СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Профилактика самоповреждающего поведения среди подростков"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Профилактика самоповреждающего поведения среди подростков"»

РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ ПРОФИЛАКТИКА САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО  ПОВЕДЕНИЯ  СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ПРОФИЛАКТИКА

САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Что  называют  самоповреждением? К  самоповреждению  относят: порезы  и  расцарапывание кожи  при помощи  острых  предметов,  ожоги,  намеренные  переохлаждения  тела,  лишение себя сна, употребление токсических веществ,  изнурение себя на  тренировках,  в некоторых  случаях  -  попытки изменения своей внешности и татуирование тела, а также различные виды рискованного поведения:  намеренное  ввязывание в  драки,  увлеченность  опасными  видами спорта,  промискуитетные отношения,  прыжки  с  высоты  и  т.д. Диагностическое и статистическое  руководство  по психическим расстройствам  (DSM-5): NSSI (или  Nonsuicidal  Self-Injury)  —  самоповреждение без  суицидальных  намерений . Это ответ на сильную эмоциональную,  психологическую  боль.

Что называют самоповреждением?

К самоповреждению относят:

порезы и расцарапывание кожи при помощи острых предметов, ожоги, намеренные переохлаждения тела, лишение себя сна, употребление токсических веществ, изнурение себя на тренировках, в некоторых случаях - попытки изменения своей внешности и татуирование тела, а также различные виды рискованного поведения: намеренное ввязывание в драки, увлеченность опасными видами спорта, промискуитетные

отношения, прыжки с высоты и т.д.

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5):

NSSI (или Nonsuicidal Self-Injury) — самоповреждение

без суицидальных намерений .

Это ответ на сильную эмоциональную, психологическую боль.

Как  связаны  самоповреждение  и самоубийства? 40-60%  всех  самоубийств  сопровождаются самоповреждениями . Однако  считать,  что  люди, склонные к самоповреждениям,  также являются потенциальными  самоубийцами,  в большинстве случаев  неправильно.

Как связаны самоповреждение и самоубийства?

40-60% всех самоубийств сопровождаются самоповреждениями .

Однако считать, что люди,

склонные к самоповреждениям, также являются потенциальными самоубийцами, в большинстве

случаев неправильно.

Как  может  прийти  в  голову  идея  причинять  себе  боль? Перенос внимания с душевной боли  на физические  ощущения (некоторые  люди  в  минуты  волнения начинают  непроизвольно  себя  пощипывать, постукивать рукой о что-то твердое,  отрывать заусеницы  на ногтях  и  т.д.) Ощущение  снижения  нервного напряжения Опасность:  постепенно  приходят  мысли о более выраженных способах самоповреждения

Как может прийти в голову идея причинять себе боль?

  • Перенос внимания с душевной боли на физические ощущения

(некоторые люди в минуты волнения

начинают непроизвольно себя пощипывать,

постукивать рукой о что-то твердое, отрывать заусеницы на ногтях и т.д.)

  • Ощущение снижения нервного

напряжения

  • Опасность: постепенно приходят мысли

о более выраженных способах

самоповреждения

Физиологический механизм  эффекта  от  самоповреждения Ощущение  контроля  своего  состояния:  человек  чувствует,  что  он  сам  контролирует  момент и  причину  наступления  боли,  это  снижает  чувство  неопределенности,  которое  лежит  в основе  чувства  любого  психологического  дискомфорта. Ожидание  снижение  нервного  напряжения:  человек  ожидает  снижения  физической боли  через  некоторое  время,  а вместе  с ней  -  и  эмоциональной. Биохимическая  защита:  физическая  боль  провоцирует  выброс  в  мозг  обезболивающих  веществ,  в  первую  очередь  эндорфинов,  которые  снижают  и  уровень  эмоциональной  боли. «Зависимость»  от  боли:  после  затухания  физической  боли  и  прекращения  действия эндорфинов  эмоциональные  страдания  возвращаются,  что  влечёт  необходимость  повторять  самоповреждение  вновь  и вновь.

Физиологический механизм эффекта от самоповреждения

  • Ощущение контроля своего состояния: человек чувствует, что он сам контролирует момент и причину наступления боли, это снижает чувство неопределенности, которое лежит в основе чувства любого психологического дискомфорта.
  • Ожидание снижение нервного напряжения: человек ожидает снижения физической

боли через некоторое время, а вместе с ней - и эмоциональной.

  • Биохимическая защита: физическая боль провоцирует выброс в мозг обезболивающих веществ, в первую очередь эндорфинов, которые снижают и уровень эмоциональной боли.
  • «Зависимость» от боли: после затухания физической боли и прекращения действия

эндорфинов эмоциональные страдания возвращаются, что влечёт необходимость повторять самоповреждение вновь и вновь.

Не  будет  ли правильным запрещать  группы  социальных  сетей,  где  обсуждается подобная  тематика? Главная  проблема  самоповреждения состоит  в том,  что подростки  не  доверяют свои  проблемы  взрослым и не обращаются к специалистам, которые  могли  бы  действительно  помочь.  Попытки  запретов  могут  подорвать и  без  того  невысокий  уровень  доверия. Альтернативой  запрету  может  быть стратегия,  направленная  на повышение уровня  доверия  подростков к профессиональной помощи, которую  оказывают психологи, психиатры и другие  специалисты,  работающие с  детьми.

Не будет ли правильным запрещать группы социальных сетей, где обсуждается подобная тематика?

Главная проблема самоповреждения

состоит в том, что подростки не доверяют

свои проблемы взрослым

и не обращаются к специалистам, которые могли бы действительно помочь. Попытки запретов могут подорвать

и без того невысокий уровень доверия.

Альтернативой запрету может быть

стратегия, направленная на повышение

уровня доверия подростков

к профессиональной помощи, которую оказывают психологи, психиатры и другие специалисты, работающие с детьми.

Не является  ли  самоповреждение  просто способом  привлечь  к себе  внимание? Большинство подростков,  имеющих опыт самоповреждения,  тщательно скрывают от всех свои  переживания  и  следы повреждений  на  теле. В  любом случае,  все  проявления  самоповреждения нужно  рассматривать  как запрос о  помощи , и  чем  раньше она  будет  оказана,  тем  лучше.

Не является ли самоповреждение просто способом привлечь к себе внимание?

Большинство подростков, имеющих опыт самоповреждения, тщательно скрывают от всех свои переживания и следы

повреждений на теле.

В любом случае, все проявления самоповреждения нужно рассматривать как запрос

о помощи , и чем раньше

она будет оказана, тем лучше.

Самоповреждение –  это болезнь? В  некоторых  случаях  самоповреждение  может  выступать  симптоматикой  некоторых  психических  заболеваний.  Но  в  большинстве  случаев  самоповреждению  подвержены  психически  здоровые  люди.  Самоповреждение  –  это  реакция  на  стресс . Уровень  стресса Способность противостоять  неблагоприятным  обстоятельствам Об с т о ят е л ь ст в а взаимоотношения  с родителями взаимоотношения  с  учителями взаимоотношения  со сверстниками характер  романтических  отношений успеваемость  в школе карьерные и  жизненные  ожидания  и  т.д. биологические  особенности  организма индивидуальная  эмоциональная  устойчивость жизненный  опыт  и  привычки особенности  мировоззрения жизненные  ценности способность  к  анализу  причин и  последствий  своего  поведения  и  т.д.

Самоповреждение это болезнь?

В некоторых случаях самоповреждение может выступать симптоматикой некоторых психических заболеваний. Но в большинстве случаев самоповреждению подвержены психически здоровые люди. Самоповреждение – это реакция на стресс .

Уровень стресса

Способность противостоять неблагоприятным обстоятельствам

Об с т о ят е л ь ст в а

  • взаимоотношения с родителями
  • взаимоотношения с учителями
  • взаимоотношения со сверстниками
  • характер романтических отношений
  • успеваемость в школе
  • карьерные и жизненные ожидания и т.д.
  • биологические особенности организма
  • индивидуальная эмоциональная устойчивость
  • жизненный опыт и привычки
  • особенности мировоззрения
  • жизненные ценности
  • способность к анализу причин

и последствий своего поведения и т.д.

Структура  помощи  подросткам  с  опытом  самоповреждения В зависимости  от  причин  и  характера стресса,  который  переживает  подросток,  может  требоваться  психологическая, психиатрическая  или  социальная  помощь. ПРИЧИНЫ  ПОМОЩЬ Психологическая  помощь: Психологический понимание  причин  переживаемого  стресса стресс поиск  рациональных  способов  преодоления  причин  стресса преодоление  сложившихся  эмоциональных барьеров Трудные жизненные  обстоятельства Социальная  помощь:  решение  жизненных  обстоятельств Особенности организма, психические  расстройства Психиатрическая  помощь:  медикаментозное лечение,  психотерапия

Структура помощи подросткам с опытом самоповреждения

В зависимости от причин и характера стресса, который переживает подросток, может требоваться психологическая, психиатрическая или социальная помощь.

