Конспект логопедического занятия по теме: «Род имен существительных»
Цели:
- Познакомить со словоизменением существительных по родам
-Научить согласовывать местоимения (ОН мой, ОНО моё, ОНА моя с существительными)
-Развивать зрительное внимание, логическое мышление
Ход занятия
1.Орг. момент. Приветствие детей.
На столах в 2 конвертах слова
Болеть,мыло,одеть,мыть
Ехать,выйти,мальчик,шуметь.
Ребята, отложите в каждом конверте лишнее слово (мальчик, лес)
Почему они лишние?
Ответ детей….. «Эти слова обозначают предмет, остальные-действия»
На какие вопросы они отвечают?
Ответ детей «кто,что?»
Как называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто,что»?
Ответ «Имя существительное»
А теперь с этими словами немного поиграем.
Мальчик-один,а много ?(мальчики),лес-один, а много?-леса
Слово мальчик какого рода? (мужской)
Слово лес? (мужской)
Ребята, значит, слова-существительные могут быть одушевленные и неодушевлённые и разного рода.
2.Основная часть
Сегодня мы и поговорим о родах имен существительных.
Помогут нам таблички со словами-помощниками(детям раздаются таблички )
ОН
(МОЙ)
ОНО
(МОЁ)
ОНА
(МОЯ)
Логопед называет слова, дети поднимают соответствующую табличку:
Кит,собака,море,стол,чайник,мама,озеро,зебра,окно,ваза,шкаф,конфета,зеркало,пылесос.
!Обращаю ваше внимание, чтобы узнать род имени существительного множественного числа, надо поставить его в форму единственного числа:
Реки-рекА (ж.р.,ОНА моя)
Океаны-океН (м.р,ОН мой)
Моря-морЕ (ср.р,ОНО моё)
Аналогичная работа с табличками, логопед называет слова во множественном числе, дети определяют род: «Зонты,шары,ручки,яйца,замки и т.д.)
Работа в тетради.
На доске вы видите предметные картинки. Ваша задача записать названия этих картинок и род.
Физминутка
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
1-2-3-4-5.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Ребята, на доске вы видите схему, в которую нам нужно занести названия предметов правильно. Слова: доска,кошка,дом,птица,пугало,заяц.
А теперь определим род этих слов.
3.Итог.
Вопросы логопеда. Что обозначают имя существительное, на какие вопросы отвечает, как изменяются существительные, родовые понятия.