СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение нестандартных задач по сказочным сюжетам как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность избранной темы заключается в том, что, используя нестандартные задачи на сказочные сюжеты, учитывая уровень когнитивных процессов детей, мы повысим интеллектуальные  способности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Решение нестандартных задач по сказочным сюжетам как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников.»

Решение нестандартных задач по сказочным сюжетам

как средство развития интеллектуальных способностей

младших школьников.

(Методический семинар учителя начальных классов МОБУ «Юбилейная средняя общеобразовательная школа Логиновой Маргариты Ивановны)

Актуальность педагогического исследования

На сегодняшний день для нас представляет профессиональный интерес изучение особенностей развития интеллектуальных способностей младших школьников. Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигает и реализует всё новые требования к человеку, обладающему способностью к постоянному самообразованию, способностью мыслить и действовать творчески.

Развитие интеллектуальных способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Развивая интеллектуальные способности у младших школьников, вырабатываем у них навыки и умения с интересом, продуктивно трудиться, способность к творчеству.

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний.

Поэтому наша задача – развитие интеллектуальных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Для этого очень важно создать в начальной школе условия для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.

В младшем школьном возрасте одним из эффективных способов интеллектуального развития является решение нестандартных задач. «Нестандартные задачи – это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения», – считает Л. М. Фридман. 

Нестандартная задача это учебная задача, содержание которой не укладывается в общепринятые типы и варианты расчётных и экспериментальных задач, имеющая необычную формулировку, с зашифрованным в тексте вопросом, и обеспечивающая адаптацию учащихся в окружающем мире.

Актуальность избранной темы заключается в том, что, используя нестандартные задачи на сказочные сюжеты, учитывая уровень когнитивных процессов детей, мы повысим интеллектуальные способности учащихся.

Цель педагогического исследования:

Повышение уровня развития интеллектуальных способностей младших школьников, посредством системы решений нестандартных задач.

Задачи педагогического исследования:

1. Изучить психолого-педагогические, методические подходы развития интеллектуальных способностей младших школьников.

2.Разработать нестандартные задачи, способствующие развитию интеллектуальных способностей.

3.Создать ситуацию успеха для каждого ученика, учитывая уровень когнитивных процессов.

Объект исследования – процесс решения учащимися начальных классов нестандартных задач.

Предмет исследования – сказочно-сюжетные задачи курса математики и их использование с целью интеллектуального развития обучаемых и повышения качества обучения.

Теоретические основы обучению решению нестандартных задач по сказочным сюжетам

В течение трех последних лет я занимаюсь формированием тематических блоков нестандартных задач, отличающихся друг от друга по уровню сложности, анализирую процессы их решения учащимися, выясняю, какие задачи детям наиболее интересны, с какими они справляются относительно быстро и самостоятельно, а какие вызывают у них трудности и требуют дополнительного обсуждения в диалоге. В процессе такой работы выяснилось, что большинство нестандартных, логических задач решаются учащимися с интересом, если условия задачи оформлены адекватно возрастному восприятию учеников.

Существует достаточно для эффективного обучения методических приемов, способствующих формированию устойчивого интереса детей к математике. Один из них– сочетание в задачах неизведанного мира математики с волшебным миром сказки.

Дети очень хорошо воспринимают математические задачи со сказочным сюжетом, испытывают неподдельный интерес к происходящему и считают себя активными участниками событий, в которых действуют их знакомые сказочные персонажи.

Они легче воспринимают текст задачи и незаметно для себя учатся логически мыслить. Задачи – сказки не только учат ребенка мыслить, но и пробуждают его чувство доброты. Будучи «не в силах» остаться равнодушным к трудностям, которые испытывают его сказочные друзья, школьник вступает в своего рода «математический бой», эмоционально нацеленный на победу, то есть верное решение задачи.

Встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ребенка еще раз обратиться к литературному произведению и поразмыслить над ним. Детям становится интересным и сам урок математики, т. к. учащиеся могут проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность. У ребят формируется познавательный интерес средствами занимательности, тесно связанными с изучаемым материалом и любознательностью.

И само решение задач-сказок воспитывает в детях чувство товарищества, взаимовыручки, тягу к совершению доброго, полезного и т.д. Задачи не должны быть слишком легкими, но и не слишком трудными, т.к. ученики, не решив задачу или не разобравшись в решении, предложенном учителем, могут потерять веру в свои силы. В этом случае очень важно соблюсти меру помощи.

Нестандартные задачи эффективны также для развития внимания, математической интуиции, культуры мышления, речи. Они направлены на формирование умения грамотно и аргументированно обосновывать свои действия, последовательно и доказательно излагать свои мысли, выдвигать и проверять различные гипотезы. Данные задачи способствуют расширению кругозора детей, поднятию их общего культурного уровня.



Способы решения нестандартных задач:

  1. Арифметический

  2. Решение уравнением (алгебраический)

  3. Графический

  4. Практический

  5. Схематический

  6. Табличный

  7. Перебор

  8. Предположение.

Иногда в ходе решения задачи применяются несколько методов: алгебраический и арифметический, практический и арифметический, графический и арифметический. В этом случае считают, что задача решена комбинированным или смешанным методом.

