Родительское собрание.
Тема: « Мама, пойми меня правильно!»
Цель: способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми.
Подготовка к собранию: родители заранее отвечают на вопросы анкеты, составленной учителем.
Какова основная роль матери в воспитании ребёнка?
Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимания с ребёнком? Почему?
Какие чувства вы вызываете у ребёнка:
любовь, тревогу, страх, жалость и т.д.?
С какими трудностями в воспитании вы встретились?
Слушается ли вас ребёнок? Почему?
Есть ли у вас общие с ребёнком занятия и увлечения? Какие?
Каким вы хотите видеть своего ребёнка?
Каким должен быть родитель, воспитывающий идеального ребёнка?
Какими средствами можно добиться подобного результата?
Ход собрания.
Беседа.
-Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас всех, на очередном, родительском собрание.
Мама – самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. О чём мечтает каждая мама? О счастье своих детей. В мыслях матери – дети, в сердце – постоянная тревога не только об их здоровье, но и о том, как их воспитать, что сделать для того, чтобы они стали гордостью, опорой, надеждой. Мы собрались на эту встречу, чтобы вместе обсудить вопросы, которые касаются детей и матерей, поэтому и встреча называется «Мама, пойми меня правильно». У каждого из вас свои трудности, тревоги и проблемы. Ответы на вопросы анкеты показывают, что у вас есть успехи, радости и сомнения.
( анкеты прилагаются) Зачитываю несколько ответов на вопросы анкеты.
Мы все мечтаем о том, чтобы стать идеальными родителями и воспитывать прекрасных детей.
Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный ребёнок?
В ходе беседы родители приходят к выводу, что воспитание ребёнка необходимо начать с воспитания самих себя.
Ребёнку нужен родитель, умеющий слушать, понимать, принимать, разделять и помогать.
--- Сегодня мы постараемся проанализировать причины возникновения барьеров в общении родителей и детей.
2.Практикум.
Теперь перейдём на практическую часть.
Проанализируем некоторые задания.
а) Выходят два человека. Один из них будет изображать родителя, а другой – ребёнка. Первый, чтобы показать, что он умный, любящий и понимающий родитель, должен подняться на стул и протянуть руку ребёнку. Второй, стоящий внизу, должен ответит на этот жест.
«Ребёнок» застывает, подняв лицо и вытянув руки вверх.
- Удобно ли вам? Исправьте ситуацию, чтобы было удобно и родителю, и «ребёнку».
Родитель и «ребёнок» встают на пол рядом друг с другом.
- Первая причина, которая мешает нам общаться с детьми, - это разные позиции, когда глаз не видно, и слов не слышно, и душевное тепло исчезает.
Задание 2.
Это задание поможет нам понять, от чего
зависит способ поведения, который мы выбираем, общаясь с ребёнком.
Представьте себе, что у вас на работе произошли неприятности, по дороге домой ваше новое пальто обрызгал грязью проезжающий автомобиль, а в автобусе вам нагрубили. Вы пришли домой, и ребёнок протянул вам дневник, в котором написано, что учитель просит вас зайти в школу. Какой будет ваша реакция?
Родители высказывают свои мнения.
- Теперь представьте себе противоположную ситуацию. Очевидно, что ваша реакция будет совсем другой. От чего же зависит стиль вашего общения с ребёнком? Родители отвечают на вопрос.
-- Уважаемые родители! Если вы не можете
Абстрагироваться от проблем на работе, в транспорте, магазине и т. п., то не спешите произнести слово, обращенное к ребёнку.
Помните, что в вашей душе, замутнённой взрослыми проблемами, в этот момент может не найтись места доброму слову- истоку мира согласия. Итак, вторая причина,
которая мешает нам построить гармоничные отношения с детьми, заключается в том, что в общении с ребёнком мы иногда не учитываем наше душевное состояние.
Для анализа третьей причины выполните задание 3.
Представьте себе ситуацию: ваш сын, придя из школы, бросает портфель и говорит: « В школе скука. Не пойду больше туда, лучше на работу устроиться, больше пользы». Как вы поступите в данной ситуации?
Родители очень активно обсуждали разные варианты родителей.
- Третья причина непонимания ребёнка – это разный жизненный опыт взрослых и детей.
Мы не учитываем их небольшой жизненный опыт, который не позволяет предвидеть долговременные последствия. Ребёнок в этом мире как иностранец, он ещё многого не знает, не понимает, ему нужен терпеливый гид.
3.Следующий вид работы – работа в группах.
Родители сидят группами.
Родители делятся на группы для обсуждения типичных ситуаций, которые заранее напечатаны.
Ситуация 1.
В вашей семье существует определённое распределение домашних обязанностей.
Однажды вы обнаруживаете, что посуда не вымыта, в комнате беспорядок, а в ответ на просьбу вынести мусор сын говорит: «Почему всегда я да я?»
Родители обсуждают ответы друг друга:
Ситуация 2.
В доме гости. Ваш ребёнок ведёт себя не идеально, но вы не реагируете на его поведение. Вдруг он громко говорит: «Ну, когда же все уйдут? Ты обещала со мной погулять!»
Ситуация 3.
В доме один телевизор. По первой программе идёт концерт. Его хочет смотреть мама. По второй- футбол. Его хочет смотреть папа. По третьей программе показывают мультфильм. Его давно мечтал посмотреть сын. Что делать?
Родители должны прочитать ситуации и рассказать о своей первой реакции на них.
Учитель:
Постарайтесь найти слова, которые помогут ребёнку увидеть себя со стороны и сделать правильный выбор.
В результате обсуждения ситуаций родители приходят к выводу, что словом можно приласкать и обидеть, поддержать и оттолкнуть, обрадовать и огорчить. Важно бережно относиться к словам, которые мы говорим нашим детям, ведь «слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
4. Ответы на «острые» вопросы.
Учитель заранее пишет на листах вопросы, кладёт листы в воздушные шары.
В этих шарах лежат вопросы. Если вам достался вопрос, который вам не понравился, вы можете не отвечать на него, а передать его дальше. После каждого ответа одного из родителей остальные могут по желанию дополнить или высказать своё мнение.
Родители достают вопросы из шарика и отвечают.
1.Какие совместные семейные занятия с ребёнком вы проводите вечером?
2. Следует ли просить прощение у ребёнка, если вы виноваты?
3.Как можно продолжить фразу: « Мой ребёнок успешно учиться, если я…» ?
и т. д. …
5. Заключение.
- Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы разговариваем с детьми. Эти разговоры обычно возникают неожиданно и подчас неожиданно заканчиваются, но некоторые надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия.
Благодарю всех за ответственное отношение
к родительскому собранию.
Вывод:
Цель, которая была поставлена в начале собрания, была достигнута.
Учитель: Гасратова Гюлпери Шахбудиновна
Гимназия №1 г. Махачкала
2009 год
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ:
« МАМА, ПОЙМИ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО!»
МАХАЧКАЛА 2009г.
ГАСРАТОВА ГЮЛЬПЕРИ ШАХБУДИНОВНА