СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение уравнений

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уравнение – одно из важнейших понятий математики. В большинстве практических и научных задач, где какую-то величину нельзя непосредственно измерить или вычислить по готовой формуле, удается составить соотношение (или несколько соотношений), которым оно удовлетворяет. Так получают уравнения  (или систему уравнений для определения неизвестной величины). Развитие методов решения уравнений, начиная с зарождения математики как науки, долгое время было основным предметом изучения алгебры. 

Просмотр содержимого документа
«Решение уравнений»

Математический софизм Софизмом называют последовательность высказываний, содержащую скрытую ошибку, за счёт которой удаётся сделать неправдоподобный вывод.   В математических софизмах обычно скрыто выполняются запрещённые действия или нарушаются условия применения правил, теорем. Задача заключается в том, чтобы найти ошибку в рассуждениях. Например, попробуем доказать, что 5 =4 . Доказательство. Пусть х = тогда 3х = 1. Представим 3х как 15х – 12х, а число 1 — как 5 - 4. Тогда вместо равенства Зх= 1 можно записать так: 15х - 12х = 5 - 4 . Решим это уравнение: 15х - 5 = 12х - 4, или 5(3х - 1) = 4(3х - 1). Разделив обе части последнего уравнения на 3х - 1, получим 5 = 4 ! Где в рассуждениях была допущена ошибка?

Математический софизм

Софизмом называют последовательность высказываний, содержащую скрытую ошибку, за счёт которой удаётся сделать неправдоподобный вывод.

 

В математических софизмах обычно скрыто выполняются запрещённые действия или нарушаются условия применения правил, теорем. Задача заключается в том, чтобы найти ошибку в рассуждениях.

Например, попробуем доказать, что 5 =4 .

Доказательство.

Пусть х = тогда 3х = 1. Представим 3х как 15х – 12х, а число

1 — как 5 - 4. Тогда вместо равенства Зх= 1 можно записать так: 15х - 12х = 5 - 4 .

Решим это уравнение: 15х - 5 = 12х - 4, или 5(3х - 1) = 4(3х - 1).

Разделив обе части последнего уравнения на 3х - 1,

получим 5 = 4 !

Где в рассуждениях была допущена ошибка?

04.12 РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ Домашнее задание  У: с.109-110,– читать; № 356(ж-и), 357(ж-и), 358(д, е)

04.12

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ

Домашнее задание У: с.109-110,– читать;

№ 356(ж-и), 357(ж-и), 358(д, е)

Цель нашего урока Чтобы решить уравнение, мы будем преобразовывать его в другое уравнение более простого вида, которое имеет то же множество корней, что и исходное. овладение приёмами решения уравнений; общие правила  преобразования  уравнений, позволяющие  заменять одно уравнение  другим, имеющим те же  корни. целеполагание

Цель нашего урока

Чтобы решить уравнение, мы будем преобразовывать его в другое уравнение более простого вида, которое имеет то же множество корней, что и исходное.

  • овладение приёмами решения уравнений;
  • общие правила

преобразования

уравнений, позволяющие

заменять одно уравнение

другим, имеющим те же

корни.

целеполагание

Математическая разминка

Математическая разминка

Математическая разминка

Математическая разминка

Решение уравнений Работа с учебником Стр.109 Правила преобразования уравнений являются следствиями очевидных свойств числовых равенств : Запомни: Если a = b, то a + c = b + c и a – c = b – c Числовое равенство не нарушится, если к обеим его частям прибавить (от обеих его частей отнять) одно и то же число Если a = b,   то ac = bc и (с 0) Числовое равенство не нарушится, если обе его части умножить (разделить) на одно и то же число, отличное от нуля Пример: 20 : 2 = 5 · 2 тогда 20 : 2 + 7 = 5 · 2 + 7, тоже верное равенство

Решение уравнений

Работа с учебником

Стр.109

Правила преобразования уравнений являются следствиями очевидных свойств числовых равенств :

Запомни:

Если a = b,

то a + c = b + c

и a – c = b – c

Числовое равенство не нарушится, если к обеим его частям прибавить (от обеих его частей отнять) одно и то же число

Если a = b,

 

то ac = bc

и (с 0)

Числовое равенство не нарушится, если обе его части умножить (разделить) на одно и то же число,

отличное от нуля

Пример:

20 : 2 = 5 · 2 тогда 20 : 2 + 7 = 5 · 2 + 7, тоже верное равенство

Решение уравнений Пример:  Решим уравнение: 2х = 10 – 3х; Множество корней этого уравнения не изменится, если его заменить уравнением 2х + 3х = 10 – 3х + 3х, которое получается путём прибавления к обеим частям исходного уравнения выражения 3х. Заменив нулём сумму выражений – 3х и 3х , получим уравнение 2х + Зх = 10. Сравните получившееся уравнение и исходное. Правило: в уравнении можно перенести слагаемое из одной части в другую, изменив при этом его знак на противоположный. Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи

Решение уравнений

Пример:

Решим уравнение: 2х = 10 – 3х;

Множество корней этого уравнения не изменится, если его заменить уравнением 2х + 3х = 10 – 3х + 3х, которое получается путём прибавления к обеим частям исходного уравнения выражения 3х.

Заменив нулём сумму выражений – 3х и , получим уравнение

2х + Зх = 10.

Сравните получившееся уравнение и исходное.

Правило:

в уравнении можно перенести слагаемое из одной части в другую, изменив при этом его знак на противоположный.

Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи

Элементарные упражнения 1) перенесите в уравнении 3x + 1 = 6x + 14 – x все слагаемые, содержащие переменную, в левую (правую) часть; 2) запишите какое-нибудь уравнение, которое можно получить из уравнения 2x – 5 = 3x + 7 переносом слагаемого в другую его часть. 3x – 6х + х +1 = 14 в левую 1 = 6х – х – 3х + 14 в правую 2х – 3х – 5 = 7 например Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи

Элементарные упражнения

1) перенесите в уравнении 3x + 1 = 6x + 14 – x все слагаемые, содержащие переменную, в левую (правую) часть;

2) запишите какое-нибудь уравнение, которое можно получить из уравнения 2x – 5 = 3x + 7 переносом слагаемого в другую его часть.

3x – 6х + х +1 = 14

в левую

1 = 6х – х – 3х + 14

в правую

2х – 3х – 5 = 7

например

Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи

Действуем по правилу УЧЕБНИК № 356 а) х + 23 = 50; б) 8 + z = 17; в) и – 25 = 0; г) х – 31 = 12; д) t – 20 = – 5; е) х + 30 = – 14; х = 50 – 23; а z = 17 – 8; б u = 25; в х = 12 + 31; г t = – 5 + 20; д х = – 14 – 30; е Практикум

Действуем по правилу

УЧЕБНИК

356

а) х + 23 = 50;

б) 8 + z = 17;

в) и – 25 = 0;

г) х – 31 = 12;

д) t – 20 = – 5;

е) х + 30 = – 14;

х = 50 – 23;

а

z = 17 – 8;

б

u = 25;

в

х = 12 + 31;

г

t = – 5 + 20;

д

х = – 14 – 30;

е

Практикум

Решение уравнений Пример:  Решим уравнение: 2х + 3х = 10; Упростим его левую часть. Получим уравнение 5х = 10. Правило: обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля. При этом множество корней уравнения не изменится. Разделив обе части уравнения 5х = 10 на 5 , получим: х = 2 . Таким образом, уравнение 2х = 10 – Зх имеет корень, равный 2 .

Решение уравнений

Пример:

Решим уравнение: 2х + 3х = 10;

Упростим его левую часть. Получим уравнение 5х = 10.

Правило:

обе части уравнения можно умножить или разделить на одно

и то же число, отличное от нуля.

При этом множество корней уравнения не изменится. Разделив обе части уравнения 5х = 10 на 5 , получим: х = 2 . Таким образом, уравнение 2х = 10 – Зх имеет корень, равный 2 .

