СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Риторика: искусство слова. Внеурочный курс для обучающихся 7 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Риторика: искусство слова. Внеурочный курс для обучающихся 7 класса»









Рабочая программа

внеурочного курса «Риторика: искусство слова»

7 класс














Разработчик: Малютина Мария Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

















Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочному курсу «Риторика: искусство слова» для обучающихся 7 класса.

Главными целями изучения внеурочного курса «Риторика: искусство слова» являются:

- освоение обучающимися различных видов речевой деятельности и основ культуры устной и письменной речи, основ культуры речи и риторики, имеющих значение в повседневной жизни для практического применения;

- формирования умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, приобретение первичного профессиональ­ного опыта и начальной профессиональной ориентации;

- повышение речевой культуры и культуры общения школьников;

- создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности.

Данная цель направлена на решение следующих задач:

1. Формировать у учащихся представления о культуре речи и риторики как особой форме освоения информа­ционного пространства, практические умения по созданию школьного печатного издания.

2. Развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью, творческие и интеллектуальные способности обучающихся.

3. Воспитывать у школьников интерес к языку, осознанное отношение к культуре речи и риторики как необходимым областям знания при социализации и в профессиональной деятельности.

4. Способствовать формированию у обучающихся навыков совместной деятельности, активной жизненной позиции, потребности в постоянном повышении информированности.

Общая характеристика внеурочного курса «Риторика: искусство слова»

Риторика является практико-ориентированным предметом, входит в образовательную область «Филология» и выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в различных сферах деятельности. Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия, теории общения и других смежных наук.

Содержание программы внеурочного курса «Риторика» построено с учётом реализации практического аспекта, что позволяет обучающимся применять полученные теоретические знания в конкретных практических ситуациях (изучение общественного мнения по какому-либо актуаль­ному вопросу школьного сообщества посредством изученных жанров, сбор материалов для школьного печатного издания).

Основной направленностью изучаемого курса является формирование коммуникативно-риторических умений и навыков двух типов:

- умения анализировать и оценивать общение (степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

- умения общаться с учётом коммуникативной ситуации;

Риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества».

Программа рассчитана на учащихся, заинтересованных в освоении культуры речи и риторики. Она ориентирована на приме­нение широкого комплекса знаний по изучаемым базовым дисциплинам (литература, русский язык, история, география).

Планируемые результаты освоения обучающимися внеурочного курса «Риторика: искусство слова»

Личностные результаты:

- понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории;

- наличие осознанного уважительного отношения к языку как средству комму­никации;

- наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого обще­ния, выражения собственного мнения и собственной позиции;

- осознание важности основ риторики и культуры речи как особой формы освое­ния информационного пространства;

- наличие интереса к риторике и культуре речи , желания заниматься ей, реализовывать собственные возможности и способности в издательском деле в процессе вы­пуска печатного издания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

- умение ставить и аде­кватно формули­ровать цель деятель­ности, пла­нировать последова­тельность действий, корректи­ровать её, осу­ществ­лять самооценку;

- умение самостоя­тельно оп­ределять усло­вия и пути для достиже­ния целей деятельно­сти.



Коммуникативные

- умение понимать ин­фор­мацию устного и письмен­ного сообще­ния;

- умение создавать устные и письменные тексты разных публици­стических жанров с учё­том ситуации обще­ния;

- умение пра­вильно излагать собствен­ные мысли в устной и пись­менной форме, соблю­дать нормы построения текста;

- умение осуществлять речевой са­моконтроль в практике ре­чевого об­щения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания.

Познавательные:

- способность извле­кать информацию из раз­лич­ных источников СМИ, ресурсов Интер­нета, перерабатывать её, систе­матизировать;

- умение формулиро­вать проблему, выдвигать ар­гументы.

Содержание внеурочного курса «Риторика: искусство слова»

№ п/п

Тема

Количество часов

Содержание

Характеристика основных видов деятельности обу­чающихся

1

Вводные занятия. Модель речевой ситуации. Компоненты: Где? Когда мы общаемся?

3

Составляющие модели речевой ситуации, воспроизведение данных учителей речевых ситуаций по заданной схеме, составление алгоритма работы.

Составление вопросов по изученным темам, взаимо­опрос, работа с электрон­ным тренажёром, состав­ленным учителем, разра­ботка опорной схемы «Модель речевой ситуации», уст­ные сообщения на заданные темы, викторина по изучен­ным в прошлом году поня­тиям.

2

Виды общения. Личное – публичное, их особенности

3

Особенности общения, роль общения в жизни, специфика видов общения, определение личного и публичного общения.

Работа в парах: сбор мате­риалов о проведении лице­истами летних каникул, о новых знакомствах, о роли общения, сообщения об особенностях общения, работа по алгоритму.

3

Практикум «Совершенствуем свой голос. Что мешает голосу «летать»».


Понятия голоса и его составляющих: чистоте, высоте, полетности и т.д., отработка заданий на определение и совершенствование полетности голоса

Работа с дополнительным материалом, тренировка голоса, голосовая разминка, тезирование статьи учебника.

4

Контакт начинается со взгляда. Помощники слова – взгляд, улыбка.


История появления контактов между группами людей, отличительные признаки контакта и общения, контакт как составляющая общения. Значение улыбки и взгляда при контакте.

Работа в группах: налаживание контакта друг с другом без слов, инсценировка ситуаций, предложенных обучающимися, сообщения на заданные темы.

5

Типы информации


Роль информации в жизни человека, сбор, обработка и хранение информации, особенности типов информациию.

