СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание: "Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прежде, чем говорить о причинах школьной неуспеваемости, необходимо развести встречающиеся в литературе определения, которые иногда употребляют как синонимы: школьные трудности, неуспеваемость.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: "Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления"»

Почему одни не могут, а другие не хотят? ( о причинах школьной неуспеваемости )

Почему одни не могут, а другие не хотят?

( о причинах школьной неуспеваемости )

  4 класс   Отличники 5 класс   С одной «4» 3 I II 1 6 Хорошисты   С одной «3» III 3 8 4-3   3 5 13 IV 10 8   3-2 0 г 6 класс 5 13 4   7 4 2 I 0 6 9 13 2 II 1 6 0 1 3 2 16 III 0 2 5 IV 3 2 13 3 1 0 8 4 г 7 класс 3 12 I 4 13 0 4 0 1 14 II 0 9 0 0 1 4 0 1   11 14 1 3 12 0 11   11 2   11 2   14 2 0   12 1   1  

 

4 класс

 

Отличники

5 класс

 

С одной «4»

3

I

II

1

6

Хорошисты

 

С одной «3»

III

3

8

4-3

 

3

5

13

IV

10

8

 

3-2

0

г

6 класс

5

13

4

 

7

4

2

I

0

6

9

13

2

II

1

6

0

1

3

2

16

III

0

2

5

IV

3

2

13

3

1

0

8

4

г

7 класс

3

12

I

4

13

0

4

0

1

14

II

0

9

0

0

1

4

0

1

 

11

14

1

3

12

0

11

 

11

2

 

11

2

 

14

2

0

 

12

1

 

1

 

 Педагоги главными причинами неуспеваемости считают: Здоровье (60 %) Семейные проблемы (32 %) Низкую самооценку учащихся- (28 %) Тревожность (18 %) Педагогическую запущенность детей (24 %) Сложность программы (16,5 %)  Родители склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это: Неинтересное преподавание предмета (36 %) Лень ребенка (36 %) Недостаток внимания детей (28 %) Отсутствие индивидуального подхода (24 %) Большие учебные нагрузки (24 %)  Психологи считают неуспеваемость следствием: Амбиций родителей (30 %) Незрелостью психических функций детей (28 %) Недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся (28 %) Проблемами здоровья детей (20 %)

  • Педагоги главными причинами неуспеваемости считают:
  • Здоровье (60 %)
  • Семейные проблемы (32 %)
  • Низкую самооценку учащихся- (28 %)
  • Тревожность (18 %)
  • Педагогическую запущенность детей (24 %)
  • Сложность программы (16,5 %)
  • Родители склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это:
  • Неинтересное преподавание предмета (36 %)
  • Лень ребенка (36 %)
  • Недостаток внимания детей (28 %)
  • Отсутствие индивидуального подхода (24 %)
  • Большие учебные нагрузки (24 %)
  • Психологи считают неуспеваемость следствием:
  • Амбиций родителей (30 %)
  • Незрелостью психических функций детей (28 %)
  • Недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся (28 %)
  • Проблемами здоровья детей (20 %)
Существуют различные концепции и теории неуспеваемости. Перед вами классификация типов неуспеваемости (А.М. Гельмонт и Н.И. Мурачковский) в зависимости от устойчивости отставания. Здесь выделены три степени школьной неуспеваемости в зависимости от устойчивости неуспеваемости и причины ее возникновения.  Общее и глубокое отставание   (по многим или всем предметам) Неподготовленность Неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства) Нерадивость, лень Недостаточный уровень общего развития Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость  (по 1-3 наиболее сложным предметам) Недостатки преподавания Недоработки в предыдущих классах Отсутствие интереса к учебе, сознательности. Эпизодическая неуспеваемость  (то по одному, то по другому предмету) Недочеты преподавания Неаккуратное посещение школы

Существуют различные концепции и теории неуспеваемости.

Перед вами классификация типов неуспеваемости

(А.М. Гельмонт и Н.И. Мурачковский) в зависимости от устойчивости отставания.

Здесь выделены три степени школьной неуспеваемости в зависимости от устойчивости неуспеваемости и причины ее возникновения.

Общее и глубокое отставание

(по многим или всем предметам)

  • Неподготовленность
  • Неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства)
  • Нерадивость, лень
  • Недостаточный уровень общего развития

Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость

(по 1-3 наиболее сложным предметам)

  • Недостатки преподавания
  • Недоработки в предыдущих классах
  • Отсутствие интереса к учебе, сознательности.

