СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по квалификации ошибок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надеюсь, данная квалификация поможет коллегам .

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по квалификации ошибок»

Рекомендации по квалификации ошибок

Рекомендации

по квалификации ошибок

Ошибки, учитываемые при оценке грамотности Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площад е , о син им карандаше, н еб ыл, кто то , по ла пельсина.

Ошибки, учитываемые при оценке грамотности

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площад е , о син им карандаше, н еб ыл, кто то , по ла пельсина.

Ошибки графические (не учитываются при проверке) - разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам, помимо букв, относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.

Ошибки графические

(не учитываются при проверке) - разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам, помимо букв, относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.

Грамматические ошибки № п/п Вид ошибки 1 Примеры Ошибочное словообразование 2 3 Ошибочное образование формы существительного Трудолюбимый, надсмехаться Многие чуда техники, не хватает время Ошибочное образование формы прилагательного 4 Более интереснее, красивше Ошибочное образование формы числительного 5 6 Ошибочное образование формы местоимения С пятистами рублями Ихнего пафоса, ихи дети Ошибочное образование формы глагола 7 Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы Нарушение согласования 8 9 Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Нарушение управления 10 Нужно сделать свою природу более красивую. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. Повествует читателей. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Грамматические ошибки

п/п

Вид ошибки

1

Примеры

Ошибочное словообразование

2

3

Ошибочное образование формы существительного

Трудолюбимый, надсмехаться

Многие чуда техники, не хватает время

Ошибочное образование формы прилагательного

4

Более интереснее, красивше

Ошибочное образование формы числительного

5

6

Ошибочное образование формы местоимения

С пятистами рублями

Ихнего пафоса, ихи дети

Ошибочное образование формы глагола

7

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Нарушение согласования

8

9

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Нарушение управления

10

Нужно сделать свою природу более красивую.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

Повествует читателей.

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11 Ошибки в построении предложения с однородными членами 12 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом 13 Страна любила и гордилась поэтом. 14 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Читая текст, возникает такое чувство… Ошибки в построении сложного предложения Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. 15 Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Смешение прямой и косвенной речи 16 Человеку показалось то, что это сон. Нарушение границ предложения 17 Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Когда герой опомнился. Было уже поздно. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

13

Страна любила и гордилась поэтом.

14

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Читая текст, возникает такое чувство…

Ошибки в построении сложного предложения

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

15

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Смешение прямой и косвенной речи

16

Человеку показалось то, что это сон.

Нарушение границ предложения

17

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Пунктуационные ошибки Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.

Пунктуационные ошибки

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.

Исправляются , но не учитываются следующие пунктуационные ошибки: - тире в неполном предложении; - обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; - запятые при ограничительно - выделительных оборотах; - различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; - в передаче авторской пунктуации. К негрубым относятся ошибки - в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; - в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Исправляются , но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:

- тире в неполном предложении;

- обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;

- запятые при ограничительно - выделительных оборотах;

- различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;

- в передаче авторской пунктуации.

К негрубым относятся ошибки

- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну . !Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространя-ются.

При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну .

!Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространя-ются.

Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы обучающегося Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей. Выделяются две категории фактических ошибок . 1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала  (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д. 2 . Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов , не связанных с литературным материалом.

Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы обучающегося

Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.

Выделяются две категории фактических ошибок .

1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.

2 . Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов , не связанных с литературным материалом.

Логические ошибки Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений.

Логические ошибки

Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений.

К характерным логическим ошибкам относятся: - нарушение последовательности высказывания; - отсутствие связи между частями высказывания; - неоправданное повторение высказанной ранее мысли; - раздробление микротемы другой микротемой; - несоразмерность частей высказывания; - отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.; - нарушение причинно-следственных связей; - нарушение логико-композиционной структуры текста.

К характерным логическим ошибкам относятся:

- нарушение последовательности высказывания;

- отсутствие связи между частями высказывания;

- неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

- раздробление микротемы другой микротемой;

- несоразмерность частей высказывания;

- отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;

- нарушение причинно-следственных связей;

- нарушение логико-композиционной структуры текста.

Речевые ошибки Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Речевые ошибки

Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

№ п/п Вид ошибки 1 2 Употребление слова в несвойственном ему значении Примеры Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом 3 Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Неразличение синонимичных слов Мысль развивается на продолжении всего текста. Мое отношение к этой проблеме не поменялось . 4 Были приняты эффектные меры. В конечном предложении автор применяет градацию. Употребление слов иной стилевой окраски 5 Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов 6 Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного  в другую колею.  Неоправданное употребление просторечных слов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Таким людям всегда удается объегорить других.

п/п

Вид ошибки

1

2

Употребление слова в несвойственном ему значении

Примеры

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

3

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Неразличение синонимичных слов

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Мое отношение к этой проблеме не поменялось .

4

Были приняты эффектные меры.

В конечном предложении автор применяет градацию.

Употребление слов иной стилевой окраски

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

6

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

Неоправданное употребление просторечных слов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Таким людям всегда удается объегорить других.

7 Нарушение лексической сочетаемости 8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм 9 Автор увеличивает  впечатление. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) 10 Автор использует художественные особенности (вместо средства ). Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Неоправданное повторение слова 11 В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Молодой юноша, очень прекрасный Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. Бедность и однообразие синтаксических конструкций 12 Неудачное употребление местоимений Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу. Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении

7

Нарушение лексической сочетаемости

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

9

Автор увеличивает впечатление.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

10

Автор использует художественные особенности (вместо средства ).

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Неоправданное повторение слова

11

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Молодой юноша, очень прекрасный

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

12

Неудачное употребление местоимений

Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!