Просмотр видеоматериала об истории появления информации, о ее видах. Изучение на основе дополнительной литературы требований к разным типам информаций.

6

Практикум «Определение, правила, описательная характеристика».


Основные требования к описательной характеристики предмета и человека, составление описательной характеристики предмета по выбору учащихся.

Работа с текстами художественной литературы. Составление описательной характеристики предметов и людей (по усмотрению учащихся).

7

.Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки речи. Риторика уважения. Знакомство.


Возможности коммуникативной функции речи, вычленение достоинств и недостатков речи, этика при общении коммуникантов. Знакомство как вид межличностного общения.

Составление опорного конспекта на основе рас­сказа учителя, разработка рекомендаций по совершенствованию речи. Работа с голосовыми данными.

8

Практикум «Совет. Советы бывают разными. Вежливое возражение».


Составление советов по предложенным темам и ситуациям. возражение как форма отказа от совета или несогласия с ним. Этика при возражении.

Работа с дополнительной литературой, краткое конспектирование статьи учебника, составление советов по предложенным темам

9

.Редактирование. Этапы редактирования. Культура цитирования. Основные правила.


Основные задачи редактирования, его этапы. Понятие «редактор», его задачи, объект редактирования. Использование цитата в устной и письменной речи, правила оформления цитат.

Работа с дополнительной литературой, составление опорной блок-схемы, редактирование текстов.

10

.Практикум «Особенности делового стиля. Составление деловых бумаг».


Понятие «деловой стиль», отличительные черты делового от других стилей речи. Правила составления деловых бумаг, работа с деловыми бумагами: анализ, составление.

Анализ деловых бумаг разного вида, составление деловых бумаг по аналогии.

11

Практикум «Типы вопросов: уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные».


Вопрос как способ найти ответ на существующие проблемы. Типы вопросов. Составление вопросов разных типов.

Работа в парах: аналити­ческая работа с дополнительной литературой Состав­ление вопросов разных типов.

12

Понятие о поликодовом тексте, его особенности.


Определение «текста», «кода», «поликодового текста», анализ поликодового текста, работа с поликодовыми текстами.

Изучение дополнительной литературы по данной теме, составление сообщения о поликодовых текстах, анализ предложенных фотографий и картин.

13

Чужая речь в тексте. Что такое чужая речь, для чего нужна цитата?


Понятие чужой речи, ее значение в тексте, правила оформления чужой речи на письме. Составление предложений с чужой речью.

Индивидуальная работа: определение чужой речи в тексте и предложениях, составление схем чужой речи, повторение правил о знаках препинания при чужой речи.

14

Практикум «Информационные газетные журналы. Хроника. Заметка».


Разновидности газетных жанров. Отличие заметки от хроники. Работа по алгоритму с хроникой и заметками.

Изучение на основе до­полнительного материала особенностей газетных жанров, работа в парах –работа с хрониками, заметками, составление собственных заметок.

15

Практикум «Репортаж и репортеры».


Образ репортера в истории советско-российской журналистики, роль репортера в современности, составление репортажа «с места событий» .

Работа в группах: созда­ние образа репортера по дополнительным материалам, анализ просмотренных видеороликов, создание репортажа «с места события».

16

Итоговый урок. Подведение итогов.


Закрепление изученного, защита творческих проектов.

Работа в группах: защита творческих проектов.



Календарно тематическое планирование

п/п

Тема


Дата

1

Вводное занятие.


2

Модель речевой ситуации.


3

Компоненты: Где? Когда мы общаемся?


4

Виды общения.


5

Общение личное и публичное


6

Особенности видов общения


7

Практикум «Совершенствуем свой голос. Что мешает голосу «летать»».


8

Контакт начинается со взгляда.


9

Помощники слова – взгляд, улыбка.


10

Типы информации


11

Типы информации


12

Типы информации


13

Практикум «Определение, правила, описательная характеристика»


14

Практикум «Определение, правила, описательная характеристика»


15

Коммуникативные качества речи. Риторика уважения


16

Достоинства и недостатки речи. Знакомство.


17

Практикум «Совет. Советы бывают разными. Вежливое возражение»


18

Практикум «Совет. Советы бывают разными. Вежливое возражение»


19

Редактирование. Этапы редактирования


20

Культура цитирования. Основные правила.


21

Практикум «Особенности делового стиля. Составление деловых бумаг»


22

Практикум «Особенности делового стиля. Составление деловых бумаг»


23

Практикум «Типы вопросов: уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные»


24

Практикум «Типы вопросов: уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные»


25

Понятие о поликодовом тексте, его особенности.


26

Понятие о поликодовом тексте, его особенности.


27

Чужая речь в тексте. Что такое чужая речь, для чего нужна цитата?


28

Чужая речь в тексте. Что такое чужая речь, для чего нужна цитата?


29

Практикум «Информационные газетные журналы. Хроника. Заметка»


30

Практикум «Информационные газетные журналы. Хроника. Заметка»


31

Практикум «Информационные газетные журналы. Хроника. Заметка»


32

Практикум «Репортаж и репортеры»


33

Практикум «Репортаж и репортеры»


34

Практикум «Репортаж и репортеры»


35

Итоговый урок. Подведение итогов.



Всего: 35 часов, из них практи­кумов - 15

Свободные образовательные Интернет-ресурсы

№ п/п

Наименование

1.

http://philology.ruslibrary.ru. Электронная библиотека специальной филологической литера­туры

2.

http://www.orator.biz/library/books/uchebnik_ritoriki/. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями.

3.

http://www.ritorika.ru/. О риторике.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!