Тема: «Родительный падеж имён существительных».
Цели: 1)научить распознавать существительные в форме родительного падежа как с предлогом , так и без предлога;
2) развивать устную и письменную речь, внимание, мышление, творческие способности детей;
3) закреплять навыки орфографически и каллиграфически правильного письма.
4) воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.
Формируемые УУД:
Личностные универсальные учебные действия: повышение уровня мотивации учебной и парной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия, планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий).
Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы в паре.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).
Планируемые результаты:
Предметные результаты: Знать и уметь определять существительные в родительном падеже. Уметь выполнять разбор предложения по членам.
Личностные результаты: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь высказывать свое мнение.
Метапредметные результаты: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Уметь слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Уметь работать в паре. Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.
Ход урока:
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Встали все ровненько, покажите нашим гостям, что вы все готовы к уроку.
- Настроение каково? (Во!)
- Все такого мнения?( Все без исключения!)
(У учителя звонит сотовый телефон ,он берёт трубку):
- Алло! Да, здравствуйте! Да что вы говорите!Хорошо,хорошо,мы обязательно постараемся вам помочь!
- Ребята, сейчас мне позвонил Министр русского языка королевства «Падежей». Он в отчаянии, у них случилась беда: жители этого королевства – падежи, поссорились, а один из них даже пропал! Он очень просит нас помочь!
- Поможем?
-Конечно поможем, как же мы оставим наших друзей в беде!
-Только путь наш будет нелёгким, нужно преодолеть преграды, быть очень внимательными и догадливыми. Итак, в путь!
II.Минутка чистописания.
- Но куда нам идти? На этот вопрос поможет ответить минутка чистописания.
- У вас на столе лежат карточки для чистописания.
-Какие буквы будем прописывать? (прописываем)
- Прочитайте предложение, которое нужно каллиграфически правильно написать.
- Что полезного для себя вы узнали?
-Найдите слово ,которое стоит в Им. падеже? (йод)
-Почему?
-Прописываем.
-Молодцы! Все очень старались красиво писать!
-И перед нами открыта дорога через мост.
III.Актуализация опорных знаний.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
-Итак, как я уже говорила, наша дорога идёт через мост. Чтобы пройти через него, нужно вспомнить всё, что вы знаете об имени существительном.
- Что такое имя существительное?
-Мост мы миновали.
-А вот и лабиринт. Чтобы его преодолеть, нужно к слову маленький –подобрать синонимы. А что такое синонимы?
- Запишите эти синонимы в тетради через запятую.
IV.Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
V.Работа над новым материалом.
- Наконец, мы добрались до Королевства. Теперь перед нами стоит задача – помирить падежи. Но как это сделать? Как вы думаете?
-Сколько всего падежей в русском языке?
-Давайте назовём их по порядку вместе с вопросами. Тогда падежи поймут, что мы их хорошо знаем, без них нам не обойтись, и перестанут ссориться между собой.
( После названия всех падежей детьми, выставляю их по порядку).
- Посмотрите, какой падеж пропал?(Родительный).
-Куда же он делся?
-Ой, чьи это следы? Куда они идут?
(следы ведут к 1- ой парте ученика, карточки перевернуты: от, до, из, без, у для, около, с- по порядку вешаю на доску).
- Следы ведут к 1 – ой парте. Ну – ка ,…… , давай проверим, кто спрятался в твоём портфеле?
- А, вот ,он, Родительный падеж, видимо, хотел остаться у кого?
- На какие вопросы отвечает Родительный падеж?
- С какими предлогами употребляется? Давайте прочитаем хором ещё раз (2 раза).
- Так что же нового мы узнали о Родительном падеже?
-Откройте учебник, прочитайте правило на стр.76.
Ребята, а только ли с предлогами употребляется родительный падеж?
VI.Закрепление нового материала.
-На с. 78 найдите упр.64.
-Прочитайте задание.
(ответы на вопросы в упр.)
-Выпишите существительные в родит. падеже с разными предлогами.
- Прочитайте слова.
VII.Самостоятельная работа.
- У вас на столах лежат карточки с пословицами и поговорками о дружбе.
- Вместо точек вставьте слово друг и дружба по смыслу.
1) Старый ……… лучше новых двух.
2)………… крепка не лестью, а правдой и честью.
3)Крепкую ……..и топором не разрубишь.
4)Нет …….. –ищи, а нашёл – береги.
5)Легче …… потерять, чем найти.
- Прочитайте полученные пословицы и поговорки.
-В каких пословицах слово друг стоит в родит. падеже? Почему?
-Так что же, по-вашему, дружба?(ответы детей)
VIII.Итог урока.
- Как вы думаете, мы справились с нашей задачей? Помирили падежи?
-Как мы это сделали?
-Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали на уроке! Всем спасибо!
Урок окончен!