Действуем по правилу № 357 УЧЕБНИК а) 4х = 60; б) 10z = 17; в) 5и = – 7; г ) 6у = – 18; д) – 2х = 6; е) – 8t = – 2; 4х:4 = 60:4; х =15; а 10z:10 = 17:10; z = 1,7; б 5u:5 = – 7:5; u = - 1,4; в 6у:6 = – 18:6; y = - 3; г – 2х:(– 2) = 6:(– 2); x = – 3; д – 8t:(– 8) = – 2:(– 8); t = 0,25; е Внимание !  обе части уравнения делим или умножаем на такое число, чтобы коэффициент при переменной стал равным 1. Практикум

Действуем по правилу

357

УЧЕБНИК

а) 4х = 60;

б) 10z = 17;

в) 5и = – 7;

г ) 6у = – 18;

д) – 2х = 6;

е) – 8t = – 2;

4х:4 = 60:4; х =15;

а

10z:10 = 17:10; z = 1,7;

б

5u:5 = – 7:5; u = - 1,4;

в

6у:6 = – 18:6; y = - 3;

г

2х:(– 2) = 6:(– 2); x = – 3;

д

8t:(– 8) = – 2:(– 8); t = 0,25;

е

Внимание !

обе части уравнения делим или умножаем на такое число, чтобы коэффициент при переменной стал равным 1.

Практикум

Действуем по правилу УЧЕБНИК № 358 а) 3х = 1,2; б) 6z = – 5,4; в) – 5у = 10,5; г ) – 2,5х = 2,5; 3х:3 = 1,2:3; х = 0,4; а 6z:6 = – 5,4:6; z = – 0,9; б – 5y:(– 5) = 10,5 :(– 5); y = - 2,1; в – 2,5x:(– 2,5) = 2,5 :(– 2,5); x = – 1; г Внимание !  обе части уравнения делим или умножаем на такое число, чтобы коэффициент при переменной стал равным 1. Практикум

Действуем по правилу

УЧЕБНИК

358

а) 3х = 1,2;

б) 6z = – 5,4;

в) – 5у = 10,5;

г ) – 2,5х = 2,5;

3х:3 = 1,2:3; х = 0,4;

а

6z:6 = – 5,4:6; z = – 0,9;

б

5y:(– 5) = 10,5 :(– 5); y = - 2,1;

в

2,5x:(– 2,5) = 2,5 :(– 2,5); x = – 1;

г

Внимание !

обе части уравнения делим или умножаем на такое число, чтобы коэффициент при переменной стал равным 1.

Практикум

Действуем по правилу УЧЕБНИК № 359 х = – 12; г z = – 25; д х= 2; е Внимание !  обе части уравнения делим или умножаем на такое число, чтобы коэффициент при переменной стал равным 1. Практикум

Действуем по правилу

УЧЕБНИК

359

х = – 12;

г

z = – 25;

д

х= 2;

е

Внимание !

обе части уравнения делим или умножаем на такое число, чтобы коэффициент при переменной стал равным 1.

Практикум

Линейное уравнение Работа с учебником Стр.111 Каждое из уравнений, которые мы решали, в результате преобразований приводилось к виду ax = b . Запомни: Уравнение вида ах = b , где а  и b  — числа, а х  — переменная, называют линейным. Внимание ! Если a 0 , то уравнение ax = b имеетединственный корень, равный ;   пример

Линейное уравнение

Работа с учебником

Стр.111

Каждое из уравнений, которые мы решали, в результате преобразований приводилось к виду ax = b .

Запомни:

Уравнение вида ах = b , где а и b — числа,

а х — переменная, называют линейным.

Внимание !

Если a 0 , то уравнение ax = b имеетединственный корень, равный ;

 

пример

Осваиваем алгоритмы № 86 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ б 20:(-5) – 4 в г т = – 7 а = 0 е д с = – 0,1 b = 0.01 Практикум

Осваиваем алгоритмы

86

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

б

20:(-5)

4

в

г

т = – 7

а = 0

е

д

с = – 0,1

b = 0.01

Практикум

Осваиваем алгоритмы РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ № 87 – 30  3  0 ? ? ? – 9  10  12 ? ? ? Практикум

Осваиваем алгоритмы

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

87

30

3

0

?

?

?

9

10

12

?

?

?

Практикум

Решение уравнений ДИДАКТ. М С.39 Практикум

Решение уравнений

ДИДАКТ. М

С.39

Практикум

Решение уравнений ДИДАКТ. М С.39 Проверка полученных результатов. Коррекция

Решение уравнений

ДИДАКТ. М

С.39

Проверка полученных результатов. Коррекция

Решение уравнений ДИДАКТ. М С.39 Проверка полученных результатов. Коррекция

Решение уравнений

ДИДАКТ. М

С.39

Проверка полученных результатов. Коррекция


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!