Тема «Решение логарифмических уравнений и неравенств»
Вид урока: заключительный урок этапа самореализации
Цель: рефлексия уровня достигнутого результата.
Этап урока. (10-12 минут)
Учитель: Мы заверш аем работу над темой «Решение логарифмических уравнений и неравенств», на следующем уроке будет самостоятельная работа. Задача сегодняшнего урока, проверить себя, насколько мы готовы к ее выполнению, то есть насколько хорошо, владеем способами решения задач, в которых необходимо применение изученного материала.
Для этого на первом этапе урока предлагаю выполнить задания в совместной деятельности с объяснением.
1.Объясните решение уравнения
Ученик: ОДЗ уравнения: x2 + x, отсюда х(-
Напрашивается новая переменная log ½ (x2 + x) = y , тогда уравнение примет вид у 2 – 4у =0. Откуда у=0 и у=4.Вернемся к замене.
log ½ (x2 + x) = 0 и log ½ (x2 + x) = 4
Представим 0 и 4 логарифмом по основанию 1/2
log ½ (x2 + x) = log ½ 1 log ½ (x2 + x) = log ½ 1/16
потенцируя получим
x2 + x=1 x2 + x= 1/16
Д=5 Д=1,25
х1= , х2= х 3 =, х 4 =
полученные корни удовлетворяют ОДЗ.
Ответ: х1= , х2= , х 3 =, х 4 =
Учитель: Верно. Что скажите про следующее уравнение?
б) += 1+ -
Ученик: ОДЗ: значит х
В левой части уравнения запишем логарифмы с основанием 10, а в правой 1:
: += + -
затем деление заменим умножением на обратную дробь и сократим,
+ - + -
применив свойства произведения и частного логарифмов получим:
=
Теперь потенцируя, решим уравнение:
=
Найденные корни проверим по ОДЗ.
Учитель: Молодцы! А как решать логарифмические неравенства?
Ученик: логарифмические неравенства решаются теми же приемами, что и уравнения, только в неравенствах нужно обращать особое внимание на основания логарифма: если ато знак неравенства сохраняется, если 0 а 1, то знак неравенства меняем на противоположный и учитывать ОДЗ.
Учитель: как решить неравенство
0 ?
Ученик: ОДЗ:
Преобразуем, сначала 0, заменим логарифмом по основанию 0,5:
, т.к. основание 0,5 меньше 1, значит, потенцируя, сменим знак на противоположный, имеем:
представим 1 логарифмом по основанию 6, знак неравенства оставим таким же, используя потенцирование. В итоге получим систему неравенств:
а значит, без всякого ущерба для решения системы можно отбросить первое неравенство и решить только второе методом интервалов.
Учитель: достаточно, молодцы! Что скажите про следующее неравенство
Ученик: ОДЗ: х
Прологарифмируем обе части неравенства по основанию 2
Логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания степени. Имеем:
(2 - 4log 2 x + log 2 2 x)log 2 x - log 2 x
Введем замену, пусть log 2 x = у, получим:
(2 - 4у + у2 )у - у ,решим это неравенство методом интервалов:
2у – 4у2 +у3 + у .
у3 – 4у2 + 3у
найдем нули функции: у (у2 – 4у +3) =0, откуда у=0, у=1 и у=3
решение неравенства у0 и 1
возвращаемся к замене
log 2 x 1 log 2 x 3
х 2 х 8 и, учитывая ОДЗ, получаем ответ
Ответ: (0;1) (2;8)
Учитель: верно! Обсудим последнее неравенство
0
Ученик: решим его методом рационализации. Чтобы сохранить знак неравенства перейдем к логарифму с основанием 10
Вычтем в числителе и в знаменателе
В виду монотонного возрастания функции у= неравенство равносильно системе
Учитель: достаточно, отлично! Остались ли у кого – либо вопросы по способам решения такого вида задач? Тогда прошу приступить к решению задач самостоятельно.
Этап урока. (12-15 минут)
Учитель: Выполните задания самостоятельно в совместной деятельности. То есть можно общаться и обсуждать решение. Если затрудняетесь можно обращаться за помощью к соседу по парте или к учителю.
Учитель ходит по рядам, оказывает помощь, отмечает верно решенные задачи.
1.Решите уравнения и неравенства:
+ = 1+;
log2 2 x2 + 6 log0,25 x – 1= 0;
;
;
-
2.Решите систему:
Учитель ходит по рядам и все видит и оказывает помощь. Никому больше ничего демонстрировать не надо. Просто дает свою оценку, в чем видит еще недоработку, что еще не до конца усвоено.
3. Этап урока. (5 минут)
Учитель: Мне понравилось, как Вы работали. С первыми заданиями справились достаточно легко. Поэтому проверять не будем. Давайте проверим и посмотрим, что вызвало основные затруднения? В каком задании? Кто объяснит решение?
Какие есть вопросы, в чем ошиблись те, у кого не сразу получилось?
д/з: повторить свойства, дорешать задачи.