Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: "Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления"»
Почему одни не могут, а другие не хотят?
( о причинах школьной неуспеваемости )
4 класс
Отличники
5 класс
С одной «4»
3
I
II
1
6
Хорошисты
С одной «3»
III
3
8
4-3
3
5
13
IV
10
8
3-2
0
г
6 класс
5
13
4
7
4
2
I
0
6
9
13
2
II
1
6
0
1
3
2
16
III
0
2
5
IV
3
2
13
3
1
0
8
4
г
7 класс
3
12
I
4
13
0
4
0
1
14
II
0
9
0
0
1
4
0
1
11
14
1
3
12
0
11
11
2
11
2
14
2
0
12
1
1
- Педагоги главными причинами неуспеваемости считают:
- Здоровье (60 %)
- Семейные проблемы (32 %)
- Низкую самооценку учащихся- (28 %)
- Тревожность (18 %)
- Педагогическую запущенность детей (24 %)
- Сложность программы (16,5 %)
- Родители склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это:
- Неинтересное преподавание предмета (36 %)
- Лень ребенка (36 %)
- Недостаток внимания детей (28 %)
- Отсутствие индивидуального подхода (24 %)
- Большие учебные нагрузки (24 %)
- Психологи считают неуспеваемость следствием:
- Амбиций родителей (30 %)
- Незрелостью психических функций детей (28 %)
- Недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся (28 %)
- Проблемами здоровья детей (20 %)
Существуют различные концепции и теории неуспеваемости.
Перед вами классификация типов неуспеваемости
(А.М. Гельмонт и Н.И. Мурачковский) в зависимости от устойчивости отставания.
Здесь выделены три степени школьной неуспеваемости в зависимости от устойчивости неуспеваемости и причины ее возникновения.
Общее и глубокое отставание
(по многим или всем предметам)
- Неподготовленность
- Неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства)
- Нерадивость, лень
- Недостаточный уровень общего развития
Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость
(по 1-3 наиболее сложным предметам)
- Недостатки преподавания
- Недоработки в предыдущих классах
- Отсутствие интереса к учебе, сознательности.
Эпизодическая неуспеваемость
(то по одному, то по другому предмету)
- Недочеты преподавания
- Неаккуратное посещение школы
Прежде, чем говорить о причинах школьной неуспеваемости, необходимо развести встречающиеся в литературе определения, которые иногда употребляют как синонимы: школьные трудности, неуспеваемость.
- школьники, у которых неправильное отношение к учению;
- школьники , усваивающие материал с трудом;
- школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы;
- школьники, не умеющие трудиться;
- школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы;
- школьники, имеющие ослабленное здоровье.
- Мотивационная сфера
- Отсутствие мотивации к учебной деятельности.
- Н е понижа йте авторитет преподавателя в глазах ребёнка. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.
- Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.
Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину:
поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.
- Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.
Личные проблемы
- Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д.
- ВЫХОД : научить подростков расставлять приоритеты.
Отсутствие способностей
- Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители.
- ВЫХОД : адекватно оценить способности подростка, выбрать тот вид деятельности, в котором подросток не буде чувствовать себя ущербным.
Отсутствие интереса
- Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
- ВЫХОД: обратиться к психологу, учить подростка жить в обществе, объяснять, каково влияние изучения различных предметов на расширение кругозора, на развитие личности, на развитие его памяти и мышления.
Дефекты восприятия, внимания и памяти.
1.Небольшой объем памяти.
2.Отсутствие долговременной памяти.
3.Отсутствие навыка применения теории на практике.
ВЫХОД: действовать по принципу:
- Услышал - забыл,
- посмотрел запомнил,
- сделал - понял
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем
- Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей
- Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов
- Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю
- Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения он привык к вашему контролю
- Приучайте его к самостоятельности постепенно
- Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание
- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей
- Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения
- Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные
- В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком
- Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище
- Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы
- Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора
- Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни
- В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
- Не позволяйте ребёнку пропускать школу без уважительной причины.
- Пока существует школа, будут существовать отметки, в том числе и неудовлетворительные.
- Двойки- сигнал бедствия. Эта беда поправимая, но недопустимо, чтобы спасение утопающих стало делом рук только самих утопающих.
Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться , конечно,
А главное – просто ребёнка любить .