СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач на обработку одномерного массива

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Решение задач на обработку одномерного массива».

Аудитория: 11 класс

Цель урока:  использование стандартных методов обработки одномерных массивов для решения задач практикой направленности.

Тип урока: комбинированный урок.

Учебное оборудование: ПК, проектор, экран, приложение в виде презентации в MS Power Point  к уроку, раздаточный  материал.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок (конкурс)»

Решение задач на обработку одномерного массива

Аудитория: 11 класс

Цель урока: использование стандартных методов обработки одномерных массивов для решения задач практикой направленности.

Задачи урока:

1. Образовательная: совершенствование навыков составления алгоритмов и написания программ.

2. Развивающая: активизация познавательной, индивидуальной и групповой деятельности учащихся.

3. Воспитательная: умение работать самостоятельно и коллективно, чтобы иметь возможность участвовать в обсуждениях, вносить предложения и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный урок.

Учебное оборудование: ПК, проектор, экран, приложение в виде презентации в MS Power Point к уроку, раздаточный материал.

План урока

Организационно-психологический момент.

Актуализация знаний по теме “одномерные массивы”.

Обсуждение и применение приемов обработки одномерных массивов при решении задач из реальной жизни.

Подведение итогов, домашнее задание.

Ход урока

Доброе утро! Тема нашего урока: “ Решение задач на обработку одномерного массива(слайд 1).

Эпиграфом нашего урока может стать фраза: “Мало знать теорию – надо применять ее на практике» (слайд 2).

Решение большинства задач из нашей повседневной жизни требует организации данных в виде массивов.

Цель нашего урока: обобщить и закрепить теоретические знания обработки одномерных массивов при решении реальных задач и применить их на практике.

Прошу Вас ответить на несколько вопросов:

• Что такое одномерный массив?

• Индекс массива - это...?

• Размер массива - это...?

• Какие способы заполнения одномерных массивов вам известны?

• Какие алгоритмы обработки одномерных массивов вы знаете?

Перед вами алгоритм, представленный в виде программы (слайд 3)

Коллективное обсуждение следующих вопросов:

Какой способ заполнения исходного массива использован?

Какими числами заполнен массив?

Что будет выведено на экран?

Что бы Вы изменили в программе?

Попытайтесь сформулировать условие задачи, которая решается с помощью этой программы.

На ЕГЭ по информатике в задании части А предлагается предсказать результат выполнения программы на обработку одномерного массива. Но компьютера нет, и отлаживать программу приходится вручную.

Пример Задания из ЕГЭ (слайд 4).

1) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3) 10 9 8 7 6 6 7 8 9 10 (правильный ответ)

4) 1 2 3 4 5 5 4 3 2 1

Пояснение ответу (слайд 5).

3

Сначала массив заполняется числами от 1 до 10. Затем в цикле (i изменяется от1 до 5)происходит изменение первой половины массива на симметричную ей вторую половину. При этом второй оператор цикла ничего в массиве не меняет. Далее (изменение i от 6 до 10) массив не изменяется.

Пример Задания из ЕГЭ (слайд 6).

Чему будут равны элементы этого массива после выполнения

фрагмента программы?

1) 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

2) 11 12 13 14 15 15 14 12 13 11

3) 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11

4) 12 13 14 15 16 16 15 14 13 12(правильный ответ

Пояснение ответу (слайд 7).

4

Сначала массив заполняется числами от 20 до 11, по убыванию. Затем в цикле элементы с 9-го по 5-1 отражаются последовательно на элементы 1 – 5 и элементы с 10 – го по 6-й заменяются на начальные ( 1-5). Получаем: 12 13 14 15 16 16 15 14 13 12

Закрепим и проверим свои знания (раздаточный материал)

А сейчас мы попробуем применить наши знания алгоритмов обработки одномерных массивов при решении задач из реальной жизни.


Задача (слайд 8).:

На метеостанции в течение суток через каждые 2 часа измеряли значение температуры воздуха . Результаты измерений составили таблицу:

I

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

T

-2

-3

-4

0

3

4

5

6

7

8

9

7

5

Написать программу, которая сообщает:

  1. Среднюю температуру суток.

  2. Наибольшую и наименьшую температуру суток, номер измерения, когда они наблюдались.

  3. Количество измерений, при которых наблюдалась температура ниже средней.

  4. Количество измерений, при которых наблюдалась температура ниже нуля.

  5. Наблюдалась ли температура равная 10 градусам

  6. Температуру 7 измерения

Какие стандартные алгоритмы могут быть использованы при решении задачи?

    • Нахождение среднего значения элементов массива.

    • Нахождение количества элементов, удовлетворяющих заданному условию.

    • Нахождение номеров элементов, обладающих заданным свойством.

