СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Как воспитать чувство ответственности у младшего школьника. Ответственность родителей за воспитание детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание о воспитании ответственности и у детей и ответственности родителей за их воспитание

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Как воспитать чувство ответственности у младшего школьника. Ответственность родителей за воспитание детей"»

Родительское собрание

«Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей. Как воспитать чувство ответственности у младшего школьника»

Цели:

— познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников чувства ответственности;

— стимулировать полноценное общение родителей друг с другом.

Участники: родители учащихся третьего класса, классный руководитель.

Подготовительная работа

I. Классный руководитель консультируется у психолога по проблеме собрания.

II. Классный руководитель готовит листы с заданиями для обсуждения в группах, тесты.

Оформление, оборудование, инвентарь:

— на классной доске написана тема родительского собрания;

— на доске расположены таблички со словами «ответственность», «дисциплинированность», «настойчивость», «самостоятельность», «личный пример», «авторитет родителей», «инициативность»;

— листы с заданиями для обсуждения в группах;

— листы для теста;

— карточки «Советы родителям».

* **

I. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые родители! Я рада сегодня встрече с вами. Каждый из нас хочет, чтобы наши дети были культурными, умными, добрыми, замечательными людьми. Я предлагаю сегодня обсудить очень важный вопрос: «Как воспитать у ребенка чувство ответственности?». Современные родители хорошо понимают, насколько важным и нужным является для ребенка формирование чувства ответственности. Ответственность бывает разной: за поступки и действия, за слова и обязанности, за принятие решений и взятие обязательств. Это качество не дается ребенку от рождения, оно развивается с годами. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у подрастающего ребёека, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет. Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения.

II. Выполнение теста «Незаконченное предложение»

Родители делятся на две группы.

Классный руководитель. Перед вами на партах лежат листочки. Предлагаю подумать и закончить предложение: «Быть ответственным — значит ...». Каждый из вас по очереди будет писать ответ, сворачивая листок и передавая друг другу.

Родители выполняют задание.

Я вижу, что работа завершена, теперь давайте поделимся своими мыслями. Прошу выбрать по одному представителю от каждой группы для чтения ответов (читаются ответы). Сейчас вы услышали мнение друг друга. А теперь я предлагаю послушать, что означает слово «ответственность» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них».

III. Выступление классного руководителя

Ответственность — важное моральное качество личности.

Ответственным может быть тот, кто отдает полный отчет в своих действиях, кто может принять свою вину за ошибки, кто понимает свой долг, свою обязанность в любых обстоятельствах, кто добросовестно трудится.

С чего начать воспитание ответственности? Приучать надо с детства. Человек не станет в будущем проявлять заботу о людях, если он сам в детстве не испытал ее. Это очень важно понять, прививая ребенку навыки ответственного отношения к делам и поступкам, которые он совершает. Очень важно, чтобы он ощущал себя нужным человеком, имеющим право голоса, активно участвующим в жизни семьи.

Иногда родители проявляют нетерпение, когда их ребенок долго убирает в комнате или заправляет постель, но не стоит торопиться, постепенно все будет делаться куда быстрее. Доведя начатое до конца, ребенок получает чувство удовлетворения, и у него крепнет уверенность в собственных силах. Пусть по началу он допускает ошибки, но в процессе своей деятельности учится исправлять их. Неудачи — неотъемлемая часть детства, заложенная в самой природе взросления. Правильно сформулировал это правило один малыш: «Я слишком маленький, чтобы все время помнить, что надо кормить собаку, но я достаточно взрослый, чтобы гладить ее и дать ей почувствовать, что мы ее любим».

Ответственность рождается не в условиях злобного подчинения, а тогда, когда ребенок чувствует, что его уважают как личность, и знает, что окружающие нуждаются в нем. Если мы требуем от наших детей больше того, что они могут сделать, единственный вывод, к которому они в результате придут, — взрослые сильнее. Если же мы занижаем наши требования, мы лишаем их возможности почувствовать, что и они могут внести свой вклад в общий труд. Лучший способ установить равновесие между слишком малыми и слишком большими требованиями — семейный совет. Иметь детей - великое счастье. Только дети  - не игрушка, не забава, не предмет для развлечения. Это люди, их надо воспитывать.

А воспитывать детей очень трудно. Труднее чем писать роман, строить дома, управлять оркестром или плавить сталь. В чём же эти трудности? 

Они заключаются  в том, что все люди разные. Не бывает даже  двух одинаковых детей (даже если они близнецы), как нет двух одинаковых листочков на дереве, двух одинаковых рек. Природа не терпит шаблона, стандарта. И это хорошо. Иначе жизнь была бы скучной, однообразной. А поскольку нет одинаковых детей, с одинаковой меркой к ним подходить нельзя. Вот почему воспитывать очень трудно. 

