Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание Переходный возраст: Особенности контакта с подростком"»
Переходный возраст: Особенности контакта с подростком
Родительское собрание
7 «г» класс
1.03.2018
«Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро- каждый из двоих, каким он(она) себя видит, каждый из двоих, каким его(или ее) видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле». Вильям Джеймс
Родитель
Ученик
Учитель
Потребность во взрослом обращении. Стремление к взрослости у подростков проявляется в том, что они очень чувствительны к внешним формам обращения к себе как к взрослой личности. Это проявляется в манере ходить, одеваться, разговаривать. Но тяготение к взрослости может проявляться и в отрицательных формах: курение, выпивка, грубый тон. Возникает ориентация на качества настоящего мужчины настоящей женщины.- т.е. возникает подражание. Взрослые становятся и образцами в деятельности.
- Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе -одна из самых главных потребностей подростка.
- Для подростков очень значимо мнение сверстников, коллектива класса.
- Поэтому нужно, чтобы ребенок самоутвердился.
- Процесс самоутверждения может идти различными путями, но самый главный из них- «играние ролей»- тех, на которые подросток претендует .
- Из них наиболее характерные:
- «Умные»-подростки, которые претендуют на признание своих интеллектуальных способностей.
- «Сильные, смелые, волевые»-школьники, которые утвердили своими спортивными достижениями.
- «Активисты»-подростки, нашедшие себя в активной общественной деятельности.
- «Талантливые»- подростки, самоутверждение которых идет по пути развития творческих способностей.
- «Увлеченные»-подростки, которым свойственна тяга к сильным увлечениям типа коллекционирования.
- «Надежный друг, верный товарищ»- подростки, главное достоинство которых заключается в умении дружить, быть верными товарищами.
- «Фантазеры»- такие подростки, которые мысленно моделируют сложную жизненную ситуацию, погружаясь в мир воображаемых объектов.
Возрастными задачами развития подростка являются:
1. Принятие собственной внешности и эффективное использование собственного поведения; 2. Установление новых зрелых отношений с ровесниками разных полов; 3. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; 4. Подготовка к профессиональной карьере; 5. Формирование социально-ответственного поведения (ответственность гражданина); 6. Построение системы ценностей как основы собственного поведения.
Особенности взаимодействия родитель- ребенок- учитель.
- Отношения подростка со взрослыми противоречивые и сложные. В них существуют противоречия психолого- педагогического плана:
- Противоречие между физическими, физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка. -Противоречие в отношениях со взрослыми. Родители и учителя обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах; Когда речь идет об обязанностях, то к подростку обращаются как к взрослому. -Противоречие между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги ставят задачи развития подростковой самостоятельности, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить ее.
Какие существуют приемы эффективного взаимодействия с подростком?
- Учитесь говорить и слушать подростка, т.к. споры и разговор на повышенных тонах подливают масло в огонь и портят отношения с ребенком.
- Выстраивайте позитивные отношения между вами и ребенком.
- Беседуйте с подростком дружелюбно и в уважительном тоне.
- Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивные отношения с подростком. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку как к личности;
- Будьте одновременно тверды и добры;
- Взрослый не должен выступать в роли судьи;
- Снимите контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху;
- Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна тогда, когда он не достигнет успеха;
- Имейте мужество, изменение поведения требует практики и терпения;
- Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение как к личности.
-
Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?»
А – могу и всегда так поступаю; Б – могу, но не всегда так поступаю; В – не могу.
Можете ли вы:
- В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком не взирая на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае свой неправоты?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?
- Рассказать ребенку поучительный случай из своего детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
- Выделить ребенку один день, когда он может делать что хочет и вести себя как хочет, и не во что не вмешиваться?
- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
Результаты:
Ответ А = 3 балла
Ответ Б = 2 балла
Ответ В = 1 балл
Подсчитайте общую сумму баллов
Интерпретация результатов:
- Если вы набрали от 30 до 39 баллов , это значит, что ребёнок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
- Сумма от 16 до 30 баллов . Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный процесс. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
- Число баллов менее 16 . У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка личностью, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Благодарим всех за внимание и сотрудничество.
“ Все в ваших руках” Желаем удачи!