    • Определение максимального (минимального) элемента массива

Приступаем к решению задачи на компьютере. Условия задачи перед вами. Результаты заносим в таблицу.




Правильный ответ

Средняя температура суток


Наибольшая температура суток, номер измерения, когда она наблюдалась


Наименьшая температура суток, номер измерения, когда она наблюдалась


Количество измерений, при которых наблюдалась температура ниже средней


Количество измерений, при которых наблюдалась температура ниже нуля


Наблюдалась ли температура равная 10 градусам


Температура 7 измерения


Правильность полученных ответов можно проверить по таблице (слайд 9).

Оцениваем себя: ( «3» - 1-3, «4» - с 1 по 4, «5» - 5-6)

За 5 минут до окончания урока все возвращаются на свои места.

Задача решена.

Вы убедились на практике, что решение реальных содержательных задач требует не только теоретических знаний, но и умений применять эти знания на практике.

Домашнее задание:

1. Задача:

В семье 8 человек: две бабушки, 2 дедушки, мама, папа, сын и дочь. Составить программу, которая определяет:

- самого младшего и самого старшего члена семьи;

- количество членов семьи младше 35 лет;

- средний возраст семьи;

- количество членов семьи, возраст которых превышает средний возраст;

- есть ли дети младше 15 лет.

2 Задачи части С2 на обработку одномерного массива (2 любых задачи на обработку одномерного массива, электронный вариант, файл ЕГЭ С2. doc на ПК 2).


Желаю всем удачи в программировании!

5



Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»

Ответ: 1





Ответ: 4


Ответ: 3










Ответ: 4


Ответ: 3



Ответ: 1



Дополнительные задания:


  1. Дан целочисленный массив из 30 элементов. Элементы могут принимать значения от 0 до 100 ­– баллы, полученные на ЕГЭ. Опишите на русском языке или на одном из языков программирования алгоритм, который подсчитывает и выводит средний балл учащихся, сдавших экзамен (получивших оценку более 20 баллов). Гарантируется, что хотя бы один ученик в классе успешно сдал экзамен. Исходные данные объявлены так, как показано ниже. Использовать другие переменные запрещается.

Паскаль

Естественный язык

const N = 30;

var A: array[1..N] of integer;

i, x, y: integer;

s: real;

begin

for i:=1 to N do readln(A[i]);

...

end.

Объявляется массив A из 30 элементов.

Объявляются целочисленные переменные i, x и y, а также вещественная переменная s.

В цикле от 1 до 30 заполняются все элементы массива A с 1-ого по 30-ый.

...

  1. Дан целочисленный массив из 30 элементов. Элементы могут принимать значения от 160 до 200 ­– рост учащихся выпускного класса. В баскетбольную команду берут тех, чей рост не менее 180 см. Опишите на русском языке или на одном из языков программирования алгоритм, который подсчитывает и выводит минимальный рост игрока баскетбольной команды. Гарантируется, что хотя бы один ученик играет в баскетбольной команде. Исходные данные объявлены так, как показано ниже. Использовать другие переменные запрещается.

Паскаль

Естественный язык

const N = 30;

var A: array[1..N] of integer;

i, x, y: integer;

s: real;

begin

for i:=1 to N do readln(A[i]);

...

end.

Объявляется массив A из 30 элементов.

Объявляются целочисленные переменные i, x и y, а также вещественная переменная s.

В цикле от 1 до 30 заполняются все элементы массива A с 1-ого по 30-ый.

...



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Решение задач на обработку одномерного массива 11 класс

Решение задач на обработку одномерного массива

11 класс

C2. Дан целочисленный массив, состоящий из 10 элементов, в котором записаны значения температуры воздуха в марте. Элементы массива могут принимать значения от (–20) до 20. Опишите алгоритм, который подсчитывает и выводит среднюю температуру по всем дням, когда была оттепель (температура поднималась выше нуля). Гарантируется, что хотя бы один день в марте была оттепель.

C2. Дан целочисленный массив, состоящий из 10 элементов, в котором записаны значения температуры воздуха в марте. Элементы массива могут принимать значения от (–20) до 20. Опишите алгоритм, который подсчитывает и выводит среднюю температуру по всем дням, когда была оттепель (температура поднималась выше нуля). Гарантируется, что хотя бы один день в марте была оттепель.

В программе используется одномерный целочисленный массив A с индексами от 1 до 10. Ниже представлен фрагмент программы, в котором значения элементов сначала задаются, а затем меняются. Чему будут равны элементы этого массива после выполнения фрагмента программы?   FOR i=1 TO 10 A(i)=i NEXT i FOR i=1 TO 10 A(i)=A(11-i) A(11-i)=A(i) NEXT I 1) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3) 10 9 8 7 6 6 7 8 9 10 4) 1 2 3 4 5 5 4 3 2 1

В программе используется одномерный целочисленный массив A с индексами от 1 до 10. Ниже представлен фрагмент программы, в котором значения элементов сначала задаются, а затем меняются.

