Материал подобран учителем-логопедом: Садиловой Т. А.
Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи детей
старшей группы.
I. Расширять словарный запас по лексическим темам. Упражнение «Угадай предмет по его признакам»:
Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый, холодный … (снег). Трескучий, сильный, слабый, январский … (мороз).
Большая, серая, проворная, голодная … (ворона).
Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый … (воробей).
Упражнение «Отгадай предмет по его действиям»:
Кружится, падает, тает, вьется, сверкает, искрится … (снежинка).
Трещит, ломается, тает, плывет, намерзает … (лед).
Играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег) … (дети). Каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья) … (ворона).
Упражнение «Кто как передвигается?» Змея (что делает?) – ползает, лягушка – прыгает, человек – ходит и пр.
Упражнение «Кто как подает голос?»:
Кошка- мяукает, петух – кукарекает, собака – лает и пр.
II. Совершенствовать навыки словообразования.
Упражнение «Скажи ласково» Снегирь - снегирек, воробей – воробышек, сова – совушка, ветер – ветерок и т.п.
Упражнение «Скажи, какие?».
Ветер – ветреный, снег – снежный, мороз – морозный, шерсть – шерстяные, зима – зимний, птица – птичья и т.п.
Упражнение «У кого кто?».
У коровы – теленок, у собаки – щенок, у овцы – ягненок, у лошади – жеребенок и т.п.
III.
Совершенствовать грамматический строй речи Дидактическое упражнение «Один - много». Одна снежинка – много снежинок, один стул – много стульев, одно окно – много окон, одна шляпа – много шляп, одни сапоги – много сапог, одна страна – много стран и т.п. (в родительном падеже, много чего?)
Окно - окна, шляпа – шляпы, ухо – уши, дерево – деревья (именительный падеж, если много, то это?).
Дидактическое упражнение «Чья, чей, чьи, чьё?». Подобрать как можно больше слов к слову.
Моя – синица, ворона, галка, сова, сорока.
Мой – снегирь, воробей, снеговик, медведь, тюльпан, олень, морж.
Мои – птицы, снежки, снежинки, игры и т.п.
Закреплять употребление предлогов в, на, из, с, под, к, от. (игра с предметами).
Дидактическое упражнение «Составь предложение».
Составлять любые предложения, используя изучаемую лексику и предлоги.
Дети во дворе слепили снеговика.
Воробьи прилетели на кормушку.
Саша упал в сугроб.
Дидактическое упражнение «Давай посчитаем». Предлагается посчитать любые предметы от 1 до 10.
1 платье, 2 платья, … ,5 платьев, …, 10 платьев.1 синица, 2 синицы, …, …. 5 синиц, …, 10 синиц.
- Развивать связную речь
- Составлять описательные рассказы;
- составлять рассказы по плану;
- составлять сравнительные рассказы; (двух предметов)
- Совершенствовать навыки фонематического восприятия звукового анализа.
Игра «Внимательные ушки»
Называть звук, например А, Ребенку предлагается послушать и хлопнуть (топнуть, прыгнуть, присесть, руку поднять), когда услышит данный звук..
Выделение звука из ряда звуков – а, о, у, ы, а, и, а…Выделение звука из ряда слогов – ма до, мы, ам, сы, са., ..Выделение звука из ряда слов – дом, сыр, мак, стол, ваза, бык…
Повторение слоговых пар:
Па-ба-па, ба-па-ба:
Са-за-са, за-са-за.
Ша-са-ша, са-ша-са и т. п.
1. Выделять первый и последний звук в любых словах.
2. Выделять гласные и согласные звуки в словах; определять место звука в слове (в начале, в середине и в конце слова).
3. Придумывать слова с заданным звуком.
4. делить слова на слоги; (похлопывание, «протопывая» слова, делим на слоги)
5. Составлять предложение с заданным словом.
Артикуляционная гимнастика
Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Упражнения выполняются перед зеркалом.
Выполнение под счет, начиная с 1 –до 5, 10 раз. В промежутках, выполняйте упражнения на дыхание – сдувание кусочка ваты, кусочка бумаги. Сначала дуть в губы, следить, чтобы щеки не надувались. Затем дуть на язычок.
Комплекс основных артикуляционных упражнений