Эпизодическая неуспеваемость

(то по одному, то по другому предмету)

  • Недочеты преподавания
  • Неаккуратное посещение школы
  Прежде, чем говорить о причинах школьной неуспеваемости, необходимо развести встречающиеся в литературе определения, которые иногда употребляют как синонимы: школьные трудности, неуспеваемость.

Прежде, чем говорить о причинах школьной неуспеваемости, необходимо развести встречающиеся в литературе определения, которые иногда употребляют как синонимы: школьные трудности, неуспеваемость.

школьники, у которых неправильное отношение к учению; школьники , усваивающие материал с трудом; школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы; школьники, не умеющие трудиться; школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы;  школьники, имеющие ослабленное здоровье.
  • школьники, у которых неправильное отношение к учению;
  • школьники , усваивающие материал с трудом;
  • школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы;
  • школьники, не умеющие трудиться;
  • школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы;
  • школьники, имеющие ослабленное здоровье.
Мотивационная сфера  Отсутствие мотивации к учебной деятельности.
  • Мотивационная сфера
  • Отсутствие мотивации к учебной деятельности.
Н е понижа йте авторитет преподавателя в глазах ребёнка. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.
  • Н е понижа йте авторитет преподавателя в глазах ребёнка. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.
 Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.
  • Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.
Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.

Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину:

поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.

Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.
  • Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.
Личные проблемы Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. ВЫХОД : научить подростков расставлять приоритеты.

Личные проблемы

  • Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д.
  • ВЫХОД : научить подростков расставлять приоритеты.
Отсутствие способностей Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. ВЫХОД : адекватно оценить способности подростка, выбрать тот вид деятельности, в котором подросток не буде чувствовать себя ущербным.

Отсутствие способностей

  • Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители.
  • ВЫХОД : адекватно оценить способности подростка, выбрать тот вид деятельности, в котором подросток не буде чувствовать себя ущербным.
Отсутствие интереса Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни. ВЫХОД: обратиться к психологу, учить подростка жить в обществе, объяснять, каково влияние изучения различных предметов на расширение кругозора, на развитие личности, на развитие его памяти и мышления.

Отсутствие интереса

  • Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
  • ВЫХОД: обратиться к психологу, учить подростка жить в обществе, объяснять, каково влияние изучения различных предметов на расширение кругозора, на развитие личности, на развитие его памяти и мышления.
Дефекты восприятия, внимания и памяти. 1.Небольшой объем памяти. 2.Отсутствие долговременной памяти. 3.Отсутствие навыка применения теории на практике. ВЫХОД: действовать по принципу: Услышал - забыл, посмотрел запомнил, сделал - понял

Дефекты восприятия, внимания и памяти.

1.Небольшой объем памяти.

2.Отсутствие долговременной памяти.

3.Отсутствие навыка применения теории на практике.

ВЫХОД: действовать по принципу:

  • Услышал - забыл,
  • посмотрел запомнил,
  • сделал - понял

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем   Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем
  • Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей

Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов   Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов
  • Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю

Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения он привык к вашему контролю  Приучайте его к самостоятельности постепенно Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения он привык к вашему контролю
  • Приучайте его к самостоятельности постепенно
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание

Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения    Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные
  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей
  • Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения
  • Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные
В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком  Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище    Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы
  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком
  • Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище
  • Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы

Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора  Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма
  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора
  • Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни   В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.  Не позволяйте ребёнку пропускать школу без уважительной причины.
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни
  • В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
  • Не позволяйте ребёнку пропускать школу без уважительной причины.
 Пока существует школа, будут существовать отметки, в том числе и неудовлетворительные.  Двойки- сигнал бедствия. Эта беда поправимая, но недопустимо, чтобы спасение утопающих стало делом рук только самих утопающих.

  • Пока существует школа, будут существовать отметки, в том числе и неудовлетворительные.

  • Двойки- сигнал бедствия. Эта беда поправимая, но недопустимо, чтобы спасение утопающих стало делом рук только самих утопающих.
Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам, Гулять и играть должен юный мальчишка, Девчонка не хочет всегда сидеть дома, – Такая проблема всем взрослым знакома! Как всё же ребёнка заставить учиться, За книжкой упорно весь вечер сидеть, В то время как может он просто влюбиться И в мыслях в другие миры улететь? Не надо ребёнка ругать бесконечно. Попробуйте лучше в нём волю развить, С ним вместе вам надо учиться , конечно, А главное – просто ребёнка любить .

Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть,

В то время как может он просто влюбиться

И в мыслях в другие миры улететь?

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше в нём волю развить,

С ним вместе вам надо учиться , конечно,

А главное – просто ребёнка любить .

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!!
  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!