В воспитании больше, чем где бы это ни было, нужны воля, ум, терпение, благородство души.  Всем родителям надо знать, что воспитание детей – не техническое решето, а сложное искусство, требующее больших и разносторонних знаний. Врач в своей работе руководствуется основным правилом «медицины», он лечит не болезнь, а больного, т.к. каждый болеет по-своему. Таки же правилом должен руководствоваться и родители. Надо воспитывать не поведение и характер вообще, а поведение и характер данного ребёнка.

Иногда люди недоумевают, почему в данной семье, где, совершенно одинаково воспитывали двух детей, вырастают разные дети: один - родительское счастье, другой – горе и слёзы. Но  ведь в этом вопросе содержится ответ – двух разных людей воспитывали одинаково. В этой семье разные замки пытались открыть одним ключом. А так не бывает.

  Время, отданное детям, окупится  счастливыми судьбами людей. Нельзя никогда забывать, что воспитание детей – не частное дело родителей, а их общественная обязанность.  Вот почему говорят, что семья обязана воспитывать, но и учить своих детей. Да и учить! Ваша помощь детям не должна ограничиваться  контролем  за обучением ребят. Хотя и контроль очень важен. Гораздо важнее другое  – широкий и искренний интерес к внутреннему миру ребёнка. Это задушевный разговор с детьми о том новом, что они узнали на уроке, о том, что их удивило, заинтересовало, обрадовало.

Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большое влияние оказывают время, природа и семейная жизнь.

К.Д. Ушинский

В любой школе: маленькой или большой; в любом классе: простом или экспериментальном есть дети со своими учебными и личностными особенностями. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физически и психически закалённым, обогащённым духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду.

Воспитание и образование детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними.

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, к другим людям, то насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.

Странно слышать, когда жалуются: « Ах, мой сын так плохо рассказывает. Читает мало, плохо учится». Какой же толк может быть, если ребенок буквально онемел в пустом, обеззвученном доме. Если у родителей вечно недостает времени поговорить с ним. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. Есть такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор, поиграет в компьютерные игры и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется, это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста, и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал и делал.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%. Школа, семья и ребёнок — это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы призваны вместе решать все проблемы.

Родители учащихся являются участниками образовательных правоотношений. Их правосубъектность в сфере образования определяется

Типовым положением об образовательном учреждении;

Уставом образовательного учреждения.


Конституция РФ ст. 38 Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

  • ОБЯЗЫВАЕТ родителей на заботу о нравственном, духовном и физическом развитии ребенка, до достижения им 18 лет, обязывает способствованию в получении среднего образования, обязывает на защиту прав и интересов ребенка путем его законного представительства и т.д.

Закон ОБ Образовании ст.52

  • Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

  • Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

В соответствии с законом «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (то есть, образования в объеме девяти классов общеобразовательной школы) и создают условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

 Обязанности родителей по воспитанию детей

  1. Создавать благоприятные условия для полноценного обучения ребёнка.

  2. Заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте;

  3. Контролировать надлежащее посещение ребёнком образовательного учреждения.

  4. Знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости их несовершеннолетних детей.

  5. Предпринимать меры по ликвидации их несовершеннолетними детьми имеющихся у них академических задолженностей.

  6. Взаимодействовать с образовательным учреждением, в котором обучается их несовершеннолетний ребёнок, в порядке, установленным Уставом соответствующего образовательного учреждения.

  7. Заботиться о здоровье детей, физическом, психическом и нравственном развитии, предпринимать меры по реализации потребностей детей в питании, одежде, предметах досуга, отдыхе и лечении.

  8. Не допускать жестокого обращения с детьми, наносящее вред психическому или физическому здоровью, оскорбление личности, эксплуатацию, грубое обращение, унижающее человеческое достоинство.

Семейный кодекс РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, дети имеют право на особую защиту и помощь. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, является необходимым фактором воспитания ребенка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности:

административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);

гражданско – правовой (статьи 1073 – 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации);

семейно – правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);

уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»))

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.


IV. Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания

Каждая группа получает свою ситуацию для решения.

1 группа. 8-летний мальчик рассказывает: «У меня есть обязанность выносить мусор. Мне хочется выстирать вещи в стиральной машине или съездить на велосипеде в магазин за продуктами. Я предлагаю родителям свою помощь, а они говорят, что я еще маленький».

