Родительское собрание
«Общение. Его роль в развитии личности школьника».
Февраль 2018 год
Цель:
Расширить знания родительского коллектива об общении.
Познакомить со стилями общения.
Стимулировать полноценное общение родителей и детей.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово (психолог школы)
Здравствуйте уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что «дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.
2. Работа над понятием — общение.
Что же такое общение?
Общение — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, который направлен на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений.
Итак, общение — это главное условие для развития и жизни человека.
Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут.
Возможно, знания стилей общения многим из вас помогут в воспитании детей столь открытых в данном возрасте.
3. Знакомство со стилями общения
Психологи подразделяют несколько стилей общения.
Авторитарный стиль общения.
Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Авторитетный стиль общения.
Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать.
Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.
Либеральный стиль общения.
Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.
Индифферентный стиль общения.
Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее — участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.
Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли книги на эту тему?
Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывае на него существенное влияние?
Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И, хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Психолог
Родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца.
Для детей любого возраста семья должна быть примером поведения, они должны чувствовать себя уютно. Знать, что при любых обстоятельствах смогут получить нужный совет, любую помощь и поддержку. В семье должно быть дружелюбное общение взрослых между собой, атмосфера любви, понимания и заботы. Пусть дети запомнят работу на огороде, обнявшихся родителей у телевизора, совместное приготовление праздничного обеда. Они по такому принципу построят свою семью.
Сейчас мы вместе попробуем создать ситуации, в них вы увидите разные стили общения в семье.Может быть кто-нибудь узнает и себя.(Родителям раздаются слова сценки и атрибуты)
В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
Сценка 1.
Действующие лица: мама, папа, бабушка, дедушка, дочь.
Раздаются необходимые атрибуты:стол, 3 стула,
отцу-книга,
маме- бигуди и зеркало,
бабушке - кухонное полотенце и фартук,
дедушке - очки и газету,
дочери - телефон.
Папа – сидит на стулеи читает книгу, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка - на кухне за приготовлением вечернего чая, дочь - с телефоном в руке, куда-то собирается.
Мама: Дочь, почему ты еще не сходила за продуктами в магазин?
Дочь: Мама, я не могу, мне на кружок танцевальный нужно.
Мама: (повышает голос) И что ты предлагаешь?
Бабушка: Милые не ругайтесь, я сама схожу. Вот сейчас допеку блинчики и пойду.
Мама: Вот так всегда! Вы почему лезете в наш разговор с дочерью? Все это из-за вашего сю-сю-кания она такая ленивая и не воспитанная. Это ваше влияние!
Бабушка: Ну я ведь хотела как лучше.
Мама: Кому лучше? Вы видите что творится? Из-за вашего лучше наша дочь превращается в эгоистку.
Мама: (обращается к папе) Скажи хоть ты что-нибудь.
Папа: (обращается к бабушке) Мама не лезьте. Это наша дочь, мы сами с ней разберемся.
Дедушка: Но ведь она наша внучка! Мы ее любим!
(Мама машет руками. Закатывает глаза)
Папа: А вы куда лезете дед? Вот видите до чего довела ваша чрезмерная любовь! Она уже нам хамит!
(Все начинают ругаться, кричать друг на друга)
Дочь: (кричит) Замолчите! Как вы мне все надоели! (убегает)
Психолог(Раздаёт слова участникам, пока они готовятся, сам выступает)
Отношения между членами семьи, забота о старшем поколении остаётся в детской памяти надолго. Делая уборку в доме, совершая покупки, навещая бабушку и дедушку, дети получают навыки, которые используют во взрослой жизни.
Сценка 2.
Действующие лица: Мама, папа, бабушка, дедушка, сын.
Мама, папа и сын приходят в гости к своим пожилым родителям.
(Заходят здороваются, целуют, обнимают родителей. Проходят за стол.
Папа: как ваши дела?
Дедушка: все хорошо, вот вчера с бабушкой ходили в театр. Отдохнули хорошо
Мама: Как ваше здоровье?
Бабушка: Спасибо дорогая за беспокойство. Все хорошо у нас.
Сын: когда вы к нам в гости приедете?
Дедушка: На ближайшие выходные собираемся.
Бабушка: А как у тебя учеба, внучек?
Сын: Да пойдет, надоели мне эти уроки.
Дедушка: Сын, почему моему внуку надоели уроки? Какие-то проблемы в школе?
Папа: Да нет у него никаких особых проблем. Просто много задают. Приходится долго сидеть за уроками.
Бабушка: Ну вы помогаете ему с уроками?
Мама: Конечно помогаем. Особенно когда что-нибудь не поймет.
Папа: Ну расскажите что тут у вас нового?
Дедушка: Да что тебе рассказать? Вот недавно ходили на праздник День пожилых. Концерт понравился очень. Пообщались там, молодость вспомнили, песни попели. (смеется)
Бабушка: пойду чай приготовлю.
Мама: я вам помогу (уходят)
Психолог
Семья – это главная опора ребенка. От тех нравственных принципов, на которых держится семья, зависит будущее благополучие ребенка. Родительское отношение формирует в значительной мере его отношение к жизни и самому себе. Именно поэтому так важно, чтобы отношения ребенка и родителей строились на взаимном доверии.
Если мы правильно построим наше внутрисемейное общение мы сможем в будущем гордиться нашими детьми и это будут успешные и достойные уважения люди.
Советы психолога
Помните!
Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.
Ребенка хвалят — он учится быть благородным.
Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.
Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.
4. Доверительность общения
Каким образом можно построить ваше общение и детей в семье, чтобы отношения становились доверительными?
Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои черты. Как вы думаете, чем это закончится?