СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для родителей "Как быстро научить ребёнка читать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для родителей "Как быстро научить ребенка читать"

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей "Как быстро научить ребёнка читать"»

Одни дети обучаются читать легко, и родители в полной мере удовлетворяются этим. Другие с трудом постигают первые азбучные истины.

Трудно научиться читать гиперактивным, реактивным ребятам, так называемым «шустрикам». Но даже с детьми, легко обучившимися чтению, крайне не достаточно проводится работа над звуковой стороной речи. В таких случаях дети читают быстро, но в последующем нередко неграмотно пишут, у них нет интереса к русскому языку. Дошкольник 3-6 лет это самый оптимальный возраст для знакомства и понимания звукового анализа слова. Поэтому перед нами стоят задачи:

  1. Развивать интерес к звучащему слову, а через него ко всему русскому языку.

  2. Обучить детей умению проводить звуковой анализ слова, т. е. последовательно выделить гласные, мягкие и твёрдые согласные звуки.

И если мы пройдём с детьми этот подготовительный этап, значит, мы решим сразу несколько этапов:

  1. У детей лучше разовьётся фонематический слух, т. е. умение слышать в потоке нашей речи звуки.

  2. На этой основе мы с дошкольниками более плавно перейдём к чтению.

  3. В будущем имеется большая вероятность грамотного письма ребёнка.

  4. Ребёнок будет больше проявлять интерес к русскому языку, а через него к чтению настоящей литературы.

Итак, мы на время забываем о буквах, о звуках, букварях и переносимся только в мир звуков.

Давайте рассмотрим на примере звука «ш». Мы читаем ребёнку краткое стихотворение, где часто слышится этот звук, при чтении его интонационно выделяем:

Мышшшонку шшшшепчет мышшшшь:

«Ты всё шшшшуршшшишшь, шшшшшшуршшшишшшь»

Мышшшшонок шшшшепчет мышшши:

«Шшшшуршшать я буду тишшше».

Затем задаём ребёнку вопрос: Какой звук ты чаще всего слышишь в стихотворении? А теперь скажи, как шипит змея? (ш-ш-ш) А как шумят листья, когда их колышет ветер? (ш-ш-ш) Затем можно показать картинки, изображающие предметы со звуком «ш».

После этого предложить принести игрушки, в названии которых слышится этот звук. В течение нескольких дней подбираем и читаем детям с нужным интонационным выделением потешки, песенки, стихи, загадки, поговорки, чистоговорки, например: Не найду я ушки у нашей лягушки…. Петушок, петушок, золотой гребешок.

Параллельно с подбором фольклорного материала широкое место занимают речевые игры. Самая распространённая игра «Давай придумаем слова со звуком….». Надо лишь усвоить, что дети должны придумывать по правилам: слова с твёрдым согласным звуком, например, «р» (рыбка, рак, топор….), затем слова с мягким согласным звуком (якорь, репка, море…). Важно разнообразить такие игры: - путешествовать по комнате и находить предметы, в названии которых есть заданный звук;

- придумать только смешные, весёлые или грустные слова с заданным звуком;

- придумать слова с определённым звуком из профессии, из зимней одежды, по темам «Что любит моя мама?» «Мои любимые игрушки» «Овощи» «Фрукты» и т. д. - когда ребята хорошо усвоят различия между твёрдыми и мягкими согласными звуками, мы обуславливаем в игре задания: придумай слова, которые начинаются с мягкого согласного звука;

- игра: «Цепочка слов» (от замены только одного звука изменяется смысл слова: тень, пень, день, лень);

- эстафетные игры (друг другу передавая платочек или кидая мяч, мы проводим игру «Твёрдые - мягкие», например: рука - река ;

- знакомим с условным обозначением гласных - красным цветом, твёрдых согласных - синим цветом, мягких согласных - зелёным.

И тогда мы подведём ребёнка к очень важному процессу - звуковому анализу слова, т. е. к умению не просто слышать некоторые звуки в словах, а выделять их последовательно.

Завершающей на этом этапе будет «Игра - загадка», мы даём звуковую схему слова, а ребёнок подбирает слова. Если ребёнок затрудняется назвать слово, можно задавать наводящие вопросы. Чтобы процесс обучения чтению был увлекательным для ребёнка, необходимо использовать разнообразные игровые приёмы.



«Чтобы ребёнок слушался».
(Советы А.С.Макаренко).

Чтобы ребёнок вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

  • Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже на упрашивание.



  • Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.



  • Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу.



  • Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено.



  • Там, где Вы должны требовать, никаких теорий не должны разводить и добиваться выполнения Ваших требований.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!