СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока МХК "Художественная культура Индии"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока МХК "Художественная культура Индии"»

КУЛЬТУРА ВОСТОКА. (Слайд 1)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ИНДИИ.

Цели урока: изучение восточных цивилизаций, особенностей культуры и религии Индии.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объяснение нового материала

  1. Мотивация и целеполагание (Слайд 2) (Звучит индийская музыка)

  Ребята, по предложенным в презентации иллюстрациям, фото, музыкальному фрагменту, попробуйте определить, с культурой какой восточной страны мы познакомимся на сегодняшнем уроке. (Дети отвечают)

(Слайд 3)

  Действительно, сегодня мы с вами знакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем об особенностях развития индийской архитектуры, скульптуры, живописи, музыки и других видов искусства.

  1. Актуализация имеющихся у учащихся знаний по теме урока (Слайд 4)

- Что вы знаете о культурных традициях Индии? (Дети отвечают)

3. Введение в тему. (Слайд 5)

Известный английский писатель Марк Твен сказал: «Индия — колыбель человеческой расы, колыбель человеческой речи, мать истории, бабушка легенды и прабабушка традиций. Наши самые ценные и наиболее важные из материалов в истории человечества хранятся только в Индии!» Убедиться в правоте художника слова нам предстоит на уроке. Это подтверждают лишь некоторые достижения индийской культуры (Слайд 6):

  • Санскрит (древнейший индийский литературный язык)

  • Догадка о вращении Земли вокруг Солнца

  • Десятеричная система счисления

  • Родина понятий: «корень», «синус», «цифра», число Пи

  • Философские, этические учения

  • Богатейшая мифология

  • Различные религии: индуизм, буддизм, джайнизм, ислам, христианство

4.Рассказ учителя об основных религиях индиийцев. (Слайды 7-10)

5. Шедевры индийской архитектуры (Слайд 11)

* (Слайд 12) Главной достопримечательностью Санчи является первая в истории ступа (III век до н.э.) – погребальный холм. Ступа служила местом для хранения священных реликвий Будды. Согласно легенде, Будда сам объяснил, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Т.о., ступа для хранения останков Будды – массивная полусфера с квадратной оградой на вершине, украшенная по центру шестом. Полушария символизируют небесный свод, ограда - божественную гору Меру, шест с 3 каменными тарелками – мировую ось с небесными сферами. Ступу украшали кружевные ворота, рельефы, скульптура.

** (Слайды 13-14) Одним из древнейших видов буддийской архитектуры являются чайтьи (пещерные храмы для моления), вырубавшиеся в глубоких недрах скалистых гор. Чайтья в Карли – самый большой пещерный храм, расположенный на глубине 40 м. Его длина – 37.8 м, ширина-14.2 м, высота-13.7 м.

*** (Слайд 15) Храм Кайласанатха (Шивы)
в Эллоре (725-755гг) - архитектурный шедевр мирового значения, вершина скального зодчества Индии. Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. Храм посвящен богу Шиве.

**** (Слайд 16) Едва ли не древнейшими памятниками индийской культуры являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки. Знаменитая скульптура львов венчала колонну.

***** (Слайды 17-18) Мавзолей Тадж-Махал построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Тадж-Махал считается лучшим примером архитектуры стиля Мугал, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире.

Храм во имя любви

Принц Кхуррам сидел на террасе дворца Арам-бега, задумчиво смотрел на плывущие в небе облака и пытался запомнить 21 суру Корана. Его любимая сестра Гюли играла в куклы с Арджуманд, дочерью первого министра. Как вдруг Арслан, огромный, рыжий и лохматый пес садовника, сорвавшись с цепи, понесся к беседке, где играли девочки. Кхуррам не успел осознать всю меру опасности, как тоненькая Арджуменд заслонила испуганную Гюли и, раскинув руки, молча ждала приближения грозного пса. Когда принц подбежал, нарушитель спокойствия поспешил отбежать в сторону. Стало понятно, что Арслан и не собирался ни на кого нападать, он просто обрадовался неожиданной свободе. Гюли уже весело смеялась, а Арджуманд неожиданно расплакалась, уткнувшись в плечо принца. После этого происшествия принц понял, что эта девочка значит для него очень много. Он стал чаще бывать во дворце первого министра. Слава о мудрой не по годам Арджуманд Банно Бегум распространилась по всей Индии. Ее руки добивались многие, но свое сердце девушка отдала Кхурраму. Однако, согласно традиции и статусу наследника престола, принц обязан был жениться на персидской принцессе. К счастью для влюбленных, ислам разрешал многоженство, поэтому они могли соединиться в браке. Но это произошло не скоро. Мумтаз-Махал (так назвал свекор свою невестку, что означает «высокая избранница дворца») стала для мужа незаменимой помощницей и верным другом. Шах-Джахан доверял жене и назначил ее хранительницей главной государственной печати.

