Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Сычёвки
Родительское собрание в подготовительной к школе группе.
«Мы – читающая семья»
Подготовил: воспитатель Петракович Н.В.
г. Сычёвка
2019
«Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».
(А. Чехов)
Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития.
Задачи: расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге
Подготовительный этап:
1.Подготовка выставки разно-жанровой детской литературы, дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении.
2.Оформление фотовыставки «Мы читаем».
3.Подбор советов и рекомендаций для родителей на тему: «Как организовать
семейное чтение»
4.Оформление папки – передвижки «Уголок книги в семье»
ХОД СОБРАНИЯ:
Воспитатель:
Добрый вечер, уважаемые родители!
В начале учебного года я знакомила вас с основными задачами, которые мы будем решать в течение года. Одной из важных задач является знакомство детей с художественной литературой. Время, проведенное вместе с ребенком за книгой нужно стараться сделать интересным и познавательным, создавать ситуации, способствующие его речевой активности.
В детском саду мы, педагоги, используем различные методы и приемы при ознакомлении детей с художественной литературой. После чтения произведения проводим беседы по его содержанию, учимся пересказывать текст или отрывки из него. На занятиях или в свободное время прослушиваем аудиозаписи, смотрим видеофильмы, учимся выразительно читать стихи, дети участвуют в инсценировках, играх – драматизациях, рассматривают
рисунки художников – иллюстраторов и выполняют творческие работы по мотивам сюжетов книг.
Кто как ни мы – взрослые можем помочь детям полюбить книгу. Но делать это нужно не только в детском саду, но и дома в семье.
А насколько для вас родители этот вопрос является важным, интересным и актуальным? Что для вас значит чтение книг вместе с детьми?
Вы, родители, также можете использовать эти приемы. Как найти время для чтения? Как выбрать книгу? Как заинтересовать ребенка чтением? Ответить на некоторые из этих вопросов мы постараемся вместе с вами во время увлекательного путешествия по стране книг.
Сегодня мы попытаемся выяснить – читающая ли у вас семья!
Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна.
Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.
Трудно переоценить значение литературы для развития ребёнка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Сегодня, когда дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т. к. неумение читать, не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идёт в школу, то облегчённо вздыхают. Надеясь, что вот теперь-то отдохнут. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребёнком, совместно решать проблемные ситуации.
А как нужна ребёнку наша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!
Я сейчас предлагаю провести блиц-опрос.
Блиц-опрос для родителей
1. Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок?
а) читать сам;
б) слушать чтение взрослых.
2. Как вы поступаете, когда ваш ребёнок с интересом рассматривает (читает) книгу?
а) хвалите его;
б) ничего не говорите?
3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
а) да;
б) нет.
4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно рассматривал (читал) ваш ребёнок?
а) безусловно, да;
б) наверное нет.
Воспитатель: Что мы получили в результате. Блиц-опрос указал ещё на один тревожный факт – только третья часть присутствующих родителей практикует дома семейное чтение вслух. А вот назвать книгу, которую читал ребёнок недавно, смогли лишь 60% родителей. Прекрасно, что наши дети интересуются книгами, читают. Так давайте поддержим этот огонёк похвалой, а не ругать за качество чтения.
Читайте книги с ребёнком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Помните, что чтение является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребёнка с книгой.
- Почему так важно знать, какой читательский уровень соответствует вашему ребенку?
Сейчас я прочитаю квалифицированные объяснения психолога
Ридингфобия - навязчивый страх перед чтением.
Рекомендации воспитателя
Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка что-либо делать, даже из благих побуждений.
Не паниковать самим и успокоить ребенка. Нельзя давить на ребенка!
После чтения не торопитесь его экзаменовать.
Внимательно и дружелюбно выслушайте ребенка.
При первых успехах не жалейте похвал.
Не торопитесь хвастаться перед другими успехами своего ребенка.
Памятка для родителей.
Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день (можно дробно.)
Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга (рассказ, сказка), что нового ребенок узнал.
Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Вопросы для дискуссии.
1.Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, DVD, компьютера. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?
2.Уместен ли торг между родителями и ребенком?
«Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?
3.Важно ли читать с детьми вслух?
4.Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?
5.Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?
Ответы к дискуссии.
1.Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет, ни на что времени, в том числе и у детей времени остается все меньше и меньше. Тем более, что многие родители с большим удовольствием заполняют время детей чем-то другим. Хорошо, если это секции, кружки, различные студии.
2.Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он дочитает или расскажет содержимое книги до конца.
Современные писатели советуют: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью.
Как делиться? Читайте вслух детям.
А главное – не просите ничего у них взамен. Потому, что любовь к книге не может стать предметом торговли.
3.Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории.
Родители, читая вслух, рассказывают эти истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книгах.
4.Никто ни даст однозначного ответа. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы выбирает каждый свои. Если ваш сын ест одни пирожки и пиццу, вы ведь предпримите какие–то меры? Будете влиять на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также.
5.Нужно любить читать. Если мы сами - любим, читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, а папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. И если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок.
Интересной и конструктивной оказалась наша беседа. Хочется верить, что, благодаря этой беседе актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной.