как запрос
о помощи , и чем раньше
она будет оказана, тем лучше.
Самоповреждение – это болезнь?
В некоторых случаях самоповреждение может выступать симптоматикой некоторых психических заболеваний. Но в большинстве случаев самоповреждению подвержены психически здоровые люди. Самоповреждение – это реакция на стресс .
Уровень стресса
Способность противостоять неблагоприятным обстоятельствам
Об с т о ят е л ь ст в а
- взаимоотношения с родителями
- взаимоотношения с учителями
- взаимоотношения со сверстниками
- характер романтических отношений
- успеваемость в школе
- карьерные и жизненные ожидания и т.д.
- биологические особенности организма
- индивидуальная эмоциональная устойчивость
- жизненный опыт и привычки
- особенности мировоззрения
- жизненные ценности
- способность к анализу причин
и последствий своего поведения и т.д.
Структура помощи подросткам с опытом самоповреждения
В зависимости от причин и характера стресса, который переживает подросток, может требоваться психологическая, психиатрическая или социальная помощь.
ПРИЧИНЫ ПОМОЩЬ
Психологическая помощь:
Психологический
- понимание причин переживаемого стресса
стресс
- поиск рациональных способов преодоления причин стресса
- преодоление сложившихся эмоциональных
барьеров
Трудные жизненные обстоятельства
Социальная помощь: решение жизненных обстоятельств
Особенности организма, психические расстройства
Психиатрическая помощь: медикаментозное
лечение, психотерапия
Как общаться с ребенком, который находится в состоянии стресса
- Говорить с ребенком в поддерживающей манере. Дать ему понять, что вы хотите ему помочь, что вы на его стороне .
- Дать понять, что к переживаниям ребенка относятся серьезно , готовы внимательно его выслушать без оценок и обвинений.
- Понять эмоции ребенка и убедиться, что поняли их правильно . Уместно использование
поддерживающих фраз (например, «Я понимаю, что тебе было тяжело») и уточняющих фраз (например, «Правильно ли я понимаю…»).
- По возможности проговорить пути решения проблем и преодоления причин переживаний
ребенка. Если это не получается сделать сразу - выразить готовность поддержки, убедить,
что все проблемы имеют какое-то разумное решение, и что так или иначе вы вместе найдете решение.
- Убедить обратиться за психологической помощью. Только специалист может оценить степень
серьезности проблем ребенка, объем и характер необходимой помощи.
Распространенные ошибки воспитания
- Неконструктивная критика, нацеленная на унижение
- Слова о никчемности ребенка
- Слежка, гиперконтроль
- Оскорбления, унижения
- Физическое насилие
- Долгие разлуки с ребенком
без объяснения ему, что его любят, а разлука связана с определенными обстоятельствами
- Эмоциональная холодность родителей
- Игнорирование и обесценивание эмоций
и желаний ребенка
- Оценивание ребенка, сравнение его с другими
- Связывание любви к ребенку с его поведением, успехами или особенностями
Информация о ресурсах помощи подросткам и родителям
(для детей, подростков и их родителей)
8-800-2000-122
- Региональные телефоны доверия, интернет-сайты и другие ресурсы
- Организация психологической,
социальной психиатрической помощи на территории региона
- Организация психологической помощи
в образовательной организации
Спасибо за внимание!