ПРИЧИНЫ ПОМОЩЬ

Психологическая помощь:

Психологический

  • понимание причин переживаемого стресса

стресс

  • поиск рациональных способов преодоления причин стресса
  • преодоление сложившихся эмоциональных

барьеров

Трудные жизненные обстоятельства

Социальная помощь: решение жизненных обстоятельств

Особенности организма, психические расстройства

Психиатрическая помощь: медикаментозное

лечение, психотерапия

Как  общаться  с ребенком,  который  находится в  состоянии  стресса Говорить  с  ребенком  в поддерживающей  манере.  Дать  ему  понять,  что  вы  хотите ему  помочь,  что  вы  на  его  стороне . Дать  понять,  что  к  переживаниям  ребенка  относятся  серьезно ,  готовы  внимательно  его выслушать без  оценок и  обвинений. Понять  эмоции ребенка и  убедиться,  что  поняли  их  правильно .  Уместно использование поддерживающих  фраз  (например,  «Я  понимаю, что  тебе  было  тяжело»)  и  уточняющих фраз  (например,  «Правильно ли я понимаю…»). По возможности  проговорить  пути  решения  проблем  и  преодоления  причин  переживаний ребенка.  Если  это  не получается  сделать  сразу  - выразить  готовность  поддержки, убедить, что  все проблемы  имеют  какое-то  разумное  решение, и что  так  или иначе  вы вместе  найдете  решение. Убедить обратиться за психологической  помощью.  Только  специалист  может  оценить  степень серьезности  проблем  ребенка,  объем и характер  необходимой  помощи.

Как общаться с ребенком, который находится в состоянии стресса

  • Говорить с ребенком в поддерживающей манере. Дать ему понять, что вы хотите ему помочь, что вы на его стороне .
  • Дать понять, что к переживаниям ребенка относятся серьезно , готовы внимательно его выслушать без оценок и обвинений.
  • Понять эмоции ребенка и убедиться, что поняли их правильно . Уместно использование

поддерживающих фраз (например, «Я понимаю, что тебе было тяжело») и уточняющих фраз (например, «Правильно ли я понимаю…»).

  • По возможности проговорить пути решения проблем и преодоления причин переживаний

ребенка. Если это не получается сделать сразу - выразить готовность поддержки, убедить,

что все проблемы имеют какое-то разумное решение, и что так или иначе вы вместе найдете решение.

  • Убедить обратиться за психологической помощью. Только специалист может оценить степень

серьезности проблем ребенка, объем и характер необходимой помощи.

Распространенные  ошибки  воспитания Неконструктивная критика,  нацеленная  на  унижение Слова  о  никчемности  ребенка Слежка,  гиперконтроль Оскорбления,  унижения Физическое  насилие Долгие  разлуки  с  ребенком без  объяснения  ему,  что его  любят,  а разлука связана с определенными  обстоятельствами Эмоциональная  холодность  родителей Игнорирование  и  обесценивание  эмоций и  желаний  ребенка Оценивание  ребенка,  сравнение  его с  другими Связывание  любви  к  ребенку  с его поведением, успехами или  особенностями

Распространенные ошибки воспитания

  • Неконструктивная критика, нацеленная на унижение
  • Слова о никчемности ребенка
  • Слежка, гиперконтроль
  • Оскорбления, унижения
  • Физическое насилие
  • Долгие разлуки с ребенком

без объяснения ему, что его любят, а разлука связана с определенными обстоятельствами

  • Эмоциональная холодность родителей
  • Игнорирование и обесценивание эмоций

и желаний ребенка

  • Оценивание ребенка, сравнение его с другими
  • Связывание любви к ребенку с его поведением, успехами или особенностями
Информация  о ресурсах  помощи подросткам и родителям Детский  телефон  доверия (для детей,  подростков  и  их  родителей) 8-800-2000-122 Региональные телефоны доверия,  интернет-сайты  и  другие  ресурсы Организация  психологической, социальной  психиатрической  помощи  на  территории  региона Организация  психологической  помощи в образовательной  организации

Информация о ресурсах помощи подросткам и родителям

  • Детский телефон доверия

(для детей, подростков и их родителей)

8-800-2000-122

  • Региональные телефоны доверия, интернет-сайты и другие ресурсы
  • Организация психологической,

социальной психиатрической помощи на территории региона

  • Организация психологической помощи

в образовательной организации

Спасибо  за  внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!