Род имён существительных.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Канакина В.П. , тетрадь на печатной основе
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
Метапредметные:
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение определять род существительных .
Ход урока
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас мои ребятишки, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. Настроение должно быть хорошее. Давайте улыбнёмся друг – другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.
Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная. На уроке мы продолжим разговор об имени существительном. Настроение хорошее?
Значит, можно идти в гости. А чтобы узнать к кому мы пойдём в гости, отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица,
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром. (зима)
- Ребята, Зима живёт далеко в лесу. Чтобы до неё добраться, нужно преодолеть много препятствий. Вы готовы к трудностям? Отправимся в путь?
Чистописание.
Но чтобы отправиться в путь, проведём минутку чистописания.
Быстро справиться с заданием, поможет пальчиковая гимнастика.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Запись числа и классной работы.
(письмо чистописания)
Л л Ла ле
Луна лисица
Луна – это спутник Земли.
2. Актуализация знаний.
В царство зимы мы тихо входим.
Вот зимний лес…
В него заходим…
(Запись под диктовку)
Река Волга, друзья, город Саранск, улыбка, коза Милка, ребята, Алексей Толстой, ёршик.
Назовите орфограммы в этих словах.
Игра «Да – нет»
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Работа с таблицей. (Вспомните, что знаете об имени существительном)
3. Самоопределение деятельности.
Продолжаем путешествовать по зимнему лесу.
Синеют синие дали.
Птицы на склоне холма
Нам слова написали.
- прочитайте слова
ПЕНАЛ, РУЧКА, МЫЛО
- Что объединяет эти слова? ( они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? Что? Это имена существительные.)
- Чем отличаются эти слова?
(Учитель берёт пенал ученика)
- Чей пенал? Запишите . (Пенал мой)
- Подчеркните слово мой.
- Какой он? Запишите. (Он красивый)
- Подчеркните слово он.
-Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой.
Это имена существительные мужского рода.
(Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода).
- Чем же отличаются слова: пенал, ручка, мыло?
Сформулируйте тему урока.
4. Физкультминутка на дыхание.
5. Работа по теме урока.
- Работа с правилом.
Работа с таблицей.
6. Закрепление нового материала.
1.Работа в парах. Найти лишнее слово.
- зайчик, грач, гнездо, снег.
- корова, фиалка, зима, берег.
- пальто, озеро, книга, солнце.
7. Контроль и оценка.
- Ребята, Зима хочет проверить, запомнили ли вы материал.
- Какого рода бывают имена существительные?
- Какими словами можно заменить слова мужского рода?
- Какими словами можно заменить слова женского рода?
- Какими словами можно заменить слова среднего рода?
8. Рефлексия
А какое задание было наиболее трудным?
-Почему?
Самооценка.
Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе
1 2 3 4 5
9. Домашнее задание.
-
10. Итог урока.
- зайчик, грач, гнездо, снег.
- корова, фиалка, зима, берег.
- пальто, озеро, книга, солнце.