Но нестандартные задачи –они потому и нестандартные, что всеми выше указанными способами всех задач не решишь. А потому 2x2 не только 4, а ещё и без 5 3x3.



Задачи, применяемые мною на уроках математики, составлены для учащихся 1-4 классов с учетом их программы по литературному чтению и с учетом возрастающей сложности.

Так, например, после изучения сказки «Репка» можно предложить первоклассникам следующие задачи:

Посадил дед репку. А кроме репки, еще свеклу, морковь, брюкву и редьку. Выросла свекла больше моркови, редька меньше брюквы, морковь больше брюквы. Расположите овощи по порядку.

Или другая задача:

Вытащили репку! И пошли с нею домой. Мышка бежала впереди всех, кроме Жучки. Кошка обогнала внучку. Дед нес тяжелую репку, поэтому шел последним, еле успевая за бабкой. В каком порядке они шли?


Задача по сказке «Теремок».

В теремке семь ступенек. Каждая окрашена в свой цвет: нижняя- красная(К), а далее оранжевая (О), желтая (Ж), зеленая (З), голубая (Г), синяя (С), верхняя- фиолетовая (Ф).

Мышка идет К-О-Ж-З-Г-С-Ф;

Лягушка- К-Ж-З-С;

Зайка- Ф-Г-Ж-О;

Лисичка- Ф-С-Г-З-Ж-О-К;

Волк- Ф-З-К.

Кто поднимается в теремок, а кто спускается? Кто идет быстрее, а кто медленнее?


Задачи для учащихся 2 класса по сказке «Снегурочка»:

1) Жили-были дед да баба. Когда они были молодые, дед был старше бабы на 4 года. Сегодня деду уже 60 лет. На сколько лет он старше бабы?

2) Дети вылепили 11 снеговиков, причем мальчики вылепили на 3 снеговика больше девочек. Сколько снеговиков вылепили девочки?

3) Дедушка и бабушка слепили Снегурочку 1 января. Выглядела она как 10-летняя девочка. Снегурочка росла не по дням, а по часам. Через месяц она была как 12-летняя. На сколько лет она будет выглядеть в первый день лета?

4) Дедушка и бабушка нарадоваться на Снегурочку не могли- такая она рукодельница. За два часа напряла 4 клубка пряжи. А на жилетку деду надо 6 клубков. Сколько часов Снегурочка пряла пряжу на жилетку дедушке?

5) Девушки пошли в лес. Они водили хороводы и прыгали через костер. Водили хоровод 10 девушек. Прыгали через костер 7 девушек. Сколько девушек пошли в лес, если и то, и другое делали 3 девушки?

6) Снегурочка была большой выдумщицей! Бывало, задаст подружкам задачку, а те и решить не могут. А задача такая: «Задумала я число, прибавила к нему такое же, да отняла 5. Получилось 11. Какое число я задумала?




Задачи для учащихся 3 класса по сказке «Дюймовочка»:

1)Напротив входа в норку Мыши жила Улитка. Однажды она решила забраться на дерево, чтобы посмотреть, велик ли мир. Высота дерева 20 метров. Улитка ползет по нему и поднимается за день на 4 метра вверх, а за ночь опускается на 1 метр вниз. На какой день Улитка доползет до вершины дерева?

2) Задача по сказке «Принцесса на горошине»:

Принц объехал весь мир, чтобы найти настоящую принцессу, но все принцессы, которых он встречал, были какие-то не настоящие.

21 принцесса без 7 не умели решать простейшие математические задачки. 18 без 5 не знали французского языка. 12 без 4 пишут жи, ши с буквой «ы». Сколько не настоящих принцесс встретил принц?


Задачи для учащихся 4 класса по сказке «Иван-царевич и Серый Волк»:

Царь призвал к себе 3 сыновей и сказал: «Сыны мои любимые, я оставляю вам в наследство златогривых коней. Пусть старший из вас возьмет половину всех коней, средний- четверть, младший- пятую часть». Закручинились братья, ведь в конюшне у отца стояли 19 коней, а 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на 5. И тут Иван-царевич вспомнил про Волка и позвал его на помощь. Тот обратился в златогривого коня и помог разделить наследство. Как он это сделал?

Результативные параметры.

Ежегодно мною проводилась диагностика уровня развития познавательной активности детей и развития речи. Результаты обучения детей показали, что в конце года произошли существенные изменения.


Результаты диагностики за три года.


Вывод: Из диаграммы видно, что к третьему классу развитие речи, логическое мышление, математические способности учащихся заметно повысились.


Вывод: Из диаграммы видно, что к третьему классу интерес к решению нестандартных задач повысился.

Формы распространения опыта: 

Выступление на заседании школьного методического объединения- ноябрь, 2015 года.

Выступление на педагогическом совете школы- 2016 год, февраль.


В заключении можно сделать вывод, что решение нестандартных задач с младшими школьниками повышает развитие интеллектуальных способностей учащихся, логического мышления; вооружает их навыками решения нестандартных задач; значительно расширяет и углубляет знания о нестандартных задачах; формирует эмоциональную восприимчивость; формирует практические умения по решению жизненных задач.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!