Тема урока: Решение задач с помощью уравнений
Класс: 5А
Дата: 10.10.2016г
Цель урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Личностные:
Регулятивные:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
развивать творческие способности учащихся;
развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
развивать умение сотрудничать при решении учебных задач.
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
добывать новые знания;
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности;
извлекать из математических текстов необходимую информацию.
Оборудование: доска, мел, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, карточки задания
План урока:
Организационный момент
Устный счёт
Определение темы урока
Изучение нового материала
Физминутка
Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа
Подведение итогов
Домашнее задание
Тип урока – урок изучения нового материала, с использованием ИКТ технологий.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, взаимопроверка.
Ход урока:
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Ребята все готовы к уроку? А с каким настроением вы пришли на урок?
У вас на столах лежат смайлики. Покажите какое у вас настроение?
- Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи и с хорошим настроением начнём наш урок.
Устный счёт (слайд 1)
- Посмотрите на экран что это записано?
- Ответы учащихся
- А что называется уравнением?
- Ответ учащихся: уравнением называется равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
- Что значит решить уравнение?
- Ответы учащихся: решить уравнение значит найти все его корни или убедиться что уравнение не имеет ни одного корня.
- Что называют корнем уравнения?
- Ответы учащихся: корнем уравнения называется значение буквы, при котором, из уравнения получается верное числовое равенство)
х + 17 = 60 а – 51 = 60 у + 52 = 70 с – 43 = 81 100 – у = 62 | 59 + х = 59 78 – а = 78 а + 45 = 45 х – 0 = 82 70 – с = 68 |
- Назовите номера уравнений, в которых надо найти слагаемое? (1,3,6,8)
- Как его найти? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое)
- В каких уравнениях неизвестно уменьшаемое? (2,4,9)
- Как его найти? (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность)
- В каких уравнениях надо найти вычитаемое? (5,7,10)
- Как его найти? (Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность)
- Найдите корни уравнений
Определение темы урока. (Слайд 2)
Решите задачу:
В корзине было несколько яблок. После того как в неё положили ещё 15 яблок, их стало 65. Сколько яблок было в корзине?
- Ответы учащихся
- А как ещё можно решить задачу?
- Ответы учащихся
-Уравнением можно решить задачу? Мы с вами умеем решать задачи уравнением?
-Ответы учащихся
-Значит сегодня на уроке мы будем учиться составлять уравнения к задачам и решать эти задачи.
На доске записывается тема и цель урока.
Изучение нового материала.
В математике много задач, которые удобнее решать не арифметическим, а алгебраическим способом, т.е. с помощью составления уравнений. При решении задач способом составления уравнения чаще всего буквой следует обозначать то, что требуется найти в задаче.
- Давайте с вами попробуем решить данную задачу уравнением
Разбор задачи:
- О чем говорится в задаче?
- Что нам неизвестно?
- Яблок стало больше или меньше?
- Какое можно составить уравнение?
Решение задачи записывается учителем на доске, а учащиеся в тетради.
Было | Добавили | Стало |
х | 15 | 65 |
Решение:
х + 15 = 65
х= 65 -15
х= 50
50 – яблок
Ответ: 50 яблок было в корзине.
Карточка №1 (работа в парах)
В канистре, где был бензин, перед поездкой, долили еще 10 л. Во время поездки было израсходовано 12 л бензина, после чего в канистре осталось 32 л. Сколько литров бензина было в канистре первоначально?
Разбор задачи. И запись её решения на доске и в тетрадях учащихся.
Если в задаче неизвестны значения каких-либо величин, но известна зависимость между ними, то задачу можно решать с помощью составления уравнения. Для этого необходимо ввести переменную и составить уравнение.
Решение.
Составим таблицу:
Было | Долили | Израсходовали |
х | 10 | 12 |
Составим уравнение:
(х + 10) -12 = 32
(х + 10) = 32 +12
х + 10 = 44
х = 44 -10
х= 34
34 -литра
Ответ: 34 литра бензина было.
Ребята, каким образом поступают при решении задач с помощью уравнений?
Обозначают некоторое неизвестное число буквой, и, используя условие задачи, составляют уравнение.
Решают уравнение.
Истолковывают полученный результат в соответствии с условием задачи.
Физминутка.
Или
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Закрепление изученного материала (карточка №2)
№1. В автобусе было несколько пассажиров. После того как на остановке вышло 9 пассажиров, в автобусе осталось 42 пассажира. Сколько пассажиров было в автобусе первоначально?
Было | Вышло | Осталось |
х | 9 | 42 |
Решение:
х – 9 = 42
х = 42 + 9
х = 51
51 – пассажир
Ответ: 41 пассажир был в автобусе первоначально.
№2 Аня задумала число. Если к этому числу прибавить 15 и от полученной суммы отнять 13, то получится 58. Какое число задумала Аня?
Решение:
(х + 15) -13 = 58
х + 15 = 58 +13
х + 15 = 71
х= 71 – 15
х = 56
Ответ: Аня задумала число 56.
Проверка решения. (Слайд 3-4)
- Обменяйтесь тетрадями и сверьте решение в тетради и на экране
Самостоятельная работа
Составьте уравнение по задаче (карточка № 3):
1.В книге 50 страниц. После того как Оля прочитала несколько страниц, ей осталось прочитать ещё 17. Сколько Страниц прочитала Оля? | 50 – х = 17 |
2. На двух машинах вместе 32т груза. На одной машине 18т. Сколько груза на второй машине? | х + 18 =32 |
3. В автобусе было несколько пассажиров. После того как на остановке вышло 8 человек, в автобусе осталось 37 пассажиров. Сколько пассажиров было в автобусе первоначально? | х – 8 = 37 |
4. Я задумала число. Если его увеличить на 21, то получится 90. Какое число я задумала? | х + 21 = 90 |
5. При уменьшении 76 на это число получилось 64. На сколько уменьшили число 76 ? | 76 – х = 64 |
Проверка полученных уравнений (Слайд 5 )
- Ребята поднимите руки кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы! А остальным надо будет ещё потрудиться!
Рефлексия (Слайд 6 )
- Наш урок подходит к концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями и сегодняшнем уроке. Вам для этого помогут слова (если хотите одним предложением):
- Я узнал…..
- Я научился…..
- Я увидел….
- Я сначала испугался, а потом…
Подведение итогов урока
Домашнее задание (Слайд 7)
Придумайте задачу , которая бы решалась уравнением. Напишите текст задачи, занесите данные в таблицу и решите её.
Или № 396 (а, б) № 397 (б)
- Всем спасибо за урок! Покажите с каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите смайлик. Урок окончен!
11