СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реки в природе о.Сахалин

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дает представление о внутренних водах: реках, частях рек, использовании рек. Включает практическую работу измерения длины реки Гастелловки

Просмотр содержимого документа
«Реки в природе о.Сахалин»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Гастелло.














Разработка урока по географии с применением ИКТ

и приемов развития критического мышления.



Тема: «Реки». 6 класс.









Шевчук Раиса Николаевна

учитель географии











2016

Тема: «Реки».

Технология критического мышления.

Цели:

Образовательные:

- Сформировать представление о реке и ее частях;

- Объяснять понятия: «река», «исток», «устье», «речная система», «приток», «речной бассейн», «водораздел»

- Сформировать учебные умения и навыки работы с картой.

Развивающие:

- Способствовать развитию учебных и интеллектуальных умений и навыков: работа с учебником, схемами, картами атласа, анализ и синтез информации, обобщение.

Воспитательные:

- обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения, обучение рефлексии учебной деятельности.

Оборудование: Физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы, раздаточный материал: линейки, нитки, схемы, топографическая карта, презентация к уроку, учебник А.А. Лобжанидзе География Планета Земля . 6 класс. М.: Просвещение, 2016.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: поисково- исследовательский, эвристическая беседа, конструктивный.

Форма урока: комбинированная.

Педагогические технологии: ИКТ, технология развития критического мышления.

Структура урока усвоения новых знаний:

  1. Организационный этап:

  2. Постановка цели и задач урока; (для учителя и обучающихся).

Мотивация учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний.

  2. Первичное усвоении новых знаний.

  3. Первичная проверка понимания.

  4. Первичное закрепление

  5. Информация о домашнем задании , инструктаж его по выполнению.

  6. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока.

1. Организационный момент.

Добрый день ребята! Я рада Вас видеть и очень хочу начать с вами работу. Проверить готовность к уроку.

1. Стадия вызова.

Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок:

  1. В нее льется, из нее льется,

Сама по земле плетется. (Река).

  1. Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит- не выбежит. (Река).

  1. Между гор, между дол, бежит белый конь. (Река).

Вы уже поняли, что тема урока (Река). Слайд 1.

Итак, открываем тетради, записываем тему.

Примечание: технология «Критического мышления» включает в себя три стадии: вызов – осмысление – размышление (рефлексия).

Цель первой стадиивызова: активизация ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, импульс к изучению темы.

Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово « река»?

Предлагаю за три минуты написать все, что вам придет в голову. Обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Один- два ученика зачитывают. Учитель все записывает на доске. Обсуждаем.

Сравниваем. О чем же может пойти речь на уроке?

У меня река ассоциируется с человеком, его жизнью и деятельностью.

Открываю записи на доске: Родина – место рождения реки; Друзья – части реки;

Питание – режим реки; Характер- характер течения;

Предназначение – использование; Здоровье – охрана.

Слайд 2. Сообщение целей урока. Какие источники нам помогут в работе?

К концу урока вы должны усвоить понятия по теме «Река».

Слайд 3. Какая река расположена вблизи нашего населенного пункта?

II. Стадия осмысление – предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации.

Учитель: На суше вода есть практически везде. Даже в пустынях, где нет постоянных водоемов на поверхности, вода встречается на большой глубине. Воду содержат ледники гор, многолетняя мерзлота Сибири, вода есть в атмосфере. Но чаще всего, говоря о водах суши, мы имеем в виду реки, озера, болота. Человек научился и сам создавать водоемы на суше. Рукотворные реки – каналы и водохранилища. Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота и искусственные водоемы- все это воды суши.

В далеком прошлом реки были главными путями сообщения. Вдоль берегов селились люди, возникали города. Реки всегда были верными помощниками человека. По ним плыли лодки и корабли. Воды рек вращали колеса водяных мельниц, в реке человек поил лошадей, ловил рыбу, по рекам сплавляли лес.

В наши дни реки приобретают еще большее значение. На них построены электростанции. Вода рек используется для орошения полей, для работы заводов и фабрик. Реки дают питьевую воду городам и селам.

Попытаемся сформулировать определение река. ( Дети отвечают, дают свои определения) Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

(Параграф 30. Стр. 87) Запишите в тетрадь.

Слайд 4. Итак, река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении.

Что называется руслом? ( Углубление, которое выработала река)

Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной. И у реки есть место рождения. Найдите в учебнике. Как оно называется? ( Начало реки – исток)

Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши родители живут для вас. Вы - для своих детей. Это и есть смысл жизни.

У реки есть так же смысл жизни. Донести свои воды до моря, озера или другой реки, чтобы не нарушить круговорот воды в природе.

Найдите в учебнике, как называется такое место? ( Устье).

Слайд 5. Река состоит из истока, русла, устья.

Слайд 6. Повторяют понятия.

Слайд 7. Что может быть началом реки? Куда может впадать река?

Задание. Найдите и покажите на карте истоки и устья рек.

Ангара - исток- оз. Байкал; устье- река Енисей;

Печора – исток- г. Урал; устье - Карское море;

Обь – исток- г. Алтай; устье - Карское море

Гастелловка – исток- Лисянский хребет; устье – Залив Терпения.

Что такое длина реки? Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С помощью нитки и линейки. Нитку накладываем на изгибы реки, затем отрезок нитки совмещаем с линейкой, получившееся расстояние в см умножаем на именованный масштаб. ( В 1 см – 2 км).

Задание. Измерить длину реки Гастелловки. ( Ответ: 20 км).

