Как помочь ребёнку преодолеть психологические трудности 11 класса
11 класс: что ждет вашего ребенка и как помочь?
Педагог-психолог МАОУ «МСОШ №16»
Насырова Нурия Габдулловна
В юности отношения с родителями изменяются в трех направлениях
- юноша начинает иначе воспринимать своих родителей – он более (чем младшие дети) способен распознать в родителях обычных людей (с присущими им потребностями и чувствами), а не только роль матери и отца
- юноша меньше времени проводит с родителями, с семьёй
- повышается конфликтность их отношений с родителями
Возникает новая, гораздо более сложная система эмоциональных привязанностей , центром которых являются не родители, а он сам.
В юности отношения с родителями изменяются
- Подросток борется с чувством зависимости
Поэтому избыток материнской ласки и положение «маменькиного сынка» начинают его раздражать.
- Чувствуя это охлаждение, многие родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и т.д.
Но после того как критический период проходит, эмоциональный контакт с родителями, если они сами его не испортили ошибочным воспитанием, обычно восстанавливается, уже на более высоком, сознательном уровне
Психологический барьер между родителями и растущими детьми
- У старшеклассников есть и другие авторитеты, кроме родителей
- Идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, а из более широкого круга отношений
- Они хотят видеть в родителях друзей и советников .
Психологический барьер между родителями и растущими детьми
- Зато все недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно.
- Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советников . При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.
Психологический барьер между родителями и растущими детьми
Самая распространенная (и совершенно справедливая) жалоба юношей и девушек на своих родителей: «Они меня не слушают!».
- Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблемы глазами сына или дочери
- Самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.
- Исследования показывают – дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители – юношеские самооценки (как они оценивают себя)
На смену авторитету родительской власти сегодня приходит авторитет личности родителей
Юноша имел время изучить в совершенстве отношение родителей к себе. Родителям же приходится оценивать недавно возникшее и противоречивое юношеское «Я». Ложные или упрощенные представления об образе «Я» сына или дочери серьезно затрудняют понимание детей.
- Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает, ему приходит авторитет личности родителей.
Одиннадцатый класс – крайне трудное время как для выпускников, так и для родителей
Практически весь год проходит под эгидой «ЕГЭ».
- С одной стороны, без усиленных тренировок в написании теста, без дополнительных занятий с репетиторами, без нацеленности на высокие баллы не обойтись.
- С другой же стороны
возникает вопрос:
полезно ли это
для здоровья
(психического и физического)
вашего ребенка?
Среднестатистические будни одиннадцатиклассника Родители зачастую мало представляют себе , как проходит изнутри эта жизнь.
Ребенок (у которого, как у любого подростка, голова и так полна тревогой, неуверенностью, проблемами) приходит в школу, где к неизбежным конфликтам и тревоге об отношениях со сверстниками, учителями добавляется тревога о ЕГЭ.
Эта тревога разлита в воздухе, в самом настрое класса: даже если о ЕГЭ никто не говорит, все об этом думают. Вот как пишет об этом один из ваших детей
- Учителя пребывают в панике: от того, как сдадут ЕГЭ «их» дети, зависит их статус в школе, их статус как репетиторов, их самооценка и отношения с коллегами.
Среднестатистические будни одиннадцатиклассника
- Большинство родителей ведут себя примерно также, как учителя: зачастую «нагнетают» обстановку запугиваниями, забывая о том, что перед ними ребенок, а не машина по аккумуляции информации.
На что стоит обратить внимание?
- Ведь для подростка в этом возрасте общение и социум – главные факторы формирования психологического здоровья, устойчивой самооценки, сильной идентичности (письмо выпускника)
- В такой обстановке ребенок может начать вести себя «плохо»: словесная грубость, и истерика, и скрытность.
Обязательно стоит обратиться к специалисту, если
- заметное и стабильное снижение/повышение аппетита
- заметное и стабильное снижение/повышение потребности во сне
На что стоит обратить внимание?
