СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Религии стран Средиземноморья. Религиозные воззрения Древней Греции.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация темы. Презентация мини-лекции учителя   2 мин.

v  Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказала культура Древней Греции.

v  Ее спокойная красота и величественность, гармония и ясность служили образцом и источником вдохновения позднейших эпох.

v  Религия древних греков наиболее известна современному человеку. Следы античной мифологии присутствуют в нашей речи в виде фразеологизмов: ахиллесова пята. Ариаднина нить, кануть в Лету, узы Гименея и др.

v  Мы легко представляем сатиров и нимф, сирен и кентавров, сфинксов и грифонов. Все эти образы античной фантазии сохраняют свою силу для выявления психологических типов современного человека, являясь как бы начальными контурами характера.

v  Античность осталась вечной школой художников. Мастера всех эпох снова и снова обращались к образам богов и  героев древней Эллады, разгадывая тайну их гармонии и жизни. Сегодня на занятии мы познакомимся с этнической религией древних греков, определим ее основные черты: связь с древнейшими культами, доступность религиозных знаний, характер и роль богов в человеческой судьбе.

 Погружение в мир античных мифов.

               Наше погружение в мир античной религии начнется с видеоэкскурсии в греческий зал Эрмитажа – музея Петербурга. Вы увидите совершенные творения древней Эллады и, думаю, согласитесь с высказыванием знатока античности А.Лосева: «Именно телесно зримая красота привела античную эстетику к таким главенствующим категориям, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония».

         ( Просмотр видеофильма «Посланцы Эллады»)     2 мин.

Продолжение  презентации мини-лекции учителя               3 мин.

Ø   Существенную часть древнегреческой культуры составляли мифы- сказания о богах и героях.

Ø   На основе мифов формировались религиозные представления. Эллинам было чуждо восприятие религии как свода догм, зафиксированных в священных книгах.

Ø   Мифология и религия теснейшим образом переплетались, и герои были не менее популярны и почитаемы, чем боги.

Ø   В религиоведении определены основные этапы эволюции древнегреческой мифологии.

Ø   Хтонический от гр. «хтон» - «земля» - возникновение хтонических божеств – Земли – прародительницы Геи, Тартара, Эроса – любви.

Ø   Классический (олимпийский период). На первое место выдвигаются боги – покровители. Мировым центром Вселенной становится Олимп – гора, иерархически соединенная с небом и преисподней, за границами которого Хаос – прошлый  неорганизованный мир.

Ø   Поздний героический период. Обостряются социальные отношения. И боги, и герои, и смертные люди зависят от предначертаний судьбы.

Ø   Первоисточниками древнегреческой мифологии и религии являются поэмы «Гомера», «Илиада» и «Одиссея», поэма Гесиода «Теогония».

Обратимся к пантеону греческих богов.

Презентации мини-проектов «Карнавал олимпийских богов и героев»  12 мин.

Зевс, Аид, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Посейдон, Прометей, Персей, Геракл, Ахилл

Просмотр содержимого документа
«Религии стран Средиземноморья. Религиозные воззрения Древней Греции.»

ТЕМА: Религии стран Средиземноморья. Религиозные воззрения  Древней Греции.                                 

Цели :изучение особенность религии Древней Греции, пантеон греческих богов, основные памятники искусства, связанные с религиозным культом;

Иметь: представление о мифологии и религии  Древней Греции,

Уметь: проследить связь греческих мифов с ранними  религиозными верованиями- тотемизмом, анимизмом; объяснять основные понятия; составить тезаурус по теме; анализировать и сравнивать

Тип занятия:   комбинированный

 Вид занятия:   карнавал мифологических героев

Оборудование: тезаурус по теме, электронные презентации «Боги Древней Греции», раздаточный материал: игра«Одним словом», вопросы к блиц- турниру, фрагмент видеофильма «Посланцы Эллады», репродукции картин  Рубенса «Персей и Андромеда», «Суд Париса», C.Боттичелли «Рождение Афродиты».

Ход занятия.

  1. Оргмомент.                           1 мин.

