Тема: Решение текстовых задач (подготовка К ЕНТ)
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
Научить решать простые текстовые задачи с помощью записи в таблице;
Развивать устную и письменную речь;
Воспитание аккуратности, дисциплинированности.
Дидактическое дополнение: интерактивная доска с презентацией урока, приложение № 1
Краткий план урока:
1. Орг момент
2. Видеоролик
3. цели урока
4. решение 4-х типов задач: на движение, на работу, на смеси, на сухое вещество
5. работа в группах
6. рефлексия
7. домашняя работа
Ход урока
1. Орг момент
2. Видеоролик «Верь в себя, ты все сможешь»
3. цели урока, оценивание: суммативное – по результатам 2-х уроков. Следующий урок –закрепления. Ученикам предоставляю три теста по данной теме.
Задачи на смеси сплавы, на сухое вещество при первом знакомстве с ними вызывают у учащихся общеобразовательных школ затруднения. Самостоятельно справиться могут немногие. Задачи такого типа встречаются только на экзаменах, а сейчас встречаются и в тестах на ЕНТ, а в программном материале часов на данную тему нет. Увеличилось количество задач практической направленности. В связи с этим, появилась необходимость в усилении практической направленности обучения, включая в работу с учащимися соответствующие задания на проценты, пропорции, текстовые задачи. В процессе подготовки приходится искать различные пути решения таких задач, как задачи «на движение», «на работу», «процентное содержание», «смеси и сплавы», «сухое вещество».
При решении большинства задач, с моей точки зрения, удобнее использовать таблицу, которая нагляднее и короче обычной записи с пояснениями. Зрительное восприятие определенного расположения величин в таблице дает дополнительную информацию, облегчающую процесс решения задачи.
4.Решение задач
1). Задачи на движение
Два автобуса отправились одновременно из одного села в другое, расстояние между селами 36 км. 1 автобус прибыл в назначенный пункт на 15 минут раньше второго, скорость которого была меньше скорости второго на 2 км в час. Вычислите скорость каждого автобуса.
что? | S | V | t | |
1 автобус | 36 км | Х | 36/х | 15 мин = 0,25 ч |
2 автобус | 36 км | Х+2 | 36/(х+2) | |
36/х – 36/(х+2) = 0,25
(ответ: 16 и 18 км/ч)
2). Задачи на работу
На изготовление 20 деталей 1 рабочий тратит на 8 часов меньше, чем 2 рабочий на изготовление 60 таких же деталей. Известно, что 1 рабочий за час делает на 4 детали больше, чем 2 рабочий. Сколько деталей делает 2 рабочий?
Кто? | А | N | t | А=N*t |
1 рабочий | 20 деталей | х+4 | 20/(х+4) | 8 часов |
2 рабочий | 60 деталей | х | 60/х | |
60/х – 20/(х+4) = 8
(Ответ: 6 деталей)
3) Задачи на сухое вещество
Практически любой продукт – яблоки, арбузы, грибы, картофель, крупа, хлеб и т.д. состоит из воды и сухого вещества. Причём, воду содержат как свежие, так и сушёные продукты. В процессе высыхания испаряется только вода, а масса сухого вещества не изменяется (остается постоянной)
На столе лежал расколотый арбуз массой 10кг, содержащий 99% воды. Через некоторое время часть воды испарилась, и ее процентное содержание в арбузе понизилось до 96%. Найдите новую массу арбуза
Вещество | М вещества (кг) | М воды в % | М сухого вещества в % | Масса сухого вещества (кг) |
Свежий арбуз | 10 кг | 0,99 | 0,01 | 0,01 * 10 = 0,1 кг |
“Высохший” арбуз | Х кг | 0,96 | 0,04 | 0,04х кг |
Уравниваем количество сухого вещества, получим уравнение:
0,04х = 0,1
х = 2,5
(Ответ: 2,5 кг)
4) Задачи на смеси, сплавы и растворы
Сколько граммов 30%-ого раствора надо добавить к 80 г. 12%-ого раствора этой же соли, чтобы получить 20%-ый раствор соли?
