СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач по химическим уравнениям

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

в методическом пособии рассмотривается решение задач химическим  уравнениям, еслиодно из реагирующих веществ дано в избытке. имеется алгоритм решения задач такого типа, задачи для самостоятельного решения. Пособие будет полезно учителям и ученикам

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по химическим уравнениям»

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ «ВЫЧИСЛЕНИЕ МАССЫ ПРОДУКТА РЕАКЦИИ, ЕСЛИ ОДНО ИЗ ИСХОДНЫХ ВЕЩЕСТВ ВЗЯТО В ИЗБЫТКЕ».

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

«ВЫЧИСЛЕНИЕ МАССЫ ПРОДУКТА РЕАКЦИИ, ЕСЛИ ОДНО ИЗ ИСХОДНЫХ ВЕЩЕСТВ ВЗЯТО В ИЗБЫТКЕ».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Предоставляю Вашему вниманию материал по теме:  «Решение задач: расчеты по уравнениям химических реакций. Вычисление массы продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке». Данная тема изучается в 9 классе. Материал сложный не только с точки зрения теории химии, но и с точки зрения методики его преподавания. Хочу отметить, что данная тема обычно тяжело усваивается учащимися. Решение задач строится по принципу «от простого к сложному».  Представленная тема включает в себя решение одних из самых сложных задач школьного курса по химии. Надеюсь, что предложенное объяснение алгоритма решения задач поможет молодым специалистам, учителям со стажем при подготовке к урокам, а так же школьникам в самостоятельном изучении данного материала.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Предоставляю Вашему вниманию материал по теме:
  • «Решение задач: расчеты по уравнениям химических реакций. Вычисление массы продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке». Данная тема изучается в 9 классе. Материал сложный не только с точки зрения теории химии, но и с точки зрения методики его преподавания.
  • Хочу отметить, что данная тема обычно тяжело усваивается учащимися.
  • Решение задач строится по принципу «от простого к сложному».
  • Представленная тема включает в себя решение одних из самых сложных задач школьного курса по химии. Надеюсь, что предложенное объяснение алгоритма решения задач поможет молодым специалистам, учителям со стажем при подготовке к урокам, а так же школьникам в самостоятельном изучении данного материала.
  •  
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ЕСЛИ ОДНО ИЗ ВЕЩЕСТВ ДАНО В ИЗБЫТКЕ   Запомни: Если даны вещества, то одно из них полностью расходуется, а другое дано в избытке.  Порядок решения задач Запишите кратко условие задачи. Запишите уравнение реакции. Над формулами веществ запишите данные по условию. Под формулами запишите данные, вытекающие из уравнения. Найдите, какое из данных веществ расходуется полностью.используйте «мольный фактор» (МФ). МФ= m вещества, которая дана по условию задачи  M ве-ва, необходимая по уравнению( с учетом коэфф.) Расчет ведем по веществу , взятому в недостатке, т.е. с меньшим значением МФ. Запишите ответ.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ЕСЛИ ОДНО ИЗ ВЕЩЕСТВ ДАНО В ИЗБЫТКЕ

  • Запомни: Если даны вещества, то одно из них полностью расходуется, а другое дано в избытке.
  • Порядок решения задач
  • Запишите кратко условие задачи.
  • Запишите уравнение реакции.
  • Над формулами веществ запишите данные по условию.
  • Под формулами запишите данные, вытекающие из уравнения.
  • Найдите, какое из данных веществ расходуется полностью.используйте
  • «мольный фактор» (МФ).
  • МФ= m вещества, которая дана по условию задачи
  • M ве-ва, необходимая по уравнению( с учетом коэфф.)
  • Расчет ведем по веществу , взятому в недостатке, т.е. с меньшим значением МФ.
  • Запишите ответ.
МФ ( H 2 SO 4 ) . Расчет ведем по веществу H 2 SO 4   212г Хл Na 2 SO 3 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + SO 2 + Н 2 О υ = 1 моль υ = 1 моль М = 106г/моль V m = 22,4 л/моль m = 106 г V = 22,4 л 4. Составим и решим пропорцию: : 212 г = х л х= 212 г *22.4 л =11.2л 106г 22.4л 106 г 4. Запишем ответ: 11.2 л SO 2 Найти: V ( SO 2 ) " width="640"

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ: СКОЛЬКО ЛИТРОВ ОКСИДА СЕРЫ ( IV ) ОБРАЗУЕТСЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ 212 Г СУЛЬФИТА НАТРИЯ С 1 МОЛЬ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ?

Дано: Решение

m ( Na 2 SO 3 ) = 212 г

n (H 2 SO 4 ) = 1 моль

1. 212 г 1 моль хл

Na 2 SO 3 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + SO 2 + Н 2 О

Найти: V ( SO 2 ) υ = 1 моль υ = 1 моль 1 моль

М = 106 г / моль

2. МФ ( Na 2 SO 3 )=212/106=2 МФ ( H 2 SO 4 ) =1/1=1

3. МФ ( Na 2 SO 3 ) МФ ( H 2 SO 4 ) .