Чему будут равны элементы этого массива после выполнения

фрагмента программы?

 

FOR i=1 TO 10

A(i)=i

NEXT i

FOR i=1 TO 10

A(i)=A(11-i)

A(11-i)=A(i)

NEXT I

1) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3) 10 9 8 7 6 6 7 8 9 10

4) 1 2 3 4 5 5 4 3 2 1

Ответ: 3 Сначала массив заполняется числами от 1 до 10. Затем в цикле ( i изменяется от1 до 5)происходит изменение первой половины массива на симметричную ей вторую половину. При этом второй оператор цикла ничего в массиве не меняет. Далее (изменение i от 6 до 10) массив не изменяется .

Ответ: 3

Сначала массив заполняется числами от 1 до 10. Затем в цикле ( i изменяется от1 до 5)происходит изменение первой половины массива на симметричную ей вторую половину. При этом второй оператор цикла ничего в массиве не меняет. Далее (изменение i от 6 до 10) массив не изменяется .

A6 В программе используется одномерный целочисленный массив A с индексами от 1 до 10. Ниже представлен фрагмент программы, в котором значения элементов сначала задаются, а затем меняются.   FOR i=1 TO 10 A(i)=21-i NEXT i FOR i=1 TO 5 A(i)=A(10-i) A(11-i)=A(i) NEXT i   Чему будут равны элементы этого массива после выполнения фрагмента программы? 1) 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 2) 11 12 13 14 15 15 14 12 13 11 3) 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 4) 12 13 14 15 16 16 15 14 13 12

A6 В программе используется одномерный целочисленный массив A с индексами от 1 до 10. Ниже представлен фрагмент программы, в котором значения элементов сначала задаются, а затем меняются.

 

FOR i=1 TO 10

A(i)=21-i

NEXT i

FOR i=1 TO 5

A(i)=A(10-i)

A(11-i)=A(i)

NEXT i

 

Чему будут равны элементы этого массива после выполнения

фрагмента программы?

1) 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

2) 11 12 13 14 15 15 14 12 13 11

3) 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11

4) 12 13 14 15 16 16 15 14 13 12

Ответ: 4 Сначала массив заполняется числами от 20 до 11, по убыванию. Затем в цикле элементы с 9-го по 5-1 отражаются последовательно на элементы 1 – 5 и элементы с 10 – го по 6-й заменяются на начальные ( 1-5). Получаем: 12 13 14 15 16 16 15 14 13 12

Ответ: 4

Сначала массив заполняется числами от 20 до 11, по убыванию. Затем в цикле элементы с 9-го по 5-1 отражаются последовательно на элементы 1 – 5 и элементы с 10 – го по 6-й заменяются на начальные ( 1-5). Получаем: 12 13 14 15 16 16 15 14 13 12

На метеостанции в течение суток через каждые 2 часа измеряли значение температуры воздуха . Результаты этих измерений: -2 , -3 , -4 , 0 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 7 , 5 Написать программу, которая сообщает:

На метеостанции в течение суток через каждые 2 часа измеряли значение температуры воздуха . Результаты этих измерений:

-2 , -3 , -4 , 0 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 7 , 5

Написать программу, которая сообщает:

  • Среднюю температуру суток.
  • Наибольшую и наименьшую температуру суток, номер измерения, когда они наблюдались.
  • Количество измерений, при которых наблюдалась температура ниже средней.
  • Количество измерений, при которых наблюдалась температура ниже нуля.
  • Наблюдалась ли температура равная 10 градусам
  • Температуру 7 измерения
1 Средняя температура суток 2 Правильный ответ 3 3.461539 Наибольшая температура суток, номер измерения, когда она наблюдалась 4 Наименьшая температура суток, номер измерения, когда она наблюдалась 9 11 -4 3 Количество измерений, при которых наблюдалась температура ниже средней 5 5 Количество измерений, при которых наблюдалась температура ниже нуля 6 3 Наблюдалась ли температура равная 10 градусам 7 нет Температура 7 измерения 5

1

Средняя температура суток

2

Правильный ответ

3

3.461539

Наибольшая температура суток, номер измерения, когда она наблюдалась

4

Наименьшая температура суток, номер измерения, когда она наблюдалась

9 11

-4 3

Количество измерений, при которых наблюдалась температура ниже средней

5

5

Количество измерений, при которых наблюдалась температура ниже нуля

6

3

Наблюдалась ли температура равная 10 градусам

7

нет

Температура 7 измерения

5

Желаю успехов  в программировании!

Желаю успехов в программировании!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!