  2. Актуализация знаний(контроль домашнего задания).

  - «Логическая цепочка» Приложение 1      5 мин.

3. Мотивация темы. Презентация мини-лекции учителя   2 мин.

  Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказала культура Древней Греции.

  Ее спокойная красота и величественность, гармония и ясность служили образцом и источником вдохновения позднейших эпох.

  Религия древних греков наиболее известна современному человеку. Следы античной мифологии присутствуют в нашей речи в виде фразеологизмов: ахиллесова пята. Ариаднина нить, кануть в Лету, узы Гименея и др.

  Мы легко представляем сатиров и нимф, сирен и кентавров, сфинксов и грифонов. Все эти образы античной фантазии сохраняют свою силу для выявления психологических типов современного человека, являясь как бы начальными контурами характера.

  Античность осталась вечной школой художников. Мастера всех эпох снова и снова обращались к образам богов и  героев древней Эллады, разгадывая тайну их гармонии и жизни. Сегодня на занятии мы познакомимся с этнической религией древних греков, определим ее основные черты: связь с древнейшими культами, доступность религиозных знаний, характер и роль богов в человеческой судьбе.

 Погружение в мир античных мифов.

               Наше погружение в мир античной религии начнется с видеоэкскурсии в греческий зал Эрмитажа – музея Петербурга. Вы увидите совершенные творения древней Эллады и, думаю, согласитесь с высказыванием знатока античности А.Лосева: «Именно телесно зримая красота привела античную эстетику к таким главенствующим категориям, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония».

         ( Просмотр видеофильма «Посланцы Эллады»)     2 мин.

Продолжение  презентации мини-лекции учителя               3 мин.

   Существенную часть древнегреческой культуры составляли мифы- сказания о богах и героях.

   На основе мифов формировались религиозные представления. Эллинам было чуждо восприятие религии как свода догм, зафиксированных в священных книгах.

   Мифология и религия теснейшим образом переплетались, и герои были не менее популярны и почитаемы, чем боги.

   В религиоведении определены основные этапы эволюции древнегреческой мифологии.

   Хтонический от гр. «хтон» - «земля» - возникновение хтонических божеств – Земли – прародительницы Геи, Тартара, Эроса – любви.

   Классический (олимпийский период). На первое место выдвигаются боги – покровители. Мировым центром Вселенной становится Олимп – гора, иерархически соединенная с небом и преисподней, за границами которого Хаос – прошлый  неорганизованный мир.

   Поздний героический период. Обостряются социальные отношения. И боги, и герои, и смертные люди зависят от предначертаний судьбы.

   Первоисточниками древнегреческой мифологии и религии являются поэмы «Гомера», «Илиада» и «Одиссея», поэма Гесиода «Теогония».

Обратимся к пантеону греческих богов.

Презентации мини-проектов «Карнавал олимпийских богов и героев»  12 мин.

Зевс, Аид, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Посейдон, Прометей, Персей, Геракл, Ахилл

 Презентации мини-проектов «Связь религиозных представлений и культуры»                                                                        4 мин.

        « Статуя Зевса в Олимпии»

        «Храм Артемиды в Эфесе»

        «Аполлон и музы»

        «Храм Афины –Парфенон»

Воплощение мифов в живописи.                             3 мин.

                                   Картина  Рубенса «Суд Париса»

                               Картина С.Боттичелли «Рождение Венеры»

                               Картина Рубенса «Персей и Андромеда»

4.Закрепление изученного. Интеллектуальный марафон.     11 мин.

            Попробуем представить себя в роли участников олимпийских игр. Но игр интеллектуальных, где каждый прокладывает себе путь к победе не силой, а умом.

1.      Блиц – турнир «Дальше, дальше…..» ( Приложение 2)

2.      Игра «Одним словом» (Приложение 3)

        3. Искусствометрия ( Приложение 4)

5. Подведение итогов.     3 мин.

Домашнее задание. Составить таблицу «Сравнительные характеристики религий Древнего Египта и древней Греции».