Она оказалась замечательной матерью. Дети рождались один за другим, но состояние беременности не мешало Мумтаз сопровождать мужа во всех его походах. 14 раз рожала Мумтаз, 9 детей выжили и выросли до зрелого возраста. Особенно любил Шах-Джахан младшую дочь, Джаханару, заботу о которой жена поручила ему на смертном одре.

Согласно легенде, когда Мумтаз поняла, что умирает, она обратилась к мужу с просьбой построить для нее красивый мавзолей и не искать другую жену. Шах-Джахан поклялся исполнить просьбу любимой жене.


Восемнадцать лет счастья подарила Мумтаз-Махал мужу, столько же времени ушло на постройку усыпальницы для любимой. Шах-Джахан мечтал возвести на другом берегу Джамны мавзолей из черного мрамора для себя, который бы был точной копией Тадж-Махала. Однако казна была опустошена, и черный мавзолей так и не был построен. Занявшись возведением мавзолея, Шах-Джахан считал это дело главным в своей жизни. В 1657 он тяжело заболел, чем воспользовался его сын Аурангзеб, который арестовал отца и заключил его в Агру, в Красный Форт под арест. Аурангзеб захватил престол и 9 лет продержал отца взаперти. Тяжело было Шах-Джахану смириться с жестокостью сына. Единственным утешением для него было то, что из его покоев был виден Тадж-Махал. Тадж-Махал прекрасен в любое время суток. Это скорбный реквием и возвышенный гимн великой любви. Шах-Джахан пригласил в Агру самых лучших архитекторов. Приехали мастера из Турции, Самарканда, Бухары, Шираза и Дамаска. Судя по старинной легенде к строительству дворца были привлечены европейцы: венецианцы и французы, но, к сожалению, их подлинные имена неизвестны. Деревянная модель была выполнена по проекту персидского архитектора Мохаммеда Иса Кхана. Он же и возглавил строительство. Легенда гласит, что когда работа была завершена, Шах-Джахан приказал отрубить правую руку главному архитектору, чтобы никогда и никто не мог повторить этот шедевр.

Вначале на берегу Джамны была сложена массивная платформа из плит красного песчаника. Только потом начались работы по возведению самого мавзолея, мечети и дома для паломников. С южной стороны был разбит большой парк. Весь комплекс зданий и парк были обнесены стеной с ажурными аркадами. В центре каждой стены – ворота. К мавзолею ведут строгие и прямые, как стрелы, аллеи парка. Осью парка стал оросительный канал с устроенным посередине мраморным бассейном квадратной формы. В бассейне росли лотосы, плавали заморские рыбки, а по берегам прогуливались павлины и другие экзотические птицы. Стражники были одеты в белые одежды, им предписывалось охранять сад от хищных птиц, а дворец от грабителей.

****** (Слайд 19) Кандарья Махадева - крупнейший и наиболее украшенный индуистский храм.

******* (Слайд 20) Пещерные монастыри в Аджанте - преимущественно буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами.

6. Искусство индийской живописи (Слайд 21)

Вершиной древней индийской живописи считается оформление пещер Аджанты. До нас дошла лишь стенопись, станковых картин не сохранилось ни одной, хотя в литературных источниках имеются свидетельства о существовании таковой. В стенописях Аджанты во всей красе предстает изумительно богатая и яркая картина жизни Индии того времени. На картинах множество видов городов и их жителей, природы и удивительных памятников архитектуры. Сцены народной жизни в эпоху правления Гуптов, народные предания и легенды сплелись в увлекательное повествование, написанное с удивительным мастерством и пониманием искусства стенописи. Живопись Аджанты насквозь пронизана духом любви к человеку, природе и своей стране. В стенописи преобладают многофигурные жанровые сцены со сложной композицией. Художники использовали всего несколько цветов: белый, синий, желтый, зеленый, красный, черный и преобладавший над всеми красновато-коричневый. Особый ритм расположения фигур объединяет все изображения в единое целое. Очень выразительна передача поз, движений, жестов, тонко раскрыт внутренний мир людей.

Аджантские росписи можно разделить на орнаментальные (изображения птиц, животных, цветов, мифологических персонажей); эмоционально-экспрессивные (сцены, рассказывающие о ключевых событиях жизни Будды и бодхисатв); повествовательные.

