Рекомендации
по квалификации ошибок
Ошибки, учитываемые при оценке грамотности
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площад е , о син им карандаше, н еб ыл, кто то , по ла пельсина.
Ошибки графические
(не учитываются при проверке) - разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам, помимо букв, относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.
Грамматические ошибки
№ п/п
Вид ошибки
1
Примеры
Ошибочное словообразование
2
3
Ошибочное образование формы существительного
Трудолюбимый, надсмехаться
Многие чуда техники, не хватает время
Ошибочное образование формы прилагательного
4
Более интереснее, красивше
Ошибочное образование формы числительного
5
6
Ошибочное образование формы местоимения
С пятистами рублями
Ихнего пафоса, ихи дети
Ошибочное образование формы глагола
7
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
Нарушение согласования
8
9
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Нарушение управления
10
Нужно сделать свою природу более красивую.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали против такой оценки его творчества.
Повествует читателей.
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.
11
Ошибки в построении предложения с однородными членами
12
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
13
Страна любила и гордилась поэтом.
14
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Читая текст, возникает такое чувство…
Ошибки в построении сложного предложения
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
15
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Смешение прямой и косвенной речи
16
Человеку показалось то, что это сон.
Нарушение границ предложения
17
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Пунктуационные ошибки
Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.
Исправляются , но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:
- тире в неполном предложении;
- обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
- запятые при ограничительно - выделительных оборотах;
- различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
- в передаче авторской пунктуации.
К негрубым относятся ошибки
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну .
!Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространя-ются.
Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы обучающегося
Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
Выделяются две категории фактических ошибок .
1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.
2 . Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов , не связанных с литературным материалом.
Логические ошибки
Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений.
К характерным логическим ошибкам относятся:
- нарушение последовательности высказывания;
- отсутствие связи между частями высказывания;
- неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
- раздробление микротемы другой микротемой;
- несоразмерность частей высказывания;
- отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
- нарушение причинно-следственных связей;
- нарушение логико-композиционной структуры текста.
Речевые ошибки
Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
№ п/п
Вид ошибки
1
2
Употребление слова в несвойственном ему значении
Примеры
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
3
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Неразличение синонимичных слов
Мысль развивается на продолжении всего текста.
Мое отношение к этой проблеме не поменялось .
4
Были приняты эффектные меры.
В конечном предложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски
5
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
6
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
Неоправданное употребление просторечных слов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Таким людям всегда удается объегорить других.
7
Нарушение лексической сочетаемости
8
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
9
Автор увеличивает впечатление.
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
10
Автор использует художественные особенности (вместо средства ).
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
Неоправданное повторение слова
11
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Молодой юноша, очень прекрасный
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
12
Неудачное употребление местоимений
Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина в своем воображении
Спасибо за внимание!!!