Задание: подумайте, правильно ли реагируют родители на предложение ребенка.

2 группа. В семье второклассницы подрастал братик, которому исполнилось 2 года. Родители ни разу не оставляли с братом старшую дочь одну. Говорили ей, что она не сможет уследить за малышом. «Откуда вы знаете, что я могу, если вы не даете мне попробовать?» — говорила девочка. Однажды в субботу родители осмелились оставить дочь вдвоем с братишкой. По возвращении увидели, что мальчуган сидел в кухне на полу, радостно стуча кастрюлями, а дочь в это время делала уроки.

Задание: подумайте, правы ли родители в этом случае.

После обсуждения в группах данных ситуаций родители высказывают свои мнения.

V. Выступления классного руководителя

В воспитании у детей ответственности родители особое внимание должны обратить на формирование интереса к учебе, порученному делу, разъяснение их значимости, важности приобретения знаний и выполнения поручений. Для этого необходимо проводить с детьми совместные игры, читать интересные книги, совместно трудиться, изготавливать поделки для дома и т.д. Ребята должны поверить в свои силы. Нужно следить за тем, чтобы ребенок выполнял задания в срок и до конца, приучать к тому, чтобы он сам учился планировать и контролировать свою деятельность. При этом следует обращать внимание на воспитание самостоятельности, инициативности, настойчивости в выполнении поручений, в подготовке домашнего задания. Важно стремиться к тому, чтобы дети переживали чувство ответственности за результаты своей работы. Родители должны приучать ребят выполнять и неинтересную, но нужную работу, уметь преодолевать трудности. Для закрепления добросовестного отношения ребенка к делу нужно стимулировать его деятельность в школе и дома.

Мы допускаем наиболее серьезную ошибку, когда приравниваем успехи и достижения детей к чувству ответственности. Стоит помнить, что некоторые люди считаются очень преуспевающими, потому что они обладают деньгами и властью, хотя в жизни не отличаются порядочностью.

Чувство долга по отношению к окружающим находится у ребенка в прямой зависимости от того, насколько другие ответственно ведут себя по отношению к нему. Если он чувствует себя одиноким и испуганным, понимает, что не может удовлетворять деспотичные требования взрослых, у него не будет достаточно времени и энергии, чтобы беспокоиться о других или интересоваться, что с ними происходит. Если мы хотим, чтобы наши дети стали ответственными гражданами, мы должны разделять с ними глубокую озабоченность благополучием других людей. Нужно воспитывать у детей милосердие и внимание к людям.

VI. Рефлексия

Считаете ли вы, что тема нашего собрания актуальна и полезна для вас? Подведем итог сегодняшнего разговора, составив схему.

VII. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе и успеваемостью учащихся

Классный руководитель отмечает положительные моменты поведения и знакомит с результатами обучения, дает советы по изучению сложных тем программы.

«Советы родителям»

♦ Помните: волевые и моральные качества ребенка формируются вами. От вас зависят его нрав, вкус, ум, круг знаний, мир увлечений, навыки и привычки, сила и слабость характера.

♦ Добрые свойства передаются ребенку не нравоучениями и запретами, не угрозами и наказаниями, а жизненным примером отца и матери, их линией поведения, атмосферой семьи, теплом домашнего очага.

♦ Не забывайте: ребенок учится не только тогда, когда мы посадим его перед собой и станем разъяснять ему законы человеческой жизни. Думая, что ребенок играет и не слышит нас, мы иногда не очень щепетильно обсуждаем свои взрослые проблемы, выражаем свое отношение к ним. Дети впитывают все это, как губка.

♦ В интересах своих детей строго спрашивайте самих себя, завоевывайте право указывать, требовать, влиять.

VIII. Решение собрания

Классный руководитель выносит на обсуждение решение собрания.

1. Воспитывать детей наличном примере, стараться иметь в семье авторитет.

2. Обратить внимание на формирование интереса к учебе, порученному делу.

3. Стремиться, чтобы дети переживали чувство ответственности за результаты своей работы перед взрослыми и друг другом.

4. Воспитывать у детей милосердие и внимание к людям.

Литература

Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание. М., 1990.

Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1 — 4 классы. М., 2005.

Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.

https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-klass-otvetstvennost-roditeley-za-vospitanie-i-obrazovanie-svoih-detey-648557.html

https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/scenari-roditelskih-sobranii/roditelskoe-sobranie-v-3-klase-vospitanie-otvetstvenosti.html

https://easyen.ru/load/nachalnykh/roditelskie_sobranija/roditelskoe_sobranie_kak_vospitat_otvetstvennost_u_rebjonka/429-1-0-72831




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!