Рисунок наносился на сухую основу стен, потолков и колонн темперой. Краски изготавливались из местных минералов и растений. Художники должны были заботиться о правильном воспроизведении форм и внешнего вида, о правильных пропорциях, о передачи действий и эмоций, о придании фигурам грациозности, о сходстве с оригиналом, о правильном сочетании красок. Большое значение придавалось игре светотени.

Росписи пещерных храмов Аджанты, благодаря глубине их содержания и оригинальному исполнению, продолжают волновать современного человека. В 30 пещерных храмах Аджанты были нарисованы сотни сцен и тысячи персонажей. До настоящего времени сохранились очень немногие.

С приходом мусульманства живопись не развивалась. Правители не поощряли живопись, поскольку Коран запрещал изображение живых существ.

(Слайд 22) Развивалась в Индии и миниатюрная живопись. Художники писали яичными красками и наносили их очень тонкими кисточками из коготков медведя или тигра. Т.о., их работа напоминала искусство ювелиров.

7. Музыкальное и театральное искусство Индии. (Слайд 23)

Музыка. (Слайд 24) Классическая музыка берёт своё начало от священных книг - «Вед», создававшихся в течение тысячелетия ( с 1500 по 500 г до н.э.) В основе индийской музыки лежит рага, что в переводе означает «страсть, цвет, привязанность»

(Слайд 25) Дарбу́ка - индийский ударный музыкальный инструмент. Ситар - многострунный индийский музыкальный инструмент.

Театр. (Слайд 26) Оно восходит к глубокой древности. Миф о происхождении театра излагается в первой главе «Натьяшастры» - старейшего в мире трактата, подлинной энциклопедии театрального и танцевального искусства. Согласно легенде, бог войны Индра попросил создателя Брахму придумать развлечение, которое понравилось бы всем людям: монахам и воинам, купцам и крестьянам. Это и оказался театр. После долгих раздумий Брахма сформулировал главные задачи театрального представления: поучать и развлекать.

(Слайд 27) Рождение танцевального искусства в Индии носит религиозный характер и зародилось в глубокой древности около 5тыс. лет назад. Считается, что мир был создан танцующим богом Шивой и в храмах танец играл роль молитвы. Танец являлся своеобразным безмолвным общением языком движений и жестов в котором присутствовали выражения слов, чувств эмоций.

8. Индийские литературные памятники. (Слайд 28)

Главные эпические произведения древних индийцев – поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

«Махабхарата» («Великая война потомкам Бхараты») рассказывает о борьбе за царский трон. Перед нами стычки отдельных воинов и массовые сражения, любовь и злоба, преданность и коварство, верность и предательство, боги и люди, философия и религия. Каждое новое поколение что-то добавляло к основному сюжетному стержню поэмы, она разрасталась и превратилась в гигантскую энциклопедию, вобравшую в себя мудрость народа, его жизненный опыт, нравственное и философское кредо.

В центре сказания война между братьями – злым Дуройодханом и добрым и честным Юдхиштхирой.»Непобедимые, оба оба они по красоте и блеску были подобны солнцу и луне, оба были охвачены яростью, и каждый из них жаждал убить другого»; «Люди, боги, демоны и все существа на земле пришли в волнение. Вселенная разделилась на два лагеря…» - говорится в поэме. Здесь богиня любви и счастья Лакшми, здесь боги и демоны – ракшасы «с глазами цвета красной меди». Страшный Шива – «разрушитель Вселенной», его грозная супруга Дурга, желтоглазая сестра Кришны, бога войны, бог смерти Яма. Бог солнца Сурья и сам бог-вседержитель Брахма.

Второе эпическое сказание индийской древности «Рамаяна» («Деяния Рамы»), главная тема которого – любовь и верность, а главные герои – Рама и его прекрасная супруга Сита. Рама – юный принц. Ему должна бы перейти власть от царя Дашарахта, но мешает злая воля недобрых людей. В события вмешиваются многочисленные демоны (ракшасы и злое десятиглавое чудовище Равана, похитившее Ситу. Много встречается преград на пути двух любящих сердец. Но сказка никогда не заканчивается поражением героя. Бог войны Индра вручает Раме волшебную стрелу, с помощью которой герой и убивает чудовище. С гибелью Раваны на земле воцаряется мир и спокойствие. Сита возвращается к супругу. Но Рама колеблется принять ее, ведь ее касался взор Раваны. Неутешная Сита решает сжечь себя на костре. Но совершается чудо, сам бог огня Агни выносит Ситу из пламени невредимой. Сита чиста. Главная миссия Рамы заключалась в освобождении людей от скверны.

Таким образом, в эпических произведениях индийцев соединены мифологические элементы, сказочные чудеса, эстетически воплощаются разные чувства и идеи.

III. Итог урока.

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, “страной мудрецов”.



Домашнее задание: записи









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!