Блиц – турнир «Дальше, дальше, дальше»

Вопросы I команде

  1. Какие вселенские силы  по представлениям  древних греков, имели порождающее начало? (Хтонические божества)

  2. Геракл по – гречески, по – римскому мифу - ? (Геркулес)

  3. У кого из героев единственным уязвимым местом была пятка (у Ахилла)

  4. Как назывались полуженщины – полуптицы с божественными голосами, завлекающие своим пением моряков? (Сирены)

  5. Кто из мифологических персонажей и за что был осужден в Царстве Аида на бессмысленный труд? (Сизиф)

  6. Как называлась пища  богов, дававшая им силу и бессмертие? (нектар и амброзия)

Вопросы II команде

  1. Кто сообщал богам обо всем, что происходило на небе и на земле (Гермес)

  2. Чем олимпийские боги отличались от людей (бессмертием)

  3. Из каких источников ученые узнали мифы? (Гомер, Гесиод)

  4. Кто из богов и при каких обстоятельствах произвел первую трепанацию черепа (Гефест)

  5. Как назывались дикие существа, полулюди – полукони, обитатели гор и лесов (Кентавр)

  6. Кому из трех богинь Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродита)

Вопросы III команде

  1. Какая клятва одинаково ценилась и у богов и у людей? (Клятва на реке Стикс)

  2. Как называлась гора, на которой по представлениям древних греков, обитали музы? (Геликон)

  3. Какая богиня все время покушалась на жизнь Геракла (Гера)

  4. Назовите братьев Зевса, разделивших с ним господство (Аид, Посейдон)

  5. Назовите имя музы танцев – («Терпсихора»)

  6. Как звали бога сна? (Гипнос)

Вопросы IV команде

  1. Имя этой музы и сегодня связано с театром (Мельпомена)

  2. Назовите имена дочерей Асклепия (Гигиея,  и Панацея)

  3. Как звали стража Аида, трехголового пса со змеиным хвостом (Кербер)

  4. Какую одежду носил Геракл (шкуру Немейского льва)

  5. Назовите имя эфиопской принцессы, которую спас Персей (Андромеда)

  6. Одно из имен этой богини Анадиомена, что означает («Пенорожденная»)

Игра «Одним словом»  / выразите одним словом из греческой мифологии перенесенные значения различных понятий/, соотнесите с ответом. 

1.  Самовлюбленный человек.                                                           1. Фурия

2.        Человек, предупреждающий  об опасности,                   2. Цербер

     который никто не верит.                                                                

3.        Плод воображения.                                                             3. Муза

4.        Долгие странствования, приключения.                           4. Аргус

5.        Бдительный сторож.                                                                       5. Кассандра

6.        Поэтическое вдохновение.                                                6. Ехидна

7.        Злая женщина, нечто чудовищное.                                              7. Химера

8.        Свирепый, неумолимый страж.                                        8. Нарцисс

9.        Красивый молодой человек.                                                         9. Одиссея

10.    Злое, насмешливое чудовище.                                                      10. Аполлон

 

Эталон ответов

1  -    8

2  -     5

3  -    7

4   -    9

5   -   4

6   -   3

7   -   1

8   -   2

9    -  10

10  -   6

Приложение 4

1.В каком веке стали формироваться представления людей о жизни после смерти и религиозные  чувства ? ( в каменном веке)

2.Кто являлся  посредником между живыми и мертвыми? ( колдуны и шаманы)

3.Вера человека в наличие генетической связи между людьми и животными (тотемизм)

4.Какое животное ,по представлениям  тюрков, являлось их покровителем?( волк)

5.Вера в существование духов, одушевление сил природы, животных, растений, приписывание им разума и возможности действовать (анимизм)

6.Происхождение слова «фетишизм» ( от португальского fetico – волшебство)

7.Что  означает термин «магия»?  (комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на потусторонние силы для получения определенных результатов).

8.Где  встречаются  известные наскальные изображения животных? (пещера Альтамира)

9.Сколько процентов населения составляют приверженцы первобытно-общинных  религиозных взглядов? (5 %)

10.Животное, предмет, покровитель рода? (тотем)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!