Масса 1 смеси | Массовая доля чистого вещ-ва в 1 смеси | Масса 2 смеси | Массовая доля чистого вещ-ва во 2 смеси | Массовая доля чистого вещества в общей смеси | Решение |
m1 | p1 | m2 | p2 | p | |
80 г | 12% | Х г | 30 % | 20 % | 64 г |
(Ответ: 64 г)
5. Работа в группах: решение 12 задач на выбор. Ответы вносятся в лисы ответов
| №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | № 9 | №10 |
1 гр | | | | | | | | | | |
2 гр | | | | | | | | | | |
3 гр | | | | | | | | | | |
1. Смешали некоторое количество 11% раствора некоторого вещества с таким же количеством 19% раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора. (Ответ:15%)
2. Завод должен был изготовить 35 станков к определенному сроку. Перевыполняя дневную норму на 2 станка, завод уже за 1 день до срока изготовил на 7 станков больше. Сколько станков в день изготовил завод? (Ответ: 7 станков)
3. Сколько килограммов воды надо добавить к 20 кг 5%-ого раствора соли, чтобы получить 4%-ый раствор соли? (Ответ: 5 кг)
4. Свежие грибы содержат 92% воды, а сухие 8 %.Сколько получится сухих грибов из 23 кг свежих? (Ответ: 2 кг)
| М общая | М воды | М сухого вещества |
свежие | 23 | 0,92 | 0,08*23=1,84 |
сухие | х | 0,08 | 0,92х |
5. Два портовых крана, работая вместе, загрузили баржу за 6 часов. За какое время может загрузить баржу, работая отдельно, каждый кран, если одному из них, нужно для этого на 9 ч меньше, чем другому? (Ответ: 9 и 18 часов)
6. Сколько воды нужно добавить к 0,5 л раствора спирта в воде, чтобы объемное содержание спирта в растворе уменьшилось с 60% до 40%? (Ответ:0,25л)
7. Свежий виноград содержит 90% воды, а изюм – 55%. Сколько винограда надо взять, чтобы получить 18 кг изюма?(Ответ:81 кг)
| М общая | М воды | М сухого вещества |
Виноград | Х | 0,9х | 0,1х |
изюм | 18 | 0,55 | 0,45*18=8,1 |
8. При сушке свежие грибы теряют 96% веса. Сколько свежих грибов нужно засушить, чтобы получилось 5 кг сушенных. (Ответ: 125 кг)
9. Влажность свежескошенной травы 70%,сена 20%.Сколько сена получится из одной тонны свежескошенной травы? (Ответ: 375 кг)
| М общая | М воды | М сухого вещества |
трава | 1000 | 0,7 | 0,3*1000=300кг |
сено | х | 0,2 | 0,8х |
10. Два трактора, работая вместе, могут выполнить задание за 2 ч. Первому трактору, если он будет работать один, потребуется на выполнение всего задания на 3 ч больше, чем второму. За сколько времени может выполнить все задание первый тракторист? (Ответ: 6 часов)
6. Рефлексия: на стикерах ребята пишут свое мнение об уроке
7. Домашняя работа: оставшиеся №
Приложение № 1
1. Смешали некоторое количество 11% раствора некоторого вещества с таким же количеством 19% раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора.
2. Завод должен был изготовить 35 станков к определенному сроку. Перевыполняя дневную норму на 2 станка, завод уже за 1 день до срока изготовил на 7 станков больше. Сколько станков в день изготовил завод?
3. Сколько килограммов воды надо добавить к 20 кг 5%-ого раствора соли, чтобы получить 4%-ый раствор соли?
4. Свежие грибы содержат 92% воды, а сухие 8 %.Сколько получится сухих грибов из 23 кг свежих?
5. Два портовых крана, работая вместе, загрузили баржу за 6 часов. За какое время может загрузить баржу, работая отдельно, каждый кран, если одному из них, нужно для этого на 9 ч меньше, чем другому?
6. Сколько воды нужно добавить к 0,5 л раствора спирта в воде, чтобы объемное содержание спирта в растворе уменьшилось с 60% до 40%?
7. Свежий виноград содержит 90% воды, а изюм – 55%. Сколько винограда надо взять, чтобы получить 18 кг изюма?
8. При сушке свежие грибы теряют 96% веса. Сколько свежих грибов нужно засушить, чтобы получилось 5 кг сушенных.
9. Влажность свежескошенной травы 70%,сена 20%.Сколько сена получится из одной тонны свежескошенной травы?
10. Два трактора, работая вместе, могут выполнить задание за 2 ч. Первому трактору, если он будет работать один, потребуется на выполнение всего задания на 3 ч больше, чем второму. За сколько времени может выполнить все задание первый тракторист?