Обязательно стоит обратиться к специалисту, если
- сниженное настроение, подавленность, слезливость, тоска, пессимизм
- резкое снижение самооценки , ухудшение отношения к себе, ощущение себя виноватым, плохим, требующим наказания
- жалобы ребенка на такие физические ощущения , как потливость (не связанная с жарой), трудность дышать, ускоренное сердцебиение, дрожь в руках, боль в животе (не связанная с проблемами пищеварения), головную боль
На что стоит обратить внимание?
Обязательно стоит обратиться к специалисту, если
- усталость и снижение энергии , которые кажутся вам более выраженными , чем того требует ситуация
- ребенок жалуется на тревогу, испуг, страх, беспокойство, панику, ужас
- часто, подростки используют алкоголь, наркотики или прибегают к самоповреждениям как способу снять эти переживания/ощущения
Как помочь ребенку преодолеть психологические трудности
- Необходимо снизить критику и запугивания
- Нельзя! «Ты такой лентяй, вот смотри, не сдашь ЕГЭ – будешь дворником работать!»
- Необходимо повысить поддержку: «Я вижу, что тебе сейчас очень не хочется дальше работать, наверное ты устал, да?»
- «Не сдать ЕГЭ невозможно, если ты не сдашь на достаточно высокие баллы, то пойдешь учиться в какое-то другое место, жизнь на этом не кончается».
Как помочь ребенку преодолеть психологические трудности
- В этот период родителю очень важно самому вспомнить свои ощущения, как они преодолевались и что помогало, а главное – рассказать об этом ребенку. Подростку важно знать, что через подобное проходили все, что его чувства и мысли не уникальны, а наоборот вполне нормальны, а главное понимать, что в любом случае все сложится нормально.
Как помочь ребенку преодолеть психологические трудности
- По возможности, старайтесь хотя бы примерно отрегулировать режим. В частности, следить за тем, чтобы ребенок успевал спать, есть и отдыхать
- Владейте точной информацией о ЕГЭ, не плодите страхи и слухи, обсуждайте только факты, а не ваши собственные домыслы. Возможно, будет полезным защитить вашего ребенка от «наездов» учителя
- Старайтесь чаще демонстрировать, что вы в любом случае будете на стороне своего ребенка , что вы уверены в его силах и в благополучном исходе, и что вы всегда будете его защищать.
Как помочь ребенку преодолеть психологические трудности
- Старайтесь предъявлять адекватные требования к результатам ЕГЭ. Если ваш ребенок всегда с трудом получал тройку по математике, следует ли ждать от него 70 баллов по профильной математике? Поможет ли ваше ожидание показать лучший результат, на который он способен?
- Чаще задавайте себе вопрос: «То, что я сейчас говорю/делаю, помогает моему ребенку? Или мне просто так страшно за него, что я пытаюсь избавиться от этого страха таким способом?»
На смену авторитету родительской власти сегодня приходит авторитет личности родителей
Юноша имел время изучить в совершенстве отношение родителей к себе. Родителям же приходится оценивать недавно возникшее и противоречивое юношеское «Я». Ложные или упрощенные представления об образе «Я» сына или дочери серьезно затрудняют понимание детей.
- Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает, ему приходит авторитет личности родителей.
Какой реальной жизнью живём мы, родители?
- Почему дети артистов вырастают в диких условиях закулисных нормальными людьми? В реальности должно происходить что-то, быть ярче, сильнее (родители работают увлечённо, актёры находятся в трансе после своего спектакля). Ребёнок видит, насколько может быть захвачен делом родитель .
- Единственное, что нужно ребёнку – счастливая мать , если есть папа, – счастливый отец, счастливая бабушка.
- Единственное, что нужно ребёнку, видеть рядом с собой человека на своём месте. Если этого нет, то жизнь его становится неполноценной.
- Взрослый, найди своё место, ищи себя!
Мурашова Е.В.
Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает На смену авторитету родительской власти сегодня приходит авторитет личности родителей