Ритм в дизайне костюма
Виды ритма
Преподаватель спецдисциплин ГБПОУ Колледж легкой промышленности, член ТСХ России, Косачева Т.Л.
Ритм —с греч. — соразмерность, стройность, такт
Ритм —это равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей.
Ритм всегда подразумевает движение. Ритм может быть активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным.
Ритм в природе - в дыхании живых организмов, биении сердца, строении кристаллов, в движении времени, смене дня и ночи, времен года, приливов и отливов, в движении волн и т. д.
В прикладном искусстве на определенном ритме строят орнаменты вышивок, рисунки на тканях.
В композиции костюма ритм является одним из средств связи в единое целое всех частей формы.
В костюме закономерность ритмического построения может проявляться:
- в линиях силуэта,
- в элементах конструкции ,
- в декоративных элементах,
- в цветовом сочетании .
По способу организации ритм в костюме может быть пяти видов:
- горизонтальный
- вертикальный
- спиральный
- диагональный
- радиально-лучевой
Последние три вида придают форме впечатление стремительного движения.
Виды ритмов в одежде:
1) Простой равномерный ритм - заключается в закономерном, последовательном чередовании одинаковых по форме, размеру и цвету элементов композиции и их интервалов (метрический ритм, метр)
Он может проявляться по-разному: • в повторяемости форм и элементов, при которой интервал является границей членения формы
• в повторяемости форм с сохранением равных интервалов между ними.
2)Пропорционально-последовательный ритм – более сложная закономерность повторения элементов форм и интервалов между ними с пропорциональным их увеличением или уменьшением
3) Ритмическое построение на основе симметрии.
Такое построение можно видеть в симметричном относительно центральной оси расположении декоративных линий, деталей и элементов отделки - карманов, клапанов, хлястиков, складок, а также в расположении пуговиц двубортной застёжки
4) Радиально-лучевой ритм – это когда ритмические элементы берут начало из одного места.
Выделяют 2 вида радиально-лучевого ритма:
• простая равномерная закономерность – чередование однородных и равных по величине линий, берущих начало в одном месте (веер, складки на юбке “солнце”, плиссе); • прогрессирующий радиально-лучевой ритм, закономерность которого проявляется в расположении различных лучеобразных драпировок
5) Ритмические построения, совмещающие различные виды ритмов.
Под такими построениями подразумевают соединение в одной и той же композиции различных видов ритма, взаимно увязанных и подчинённых один другому. Нельзя перегружать одежду разнообразными ритмами – нарушается целостное восприятие композиции.
Ритм может быть спокойным и беспокойным , может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали.
Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства.
Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.
Эскизы костюмов с метрическим повтором элементов
Эскизы костюмов с метрическим повтором элементов
Веерный ритм линий
Диагональный ритм линий
Создание ритма с помощью изменения толщины и расстояния между линиями
Ритм может быть крайне простым – при повторении одинаковых фигур с равными паузами.
Усложнения ритма можно добиться, по-разному чередуя элементы и паузы.
С ритмом неразрывно связано в орнаменте представление о движении. Это связано с тем, что повторяемость фигур воспринимается сознанием последовательно, как бы развёртывается во времени.
Лучевой ритм
комбинированный
лучевой
радиальный