Расчет ведем по веществу H 2 SO 4

 

212г Хл

Na 2 SO 3 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + SO 2 + Н 2 О

υ = 1 моль υ = 1 моль

М = 106г/моль V m = 22,4 л/моль

m = 106 г V = 22,4 л

4. Составим и решим пропорцию: : 212 г = х л х= 212 г *22.4 л =11.2л

106г 22.4л 106 г

4. Запишем ответ: 11.2 л SO 2

Найти: V ( SO 2 )

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:     1. Взяли 10 литров азота и 40 литров водорода. Сколько литров аммиака можно получить? Какой газ останется неиспользованным после реакции? 2. Какую массу диоксида серы можно получить из 19,2 г серы и 11,2 л. кислорода? 3. К раствору сульфата калия массой 17, 4 г. долили хлорид бария массой 36,4 г. Осадок отфильтровали. Какова масса образовавшегося осадка? 4. К раствору сульфата калия массой 20 г. долили хлорид бария массой 28 г. Осадок отфильтровали. Что останется в фильтрате? 5. К раствору сульфатной кислоты массой 24,5 г долили  23 г гидроксида натрия. Какая соль и какой массы образуется в ходе этой реакции?

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  •   1. Взяли 10 литров азота и 40 литров водорода. Сколько литров аммиака можно получить? Какой газ останется неиспользованным после реакции?
  • 2. Какую массу диоксида серы можно получить из 19,2 г серы и 11,2 л. кислорода?
  • 3. К раствору сульфата калия массой 17, 4 г. долили хлорид бария массой 36,4 г. Осадок отфильтровали. Какова масса образовавшегося осадка?
  • 4. К раствору сульфата калия массой 20 г. долили хлорид бария массой 28 г. Осадок отфильтровали. Что останется в фильтрате?
  • 5. К раствору сульфатной кислоты массой 24,5 г долили  23 г гидроксида натрия. Какая соль и какой массы образуется в ходе этой реакции?
6. К раствору серной кислоты массой 29,4 г долили 10 г гидроксида натрия. Какая соль и какой массы образуется в ходе этой реакции? 7. Цинк массой 32,5 г взаимодействует с  серой массой 24 г. Какая масса сульфида цинка образуется? Какое вещество взято в избытке? Определите массу избытка. 8. Найдите массу сероводорода, который образуется при взаимодействии 16 гсеры и 5,6 л водорода 9. Сероводород объемом 5,6 л сожгли в 11,2 л кислорода. Определите массы продуктов реакции. 10. В раствор серной кислоты в котором содержится 0,5 моль кислоты, опустили образец железа  массой 44,8 г. Рассчитайте объем образовавшегося газа.
  • 6. К раствору серной кислоты массой 29,4 г долили 10 г гидроксида натрия. Какая соль и какой массы образуется в ходе этой реакции?
  • 7. Цинк массой 32,5 г взаимодействует с  серой массой 24 г. Какая масса сульфида цинка образуется? Какое вещество взято в избытке? Определите массу избытка.
  • 8. Найдите массу сероводорода, который образуется при взаимодействии 16 гсеры и 5,6 л водорода
  • 9. Сероводород объемом 5,6 л сожгли в 11,2 л кислорода. Определите массы продуктов реакции.
  • 10. В раствор серной кислоты в котором содержится 0,5 моль кислоты, опустили образец железа  массой 44,8 г. Рассчитайте объем образовавшегося газа.
11. В раствор серной кислоты массой 60г и массовой долей 10% добавили 80 г 15% раствора гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшейся соли. 12. Серу массой 8 г сплавили с 10,5 г железа. Полученный продукт обработали избытком раствора соляной кислоты. Определите объем газа, который при этом может быть получен. 13. Серу массой 15 г сплавили с железом массой 30 г. Полученный продукт обработали избытком соляной кислоты. Образовавшийся газ сожгли в  кислороде, получив после охлаждения паров до 20 0 С жидкое и твердое вещества. Рассчитайте объем прореагировавшего кислорода и массы веществ, полученных в результате реакций горения.
  • 11. В раствор серной кислоты массой 60г и массовой долей 10% добавили 80 г 15% раствора гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшейся соли.
  • 12. Серу массой 8 г сплавили с 10,5 г железа. Полученный продукт обработали избытком раствора соляной кислоты. Определите объем газа, который при этом может быть получен.
  • 13. Серу массой 15 г сплавили с железом массой 30 г. Полученный продукт обработали избытком соляной кислоты. Образовавшийся газ сожгли в  кислороде, получив после охлаждения паров до 20 0 С жидкое и твердое вещества. Рассчитайте объем прореагировавшего кислорода и массы веществ, полученных в результате реакций горения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!