Учитель. У человека есть две руки: правая и левая. И у реки есть руки – рукава или притоки: правые и левые. Как же мы будем их различать? (Предлагают).

Как определить правый или левый приток? Прочитайте на стр. 88.

Задание. Пользуясь картой России определить каким притоком – правым или левым является А) Кама для Волги; Б) Иртыш для Оби; В) Ангара для Енисея. Г) Хлыст, Поляковка для Гастелловки. (Правым).

Мы уже узнали много новых понятий. Какие понятия мы уже знаем по теме? Заполняют колонку «Знаем». Прочитайте. Какие понятия мы должны еще узнать?

Заполняют колонку « Узнаем»

На доске таблица. ( Учащиеся диктуют, Учитель записывает).

ЗНАЕМ! УЗНАЕМ! УЗНАЛИ

Река. Речная долина. Половодье

Исток. Пойма. Паводок.

Русло. Водораздел. Межень.

Устье. Речной бассейн Горные.

Приток. Речная система. Равнинные.

Задание. На схеме отметить изученные понятия. Проверяют. Слайд 9.

Кем бы вы хотели стать? Вы мечтаете создавать, творить ( о хорошей работе).

И река также создает, творит, работает.

Определите по рис. 57. на стр. 87. Уточните по тексту, что создает река своим течением? (речная долина, пойма)

Слайд 10. Слайд 11. На стр 90. Прочитайте определение. Что называется поймой?

Отмечают на схеме понятия « пойма», «долина».

Учитель: У человека есть дом, где собираются его друзья, семья и у реки есть дом, охватывающий все ее притоки. Сформулируйте определение. Как называется такая местность? Стр. 88 ( Речной бассейн).

Слайд 12. Каждая река имеет свой бассейн. Какой самый большой бассейн на Земле?

(Показ по карте). Определите речной бассейн реки Гастелловки. Восточно- Сахалинские горы, притоки – Поляковка, Хлыст). Вот вы и определили, что такое речная система. Найдите это определение в тексте.

Слайд 13. Речной бассейн реки Лены. Речные бассейны разделяются границей, которые называются водоразделом.

Задание. Определите речную систему и бассейн реки Лены. Чем отличаются понятия «бассейн» и «речная система». ( Бассейн – горы Южной Сибири, Верхоянский хребет. Притоки р.Лены – левый Вилюй; правый - Алдан) Рис. 58.

Учитель: Все мы разные по характеру. Кто-то веселый и энергичный. Кто-то спокойный, уравновешенный. Все ли реки одинаковые по характеру?

Слайд. 15. Слайд 16.

Задание. ( по вариантам) Прочитать характеристику течения рек на стр. 91-92.

Выписать основные признаки.

Обсуждение отличий. Сверяем. Слайд 17.

Ребята, что вам необходимо ежедневно, чтобы жить? (Правильное питание).

И реке необходимо питание. Как вы думаете, за счет чего пополняется вода в реке?

(Перечисляются источники питания). Сверяются с текстом учебника. Питание: Дождевое, ледниковое, смешанное, снеговое.

Многое в жизни людей зависит от настроения?

Когда приближается время школьных каникул, у вас поднимается настроение. И у реки

настроение может резко улучшиться в результате резкого кратковременного подъема уровня воды. Как называется это явление? ( Половодье, паводок). Обычно паводок наступает из - за ливневых дождей или резкого таяния снега, льда. Слайд. Фото. Бывает время, когда у нас нет настроения, не все задуманное получается. Наступает депрессия, а может это духовная межень? И у реки есть межень – самый низкий уровень воды в реке. На нашей реке межень летом, из-за сильного испарения и зимой, когда покрыта льдом. В это время глубина реки в некоторых местах всего 30-40 см.

У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери. У реки так же есть предназначение. Давайте вспомним о роли рек в нашей жизни: - Орошение. Водоснабжение. Транспортный путь. Рыболовство. Зона отдыха. И т.д. Что же вы еще узнали? Дополните таблицу «Узнали»

3 стадия – рефлексия ( возврат).

На этой стадии обучающиеся заканчивают и зачитывают таблицу, которую заполняли по ходу урока.

Ребята. Давайте вместе вспомним основные понятия нашего урока. Данная стадия как завершающая, заканчивается эссе на тему «Что нового я узнал» или Синквейном.

Река. Спокойная. Быстрая. Течет. Созидает. Разрушает. Река – это жизнь!

В завершении урока:

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки.

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной.

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины!

Храните речку светлую мою!

Наше представление о реках совпало с высказывание великого писателя России Льва Николаевича Толстого.

«Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же. Но каждая река бывает то узкая, то быстрая. То широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди.

Слайд. 18. 19. 20 Домашнее задание. Приготовить сообщение о реках.

Всего доброго!

Для самооценки и взаимооценки работы на уроке обучающимся может быть предложен прием «Шесть шляп мышления». Для этого ребятам предлагается мысленно надеть любую шляпу по выбору и при помощи нее оценить эффективность работы на уроке.

«Шесть шляп мышления»:

- белая шляпа – позволяет охарактеризовать само содержание урока по существу.

- красная – это ваши эмоции, ощущения, которые у вас возникли;

- черная – позволит вам высказаться о том, что не понравилось и что можно было бы улучшить;

- желтая – поможет вам сказать, что наиболее понравилось, что призвело, что произвело наилучшее впечатление;

Синяя – благодаря ей вы сможете заглянуть со стороны, в глубину, в основание;

Зеленая – это шляпа изобретателей, которая поможет вам в дальнейшем все это каким – либо образом использовать.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!