Математический софизм
Софизмом называют последовательность высказываний, содержащую скрытую ошибку, за счёт которой удаётся сделать неправдоподобный вывод.
В математических софизмах обычно скрыто выполняются запрещённые действия или нарушаются условия применения правил, теорем. Задача заключается в том, чтобы найти ошибку в рассуждениях.
Например, попробуем доказать, что 5 =4 .
Доказательство.
Пусть х = тогда 3х = 1. Представим 3х как 15х – 12х, а число
1 — как 5 - 4. Тогда вместо равенства Зх= 1 можно записать так: 15х - 12х = 5 - 4 .
Решим это уравнение: 15х - 5 = 12х - 4, или 5(3х - 1) = 4(3х - 1).
Разделив обе части последнего уравнения на 3х - 1,
получим 5 = 4 !
Где в рассуждениях была допущена ошибка?
04.12
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
Домашнее задание У: с.109-110,– читать;
№ 356(ж-и), 357(ж-и), 358(д, е)
Цель нашего урока
Чтобы решить уравнение, мы будем преобразовывать его в другое уравнение более простого вида, которое имеет то же множество корней, что и исходное.
- овладение приёмами решения уравнений;
- общие правила
преобразования
уравнений, позволяющие
заменять одно уравнение
другим, имеющим те же
корни.
целеполагание
Математическая разминка
Математическая разминка
Решение уравнений
Работа с учебником
Стр.109
Правила преобразования уравнений являются следствиями очевидных свойств числовых равенств :
Запомни:
Если a = b,
то a + c = b + c
и a – c = b – c
Числовое равенство не нарушится, если к обеим его частям прибавить (от обеих его частей отнять) одно и то же число
Если a = b,
то ac = bc
и (с 0)
Числовое равенство не нарушится, если обе его части умножить (разделить) на одно и то же число,
отличное от нуля
Пример:
20 : 2 = 5 · 2 тогда 20 : 2 + 7 = 5 · 2 + 7, тоже верное равенство
Решение уравнений
Пример:
Решим уравнение: 2х = 10 – 3х;
Множество корней этого уравнения не изменится, если его заменить уравнением 2х + 3х = 10 – 3х + 3х, которое получается путём прибавления к обеим частям исходного уравнения выражения 3х.
Заменив нулём сумму выражений – 3х и 3х , получим уравнение
2х + Зх = 10.
Сравните получившееся уравнение и исходное.
Правило:
в уравнении можно перенести слагаемое из одной части в другую, изменив при этом его знак на противоположный.
Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи
Элементарные упражнения
1) перенесите в уравнении 3x + 1 = 6x + 14 – x все слагаемые, содержащие переменную, в левую (правую) часть;
2) запишите какое-нибудь уравнение, которое можно получить из уравнения 2x – 5 = 3x + 7 переносом слагаемого в другую его часть.
3x – 6х + х +1 = 14
в левую
1 = 6х – х – 3х + 14
в правую
2х – 3х – 5 = 7
например
Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи
Действуем по правилу
УЧЕБНИК
№ 356
а) х + 23 = 50;
б) 8 + z = 17;
в) и – 25 = 0;
г) х – 31 = 12;
д) t – 20 = – 5;
е) х + 30 = – 14;
х = 50 – 23;
а
z = 17 – 8;
б
u = 25;
в
х = 12 + 31;
г
t = – 5 + 20;
д
х = – 14 – 30;
е
Практикум
Решение уравнений
Пример:
Решим уравнение: 2х + 3х = 10;
Упростим его левую часть. Получим уравнение 5х = 10.
Правило:
обе части уравнения можно умножить или разделить на одно
и то же число, отличное от нуля.
При этом множество корней уравнения не изменится. Разделив обе части уравнения 5х = 10 на 5 , получим: х = 2 . Таким образом, уравнение 2х = 10 – Зх имеет корень, равный 2 .
Действуем по правилу
№ 357
УЧЕБНИК
а) 4х = 60;
б) 10z = 17;
в) 5и = – 7;
г ) 6у = – 18;
д) – 2х = 6;
е) – 8t = – 2;
4х:4 = 60:4; х =15;
а
10z:10 = 17:10; z = 1,7;
б
5u:5 = – 7:5; u = - 1,4;
в
6у:6 = – 18:6; y = - 3;
г
– 2х:(– 2) = 6:(– 2); x = – 3;
д
– 8t:(– 8) = – 2:(– 8); t = 0,25;
е
Внимание !
обе части уравнения делим или умножаем на такое число, чтобы коэффициент при переменной стал равным 1.
Практикум
Действуем по правилу
УЧЕБНИК
№ 358
а) 3х = 1,2;
б) 6z = – 5,4;
в) – 5у = 10,5;
г ) – 2,5х = 2,5;
3х:3 = 1,2:3; х = 0,4;
а
6z:6 = – 5,4:6; z = – 0,9;
б
– 5y:(– 5) = 10,5 :(– 5); y = - 2,1;
в
– 2,5x:(– 2,5) = 2,5 :(– 2,5); x = – 1;
г
Внимание !
обе части уравнения делим или умножаем на такое число, чтобы коэффициент при переменной стал равным 1.
Практикум
Действуем по правилу
УЧЕБНИК
№ 359
х = – 12;
г
z = – 25;
д
х= 2;
е
Внимание !
обе части уравнения делим или умножаем на такое число, чтобы коэффициент при переменной стал равным 1.
Практикум
Линейное уравнение
Работа с учебником
Стр.111
Каждое из уравнений, которые мы решали, в результате преобразований приводилось к виду ax = b .
Запомни:
Уравнение вида ах = b , где а и b — числа,
а х — переменная, называют линейным.
Внимание !
Если a 0 , то уравнение ax = b имеетединственный корень, равный ;
пример
Осваиваем алгоритмы
№ 86
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
б
20:(-5)
– 4
в
г
т = – 7
а = 0
е
д
с = – 0,1
b = 0.01
Практикум
Осваиваем алгоритмы
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
№ 87
– 30
3
0
?
?
?
– 9
10
12
?
?
?
Практикум
Решение уравнений
ДИДАКТ. М
С.39
Практикум
Решение уравнений
ДИДАКТ. М
С.39
Проверка полученных результатов. Коррекция
Решение уравнений
ДИДАКТ. М
С.39
Проверка полученных результатов. Коррекция